Льготы для государственных служащих в 2019 году

Содержание
  1. Льготы для государственных служащих в 2019 году
  2. Кто относится к госслужащим
  3. Перечень льгот госслужащим в России в 2019 году
  4. Куда обращаться за получением льготы
  5. Последние изменения
  6. Социальные гарантии государственных служащих
  7. социологические науки
  8. Похожие материалы
  9. Список литературы
  10. Льготы государственным служащим в 2015
  11. О состоянии системы оплаты труда государственных служащих
  12. Два концептуальных подхода к построению системы оплаты труда государственных гражданских служащих
  13. Международный опыт в области построения системы оплаты труда государственных служащих
  14. Социальный пакет в международной практике
  15. Расходы на государственное управление
  16. Выводы
  17. Система оплаты труда государственных гражданских служащих в Российской Федерации
  18. Денежное содержание государственных гражданских служащих
  19. Социальный пакет
  20. Выводы
  21. Общие выводы и предложения
  22. Льготы государственным служащим в 2016

Льготы для государственных служащих в 2019 году

Льготы госслужащим устанавливаются законом. Давайте рассмотрим, на что могут рассчитывать граждане, желающие построить карьеру чиновника.

Кто относится к госслужащим

Когда говорят о госслужащих, то имеются в виду только гражданские лица.

К ним относятся работники органов таких ветвей власти:

Все указанные лица относятся к гражданской службе. Она, в свою очередь, делится на два уровня Каждый финансируется из одноименного бюджета. Выделяют такие уровни госслужбы:

Служащие различаются уровнем полномочий и ответственности, которая компенсируется соответствующими благами за счет бюджета.

Описанные ниже преференции не относятся к военным и правоохранителям. Их льготы определяются иными актами.

Перечень льгот госслужащим в России в 2019 году

Лица, состоящие на службе, одновременно, являются и простыми гражданами. На них распространяются все социальные гарантии. Кроме того, эти люди имеют возможность использовать и специализированные льготы, созданные специально для них.

Преференции и блага указаны в законе «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.2004. К примеру, п. 10 ст. 52 данного документа гласит:

«…гражданским служащим гарантируются:

защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом.»

Гарантии безопасности — это одна из льгот. Но она обоснована, так как власть обязана защищать свою кадровую базу.

В целом основные льготы на 2019 год, положенные гражданским государственным служащим, выглядят так:

  1. Право на получение безвозмездного лечения в любом учреждении здравоохранения.
  2. Ежегодная единоразовая выплата — премия.
  3. Возмещение затрат на бензин, в случае использования личного транспорта по служебным нуждам.
  4. Дополнительный оклад при увольнении на пенсию. Исчисляется в среднем за последние десять лет работы.
  5. Увеличение продолжительности отпуска. За год работы прибавка составляет 1 день. Преференция ограничена десятью сутками в общем.
  6. Обучение за счет бюджета с сохранением места службы.
  7. Пенсионное обеспечение, зависящее от выслуги.
  8. Зачисление в кадровый резерв на вышестоящую должность.
  9. Получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

Каждый субъект РФ может расширить круг преференций своим служащим. Законодательство этого не запрещает.

Медицина

Как и в предыдущие периоды, за всеми чиновниками сохраняется право пользоваться безвозмездно услугами больниц любой аккредитации.

Речь идет практически обо всех необходимых манипуляциях: операциях, обследованиях, включая использование аппаратуры, анализах и тому подобное.

Перечень услуг медучреждений утверждается правительственным актом.

Кроме того, служащим обязаны провести протезирование зубов. Здесь есть небольшое исключение: за металлокерамику и драгоценные металлы придется доплатить.

Привилегии госслужащего сохраняются за пенсионерами — бывшими чиновниками.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Субсидии на жилье

Право на бюджетную помощь служащим закреплено в вышеуказанном законе. Так, статья 53 гласит:

Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на:

4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.»

Размеры и порядок начисления денег определяются отдельно каждым регионом для своих служащих. То же касается чиновников федерального уровня.

Звание госслужащего не запрещает присоединиться к иной программе, позволяющей использовать бюджет для приобретения дома. Главное, чтобы условия были подходящими.

Дополнительные преференции

Этот вид льгот касается положения родственников чиновников. К ним относятся следующие:

  1. Устройство детей в дошкольное образовательное учреждение без ожидания своей очереди.
  2. Компенсации на погребение.
  3. Пенсионное обеспечение иждивенцев погибшего при исполнении обязанностей чиновника.

Первые два пункта сохраняются за пенсионерами.

Куда обращаться за получением льготы

Большей частью преференций руководит начальник служащего.

Он издает приказ (распоряжение), в соответствии с которым:

  • начисляются премии;
  • компенсируются затраты;
  • выплачиваются оклады к пенсиям;
  • выписываются направления на учебу.
  1. Для медобслуживания следует обращаться непосредственно в учреждение, оказывающее необходимые услуги. Там нужно предъявить документ, доказывающий принадлежность к классу чиновников.
  2. Вопросы назначения дотаций на жилье тоже решаются в госоргане соответствующего уровня. Следует писать заявление и собирать пакет документов, доказывающих необходимость помощи.
  3. Дополнительные преференции даются также при предъявлении удостоверения чиновника либо при наличии заявления близких родственников.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Социальные гарантии государственных служащих

социологические науки

  • Ахмедина Кристина Бериковна , бакалавр, студент
  • Башкирский Государственный Аграрный Университет
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Похожие материалы

Где существует государство, там и существует гражданская служба. Все преобразования российском обществе стремительно меняют его социальный облик. В таких условиях особую роль приобретает государственная служба, как специальный вид управленческой деятельности. Одной из задач политики есть создание системы социальной защиты государственных служащих. Наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан.[12] Прежде чем перейти к вопросу о социальной защите государственных служащих, необходимо понять, что есть социальная защищенность населения вообще.

Понятие “социальная защищенность ” отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Именно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты.

Социальная защита государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом.

Под гарантиями на государственной службе понимаются различного рода денежные возмещения дополнительных затрат и ограничений, возникающих в связи с выполнением служащими служебных заданий. Компенсируя трудности государственной службы, они как бы уравновешивают ее правовой режим, предоставляя гражданским служащим определенные льготы и преимущества по сравнению с другими категориями работников.

Эти гарантии называются государственными и устанавливаются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (гл. II).

Основная цель государственных гарантий гражданских служащих — обеспечение их правовой и социальной защищенности. Государственные гарантии гражданских служащих существенно отличаются от мер социальной защиты других групп населения.

Государство предоставляет всем гражданским служащим РФ следующие основные государственные гарантии: равные условия оплаты труда; право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; отдых гражданского служащего; медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи; обязательное государственное социальное страхование; выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных законами; возмещение расходов, связанных со служебными командировками; защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей; государственное пенсионное обеспечение. [3]

Дополнительные государственные гарантии могут предоставляться гражданским служащим на основании нормативных правовых актов федеральных государственных органов или субъектов РФ при условии, что у них имеются финансовые возможности.

Данные гарантии предоставляются государственным гражданским служащим строго дифференцированно: только в соответствии с замещаемой гражданским служащим категорией и группой должностей. Чем выше должностной уровень чиновника, тем шире круг его социальных гарантий и льгот.[5]

Через предоставление социальных гарантий, наряду с другими конституционными правами, реализуется конституционное право граждан, замещающих должности государственной гражданской службы, на социальное обеспечение.

Конституция России каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39, ч. 1). При общем равенстве прав на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, исходя из особенностей их правового положения, законодательством предусмотрен иной, отличный от общего, порядок социального обеспечения. Одной из таких категорий являются государственные гражданские служащие.

Специфика государственной службы России как профессиональной служебной деятельности граждан России по обеспечению исполнения соответствующих полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных служащих определенные социальные гарантии в зависимости от вида, продолжительности, условий прохождения государственной службы и положения, занимаемого конкретной категорией государственных служащих в иерархических системах федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации.

Далеко не все проблемы в сфере социального обеспечения государственных служащих к настоящему времени получили соответствующее правовое урегулирование. Одной из причин обилия нерешенных проблем в сфере социального обеспечения федеральных государственных гражданских служащих является недостаточное теоретическое обоснование соответствующих вопросов в работах, посвященных государственной гражданской службе.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» —
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  4. Постановление Совета Федерации ФС РФ от 24.06.1994 N 153-I СФ «О приведении в соответствие с Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» порядка регулирования трудовых отношений помощников депутатов Совета Федерации»
  5. Башуров В.Б. Основные элементы системы присвоения, сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации // Современное право. 2011. N 9. с. 32 — 37.
  6. Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н., Кутлиярова Р.Ф. Совершенствование механизма государственного регулирования земельных отношений // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2016. №1 (37). С. 119-126.
  7. Зиозетдинова А.Б., Кутлиярова Р.Ф. О современном состоянии общественного контроля в России // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 544-546.
  8. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме паевого фонда сельскохозяйственного кооператива // В сборнике:Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы Материалы III научно-практической конференции молодых ученных и аспирантов. 2009. С. 231-234.
  9. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 2008.
  10. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим паевого и неделимого фондов сельскохозяйственного кооператива // Право и политика. 2007. №10. С. 66-72.
  11. Кутлиярова Р.Ф. Имущественная ответственность сельскохозяйственного кооператива по своим обязательствам // Право: теория и практика. 2008. № 6. С. 18.
  12. Нечаева Т.В., Кирилин А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2013. 368 с.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Льготы государственным служащим в 2015

Государственные служащие также как и раньше могут рассчитывать в 2015 году на социальный пакет льгот, который будет улучшен со стороны правительства. В состав социального пакета входит стандартизированные льготы, которые получают и другие люди, работающие в бюджетных сферах, но сюда же входят и льготы из вторичной категории предназначенной исключительно для государственных служащих.

Так, например льготы предусматривают бесплатное лечение в любом медицинском учреждении, расположенном на территории России. При этом гражданский служащий может воспользоваться отпуском на своей работе при амбулаторном лечении. В перечень услуг со стороны медицинских учреждений входит абсолютно всё. От диагностирования болезни и лечения, до оказания помощи со стороны психолога.

Кроме того для государственных служащих программа предусматривает бесплатное протезирование зубов из любого материала кроме драгоценных металлов. Льготы предусматривают также выплату средств, в случае если работник потратил деньги на бензин, для езды на личном автомобиле, но по рабочим делам. Кроме того есть вторичные льготы, такие как оказание помощи при смерти гражданского служащего. Тогда государство берёт на себя все затраты при погребении умершего.

После выхода на пенсию государственный служащий может рассчитывать на прибавку к пенсии в виде одного денежного оклада, в средней стоимости, который вычисляется при работе за 10 лет. Точнее говоря, дополнительно к пенсии государственный служащий может потребовать раз в год получить слой оклад, который он получал ещё при работе. Если чиновник отправился в командировку в Москву, то за каждый день его работы в Москве или московской области, по приезду к себе на родину, положено получить столько же дней отпуска.

Кроме того, при командировке в Москву государственный служащий имеет право получить надбавку в зарплате. Льготы для тех, кто работает в Москве, а постоянных основах, также имеются. Это в первую очередь Московская надбавка к пенсии который вычисляется по посту, который занимал человек ещё при работе, а также по сроку службы.

Как правило, надбавка идёт даже тогда когда уже при пенсии государственный служащий продолжает работать, и тем самым увеличивая при этом надбавку из-за срока своей работы. Раз в год чиновник может получать премирование со стороны государства.

О состоянии системы оплаты труда государственных служащих

Два концептуальных подхода к построению системы оплаты труда государственных гражданских служащих

Одним из важнейших направлений совершенствования системы государственного управления является внедрение новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, которые должны предусматривать совершенствование системы моральной и материальной мотивации государственных гражданских служащих и стимулировать их антикоррупционное поведение[1]. Безусловным фактором, определяющим эффективность работы государственного гражданского служащего является система оплаты труда.

В международной практике с незначительными отклонениями можно выделить две модели построения системы оплаты труда государственных служащих. Первая характеризуется невысоким уровнем денежного содержания со значительным социальным пакетом, а вторая — относительно высоким денежным содержанием, конкурентным на рынке труда и незначительным по объему социальным пакетом.

Каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки. Основными достоинствами первой модели являются:

  • невысокая бюджетная нагрузка;
  • сдерживание зарплатных ожиданий.
  • высокий социальный пакет эффективен в условиях инфляции.

Основными недостатками первой модели являются:

  • непривлекательность работы на государственной службе для молодежи.

К достоинствам второй модели можно отнести:

  • привлекательность работы на государственной службе для молодежи;
  • возможность привлекать и закреплять квалифицированные кадры.

Недостатками второй модели являются:

  • постоянное отставание от рынка труда;
  • отток квалифицированных кадров в частный сектор;
  • текучесть и невысокая закрепляемость кадров.

Международный опыт в области построения системы оплаты труда государственных служащих

Опыт США

В 2004 году законодательно была введена система оплаты труда в зависимости от результата (pay-for-performance) для высших руководителей, предусмотрена норма обязательного сертифицирования ведомствами своих систем оценки результатов деятельности служащих высшего звена.

В США оплата труда федеральных служащих ведется по Общей тарифной сетке. В ней 15 разрядов, каждый из которых характеризуется соответствующим уровнем сложности работы, ответственности и соответствующими квалификационными требованиями

Опыт Германии

Формирование персонала государственной службы имеет вид алгоритма: образование — уровень службы — особенности замещения должности — денежное содержание. В ФРГ существует сводный реестр должностей с указанием сферы деятельности и подгруппы заработной платы. Он утвержден Федеральным законом о денежном содержании (Bundesbesoldungsgesetz).

Человек в системе государственной службы определяется по его знаниям и умениям:

  • простая служба — успешное завершение основной школы или получение соответствующего аттестата;
  • средняя служба — окончание реальной школы или успешное завершение основной школы, а потом получение профессионального образования или получение соответствующего аттестата;
  • повышенная служба — окончание специального высшего заведения или иным образом полученное свидетельство об этом уровне образования;
  • высшая служба — законченное, достаточное для всей последующей трудовой жизни высшее образование; для службы в общей системе государственного управления таким образованием считается университетское юридическое, экономическое, финансовое или образование в области социальных наук.

Эти требования закреплены в основных законах и распоряжениях о чиновниках. Вследствие этого в Германии невозможно прийти на высокую должность, не имея соответствующего диплома. Подобное комплектование государственной службы закрывает дорогу некомпетентным, неподготовленным людям.

В результате реформирования государственной службы, проводившегося с 2004 по 2009 гг., Федеральный закон о денежном содержании был изменен, и количество выплат существенно сократилось. С 1 августа 2011 г. действуют следующие виды выплат:

  • основной оклад;
  • доплаты на членов семьи только для чиновников групп оплаты А2 — А5;
  • доплаты за условия службы;
  • выплаты кандидатам при прохождении испытательного срока[2].

Основными группами оплаты являются группа А — чиновники, в отношении которых действует порядок восходящего продвижения по службе на основе аттестаций и квалификационных экзаменов; B — чиновники, в отношении которых действует установленный оклад и которые не подлежат аттестации и квалификационным экзаменам (это только люди с университетским образованием). Ранее групп оплаты было значительно больше — свои правила действовали для солдат. Сегодня они введены в общую сетку оплаты (A и B). Теперь вся служба, включая военную, подчиняется единым правилам установления денежного содержания. В отдельные группы выведены профессора университетов (группа оплаты W) и судьи (группа оплаты R).

Оплата труда чиновника и бюджетника чрезвычайна прозрачна, все сетки оплаты входят составной, неотъемлемой частью в Закон о денежном содержании чиновников или в Тарифный договор в отношении государственных служащих (бюджетников).

Ранее система была более сложной, позволявшей использовать широкий набор инструментов для стимулирования чиновников. Сейчас она значительно более плоская, предусматривает линейную карьеру человека: при прохождении аттестации человек переводится со ступени оплаты на ступень; при повышении квалификации — в пределах своего уровня службы из группы оплаты в новую группу оплаты.

Все связано именно с тем, что теперь используются новые стимулирующие надбавки — за условия несения службы.

Прежде чем представить эти надбавки, нужно отметить также, что чиновники двух групп — B (высшие должностные лица государственной службы) и W (профессора университетов) — не имеют повышающихся ступеней, здесь все зависит от должности или полученного научного звания и замещаемой должности, и потому шкала — плоская.

Повышающимся является оклад судей низших категорий — здесь есть философия карьерного роста в зависимости от опыта, стажа, в зависимости от качества работы. Однако затем — тоже только установленный оклад, привязанный к должности судьи.

Поощрения могут достигать 15% от величины годового оклада чиновника. В параграфе говорится, что это не постоянно действующие выплаты: если успехи чиновника снижаются, то не может быть и выплат. Для начинающих чиновников и солдат премии не должны превышать 7%.

Однако для некоторых категорий чиновников премии могут быть более чем значительными — до 250% от оклада. Эти выплаты рассчитаны, прежде всего, на тех, кто связан с системами жизнеобеспечения страны, кто сам подвергает собственную жизнь риску.

В отношении бюджетников в Германии действует Тарифный договор.

В соответствии с тарифными договорами с 1 октября 2005 г. начала действовать новая система тарифных разрядов, которая объединила ранее раздельно оплачивавшиеся уровни публичной службы, предусматривается унификация отпусков, выплат на детей и по болезни для всех категорий служащих, ежегодных премиальных выплат.

В отличие от ранее действовавшей тарифной сетки ныне принято деление на 15 тарифных разрядов на публичной службе.

Показательно: на коммунальном уровне оклад растет быстрее в первые годы службы. Это сделано для того, чтобы удержать людей, в первую очередь молодежь, особенно тех, кто занят непосредственным оказанием услуг населению, на службе. Затем выплаты выравниваются и становятся такими же, как и для федеральных бюджетников.

В отличие от этого, тарифные договоры для других видов занятости отличаются иными шкалами окладов, например, для тех, кто оказывает социальные услуги эта шкала больше, оклады в начальные годы карьеры растут быстрее, чем у чиновников и федеральных бюджетников.

Принятие нового Тарифного договора преследовало несколько целей. Так, благодаря новой тарифной сетке сокращается количество тарифных разрядов, а сами эти разряды формируются на основе менее чем ста признаков, ранее для этого принималось в расчет около 17 тыс. различных факторов.

Все 15 разрядов сводятся к единым принципам оплаты труда. Учет опыта работы и индивидуальных результатов будет осуществляться на основе шести повышающих оклад ступеней, что делает публичную службу привлекательнее благодаря более лучшей оплате труда на начальных ступенях карьеры.

В ряду мер политики — постоянный мониторинг экономики, сопоставление показателей, характеризующих уровень жизни в стране, с тем, что есть на государственной службе. Примером такого рода мониторинга — сравнительные таблицы, в которых содержание чиновников, зарплата в промышленности сравниваются со стоимостью жизни.

Социальный пакет в международной практике

Как показывает анализ зарубежного опыта (США, Германия, Япония) важным фактором привлекательности для государственных служащих и сдерживающим фактором роста зарплатных ожиданий в государственном аппарате являются социальные гарантии и компенсации, т.е. социальный пакет.

Объем и структура социального пакета для государственных гражданских служащих в различных странах различается — это дополнительная страховка, обучение, повышение квалификации, бесплатное предоставление и льготные займы на жилье, пенсионное обеспечение, оплата переезда на новое место работы, социальная и медицинская страховка.

По группе наиболее экономически развитых стран четко появляются следующие общие тенденции:

— В числе направлений политики оплаты по результатам наметился рост учета показателей работы коллектива государственных служащих (или структурного подразделения) государственного органа, а не только индивидуальной профессиональной служебной деятельности.

— Программы оплаты по результатам деятельности предполагают децентрализованный характер управления системой оплаты труда, делегирование полномочий от центрального органа управления на уровень линейных руководителей и рядовых сотрудников.

— Все более разнообразными становятся критерии оценки эффективности труда государственных гражданских служащих за счет включения оценок менее детализированного характера: общего профессионального, организационного и культурного кругозора, а также общесоциальных навыков.

— Оценки часто строятся в большей степени на диалоге с линейным руководителем, а не на строго установленных, поддающихся количественному измерению показателях. Одновременно с этим широкое распространение получили квоты на количество государственных гражданских служащих, способных успешно работать при такой системе оплаты труда в соответствии с установленными критериями.

— Размер оплаты по эффективности и результативности обычно составляет небольшой процент в структуре денежного содержания, не более Премии лишь дополняют структуру денежного содержания, а не заменяют все существующие составляющие (тарифные и надтарифные).

Расходы на государственное управление

Анализ динамики расходов на государственное управление показывает, что в целом они за последние годы увеличиваются: в Германии они выросли в период во Франции на 34,2%, в Италии на 5,2%, в Нидерландах на 16,5%, в Финляндии на 38,6%, в Великобритании на 32,1%.

При этом доля расходов на государственное управление в ВВП в Германии составляет 6,1%, во Франции — 6,9%, в Италии — 8,3%, в Нидерландах — 5,9%, в Финляндии — 7,2%, в Великобритании — 5,3%

Таким образом, можно констатировать, что в развитых странах расходы на государственное управление составляют значительную долю ВВП, а в абсолютном значении постоянно увеличиваются.

Выводы

Совершенствование системы оплаты труда государственных служащих должно включать следующие элементы:

  • формирование четких и обоснованных схем должностных окладов (сеток) (Германия);
  • эффективную систему оценки деятельности государственных служащих (США);
  • инструментом долгосрочного закрепления кадров должен служить социальный пакет.

Система оплаты труда государственных гражданских служащих в Российской Федерации

Денежное содержание государственных гражданских служащих

В Российской Федерации структура денежного содержания необоснованно деформирована: размер денежного содержания лиц, замещающих младшие должности государственной службы, составляет величину ниже прожиточного минимума трудоспособного человека; чрезвычайно низка доля оклада денежного содержания в общем объеме выплат (от 7 до 37%); величина вертикальной компрессии составляет более чем 30 раз, удельный вес стимулирующих выплат в фондообразовании незначителен (не более 14%). При сохранении подобных тенденций произойдет дальнейшее снижение конкурентоспособности денежного содержания на рынке труда. Кроме того, подобная архитектура структуры денежного содержания как показывают зарубежные эмпирические исследования чревата участием государственных гражданских служащих в различных коррупционных схемах.

Анализ структуры и размеров оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных министерств, а также служб и агентств, подведомственных федеральным министерствам, в зависимости от группы и категории должности, позволяет сделать следующие основные выводы.

Размер максимального (высшая группа должностей, категория «Руководители») и минимального (младшая группа должностей, категория «Обеспечивающие специалисты») оклада государственных гражданских служащих различаются в Если рассматривать максимальный и минимальный размер денежного содержания государственных гражданских служащих с учетом надбавок, различие возрастает уже примерно в раз в зависимости от уровня в структуре федеральных органов исполнительной власти. Внутри категорий должностей различия менее значительны: наиболее значимые различия в раза — в категории «Руководители», в раза отличаются минимальный и максимальный возможные размеры денежного содержания в категории «Специалисты», в 2,4 раза — в категории «Обеспечивающие специалисты», минимальный диапазон вариации в категории «Помощники (советники)» — в1,1 раза (диаграмма 1).

Основную часть в структуре выплат составляет ежемесячное денежное поощрение (ЕДП). Его размер и порядок исчисления установлен Указом Президента РФ от 25.07.2006г. № 763. Доля ЕДП в общей структуре выплат колеблется, в зависимости от категории и группы должностей, от 74,5% (высшая группа должностей, категория «Руководители») до 46,8% (ведущая группа должностей, категория «Обеспечивающие специалисты»).

Анализ показывает, что при переходе к должности более высокой категории, степень влияния ЕДП на рост оплаты труда государственного гражданского служащего значительно изменяется. Так, при переходе из категории «Обеспечивающие специалисты» в категорию «Специалисты», а также из категории «Специалисты» в категорию «Помощники (советники)» рост оплаты труда на 59,5% обеспечивается за счет увеличения размера ежемесячного денежного поощрения.

Примерно равные доли в структуре оплаты труда государственного гражданского служащего имеют должностной оклад и надбавка за особые условия гражданской службы. Доля должностного оклада в структуре заработной платы колеблется последовательно, от 7,1% (высшая группа, категория «Руководители») до 26,1% (младшая группа, категория «Обеспечивающие специалисты»). Доля оклада в структуре заработной платы для категории «Руководители» составляет от 7,1 до 15,6%; для категории «Специалисты» — от 15% до 22,4%; для категории «Обеспечивающие специалисты» — от 18,7% до 26,1%. При этом с «понижением» группы должности внутри категории доля оклада в структуре оплаты труда возрастает по всем категориям. Доля надбавки за особые условия гражданской службы наоборот — снижается с по всем категориям с «понижением» группы должности внутри категории.

Социальный пакет

На государственной гражданской службе в Российской Федерации незарплатные формы гарантий и компенсаций в общей величине денежной оценки варьируются от 15% (специалисты разных категорий) до 44% (заместители федеральных министров).

Действующим законодательством предусматриваются следующие гарантии:

  • медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
    обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;
    выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Гражданским служащим при определенных условиях может предоставляться право на:

  • периодическое повышение квалификации, стажировку или переподготовку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
  • транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы и возмещение расходов при использовании личного транспорта в служебных целях в случаях и порядке, установленных соответственно законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
  • единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и законодательным актом субъекта Российской Федерации.

Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего. При этом в базу для начисления пенсии входят все виды денежного вознаграждения (различные премии, классный чин и еще много чего другого).

Кроме этого федеральные государственные гражданские служащие, имеющие не менее 5 лет страхового стажа имеют право на одновременное получение и страховой части трудовой пенсии по старости.

Как показывают опросы среди государственных гражданских служащих существующая система пенсионного обеспечения оценивается скорее плохо или плохо (всего 66% опрошенных).

Выводы

Анализ системы оплаты труда государственных гражданских служащих показал, что система оплаты труда характеризуется невысоким денежным содержанием и небольшим социальным пакетом по сравнению с денежным содержанием и социальным пакетом государственных служащих за рубежом.

Общие выводы и предложения

  • анализ зарубежной практики формирования систем оплаты труда государственных служащих и российская практика оплаты их труда показывают что оптимальной моделью формирования системы оплаты труда данного категории работников является: уровень денежного содержания на конкурентном уровне на рынке труда, высокий социальный пакет. Это потребует роста расходов на оплату труда государственных гражданских служащих;
  • размеры окладов денежного содержания должны строиться на основе единой прозрачной схемы (сетки) и индексироваться.
  • Структура социального пакета должна обеспечивать стабильность кадровой структуры государственной гражданской службы, что гарантируется включением таких оказывающих долгосрочные эффекты элементов как медицинская страховка и пенсионное обеспечение.
  • система оплаты труда и социальный пакет должны быть дифференцированны в зависимости от уровня и сложности решаемых задач, широты и ответственности выполняемых функций, а также объема запретов и ограничений.

Максим Шестаков

[1] См.: Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Льготы государственным служащим в 2016

В социальный пакет льгот для государственных служащих входят как льготы стандартные, получаемые работающими людьми в бюджетных сферах, так и льготы, исключительно предназначенные для государственных служащих. В 2015, 2016 годах социальный пакет льгот для госслужащих не изменился и остался, как и раньше:

— медицинское лечение для государственных служащих предусматривается бесплатное на всей территории страны; практически все от диагностики заболеваний, сдачи анализов до консультации психолога входит в перечень медицинских бесплатных услуг; государственный служащий может бесплатно воспользоваться услугами по протезированию зубов почти из всех доступных материалов (кроме драгоценных металлов и металлокерамики);

— возвращаются потраченные на бензин средства работникам, которые свою машину используют в рабочих целях;

— раз в год государственные служащие получают от государства премию;

— прибавку к пенсии получают они в средней стоимости в размере одного оклада; вычисляется средний оклад за десять лет службы; то есть, может служащий, выйдя на пенсию, один раз в год дополнительно получить свой средний оклад;

— отпуск государственного служащего составляет тридцать календарных дней плюс один день за год, проработанный на государственной службе; но не более десяти дней к отпуску может прибавиться;

— у работающих на государственной службе существует возможность, по мере необходимости, повысить свою квалификацию, пройти стажировку, профессиональную подготовку; за время профессионального обучения оклад и место работы за ними остается; такое обучение должно проходить совершенно бесплатно один раз в трип года;

— дополнительная квалификация по результатам профессиональной переподготовки может быть присвоена гражданскому служащему;

— на приобретение жилья за весь период гражданской службы может получить служащий единовременную субсидию; в каждом регионе по-разному начисляется такая субсидия и рассчитывается она на каждого члена семьи;

— имеются для служащих и вторичные льготы, например, государство оказывает помощь при смерти государственного служащего, беря все затраты при погребении умершего на себя.

Дополнительные региональные льготы имеют государственные служащие Москвы:

— прибавка к пенсии, начисляемая в зависимости от того, какой занимал человек пост, какой имеет стаж и когда он работал; служащему, находящемуся на пенсии, но еще работающему, уже идет такая надбавка;

— чиновники Москвы и Московской области к отпуску получают количество дней, проведенных в командировке;

— может получить прибавку к окладу государственный служащий при командировке в Москву.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит