С чем можно сравнить весенний ручей

Гдз к литературному чтению 2 класс, учебник, 1 часть, климанова, школа россии люблю природу русскую. осень с.65-82 - страница 4

Иван Никитин Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

1. Точное слово
Как автор приветствует новый день? Найдите ответ в стихотворении.

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

2. Соответствие
Автор говорит: «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается». Когда в природе можно увидеть такую картину? Отметьте ответ √

√ утром на восходе

3. Поиск
Перечитайте описание предрассветной поры. Подчеркните эпитеты, которые использует поэт. Соедините рифмующиеся строки.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. ⇒ По зеркальной воде, по кудрям лозняка

Белый пар по лугам расстилается. ⇒ От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. ⇒ Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

Чуть приметна тропинка росистая. ⇒ С листьев брызнет роса серебристая.

4∗. Эрудит
Объясните значение слов.

Соха — орудие для вспахивания земли.
Лозняк — ивняк, ивовый кустарник.
Пахарь — тот, кто пашет землю.

5. Поиск
В каких словах слышится восхищение и радость поэта? Подчеркните олицетворения.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!Здравствуй, солнце да утро весёлое!

6∗. КнигочейЧто вы знаете о русском поэте И.С. Никитине? Запишите.

И.С. Никитин родился в Воронеже. Дом его детства стоял на высоком берегу реки Воронеж. Поэт любил наблюдать за течением реки, разглядывать краски закатов, слушать пение птиц и шелест трав.
Никитин очень хотел стать образованным человеком, мечтал об университете, но для его семьи наступили тяжёлые времена. Отец разорился, юноше пришлось работать, чтобы поддержать родных. В свободное время он учился, много читал, пробовал писать стихи., скрывая их от посторонних.
«Русь» — первое стихотворение, которое было напечатано и сразу сделало поэта известным. Стихи приняли с восторгом: заучивали наизусть, переписывали, читали друзьям. Это стихотворение Никитина о родной Русской земле называли песней, которая сразу облетела всю великую Русь. И сейчас, в XXI веке, поэзия И.С. Никитина живёт, его стихи изучают, читают и перечитывают, заучивают наизусть.

7∗. Проба пераПеречитайте стихотворение. Сделайте иллюстрацию к той части, которая вам понравилась.

Ответы к стр. 78 — 79. Как хорошо уметь читать

«Осеннее утро» М. Пришвин, стр. 79

1. Приходилось ли тебе наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажи. Сравни свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

Особенно красив листопад в парке, где много деревьев и кустарников разных видов. С порывом ветерка слетают с ветвей желтые, красные и багряные листочки. Они кружатся в воздухе и покрывают разноцветным ковром землю. А оставшиеся на деревьях листочки приятно шелестят и ждут своего часа. И думаешь, что вот-вот уже скоро будет зима. Но я не обращал внимания, в отличие от Пришвина, как именно падают листики, что они делают это по-разному. 

2. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Нарисуй словесную картину.

Это прохладное осеннее  утро. Начало октября. Опадают с деревьев листья и летят куда-то вместе с перелетными птичками. Бабье лето уже кончилось, и остается радоваться каждому теплому деньку.

3. Обсудите с другом. Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?

Умение любоваться и восхищаться природой, рисовать словесные картины осени, передавать осеннее настроение.

«Сегодня так светло кругом» И. Бунин, стр. 79

1. Как говорит поэт о тишине?

С нежностью и трепетом.

2. Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину? Что ты изобразил бы на ней?

Да, можно. Я бы изобразил на ней осенний лес на берегу реки, покрытую красно-желтыми листьями землю, голубое небо.

3. Составь самостоятельно небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу», используя опорные слова: тихо, ни ветерка, падают листья, улетают птицы. 

Утром в осеннем лесу очень тихо. В воздухе ни ветерка. С легким шелестом падают пожелтевшие листья. В прозрачном воздухе видны стаи птиц. Они улетают на юг. Скоро зима.

Ответы к стр. 76. Берестов В. «Хитрые грибы»

Поэт выбрал именно такое название, потому что грибы как-будто спрятались от него. Автор шутит, говоря, что они хитрые.

«Ох и хитрые грибочки!Где же спрятались они?»

«Видно, я большой корзинойВсе грибы перепугал.»

Такой вывод неожиданный и интересный.

3. Сравни тексты «Хитрые грибы» и «Грибы». Какой из них написал учёный, а какой — поэт? Объясни.

«Хитрые грибы» — поэт. Текст содержит  приемы художественной речи, рифмы, стихотворный темп и ритм, в нем  присутствует настроение, эмоции.

«Грибы» — текст ученого, он написан научным языком без использования красочных выражений. Невозможно определить настроение ученого и его отношение к описанному.

Иван Никитин Русь

I часть: Под большим шатромГолубых небес –Вижу — даль степейЗеленеется,

И на гранях их,Выше тёмных туч,Цепи гор стоятВеликанами.

По степям в моряРеки катятся,И лежат путиВо все стороны.

Посмотрю на юг –Нивы зрелые,Что камыш густой,Тихо движутся;

Мурава луговКовром стелется,Виноград в садахНаливается.

Гляну к северу –Там, в глуши пустынь,Снег, что белый пух,Быстро кружится;

Подымает грудьМоре синее,И горами лёдХодит по морю;

И пожар небесЯрким заревомОсвещает мглуНепроглядную…

Это ты, мояРусь державная,Моя родинаПравославная!

II часть: Широко ты, Русь,По лицу землиВ красе царственнойРазвернулася!

У тебя ли нетПоля чистого,Где б разгул нашлаВоля смелая?

У тебя ли нетПро запас казны,Для друзей стола,Меча недругу?

У тебя ли нетБогатырских сил,Старины святой,Громких подвигов?Перед кем себя ты унизила?Кому в чёрный деньНизко кланялась?

На полях своих,Под курганами,Положила тыТатар полчища.

Ты на жизнь и смертьВела спор с ЛитвойИ дала урокЛяху гордому.

И давно ль было,Когда с ЗападаОблегла тебяТуча тёмная?

Под грозой еёЛеса падали,Мать сыра-земляКолебалася,

И зловещий дымОт горевших сёлВысоко вставалЧёрным облаком!

Но лишь кликнул царьСвой народ на брань –Вдруг со всех концовПоднялася Русь.

Собрала детей,Стариков и жён,Приняла гостейНа кровавый пир.

И в глухих степях,Под сугробами,Улеглися спатьГости навеки.

Хоронили ихВьюги снежные,Бури севераО них плакали!..

III часть: И теперь средиГородов твоихМуравьём кишитПравославный люд.

По седым морямИз далёких странНа поклон к тебеКорабли идут,

И поля цветут,И леса шумят,И лежат в землеГруды золота.

И во всех концахСвета белогоПро тебя идётСлава громкая.

Уж и есть за что,Русь могучая,Полюбить тебя,Назвать матерью,

Стать за честь твоюПротив недруга,За тебя в нуждеСложить голову!

1. Проталинки
Перечитайте и впишите пропущенные слова.

Уж и есть за что,
Русь могучая,Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

2. Точное слово
Прочитайте, впишите слова, которые выбрал автор, чтобы показать величие Руси.

Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная!Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!

3. Поиск
Как называется наша Родина? Запишите.

Моя Родина — Россия, Русь, Отечество, Отчизна, Держава.

4. Соответствие
Перечитайте стихотворение и разделите на части по плану. Нарисуйте иллюстрации.

Описание красоты богатств Описание побед над врагами Описание славы России

5∗. ЭрудитЧто такое логическое ударение? Объясните.

Логическое ударение — это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке. 6∗

Проба пераПопробуйте сочинить четверостишие о своей Родине. Запишите и сделайте иллюстрацию к нему

6∗. Проба пераПопробуйте сочинить четверостишие о своей Родине. Запишите и сделайте иллюстрацию к нему.

Моя Родина — город, где я живу,
Страна, где живёт вся моя семья,
А за городом ветер волнует траву-мураву,
И все люди — Родины дочери и сыновья.

Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие

Е.Трутнева. «Когда это бывает?»

Учебные задачи:

• формировать умение слышать художественное слово и чувствовать красоту родной природы;

• учить сравнивать стихотворения по темпу и интонационному рисунку (Блок. «Зайчик»; Трутнева. «Когда это бывает?»);

• обогащать читательский опыт первоклассников.

Учебные умения:

• высказывать свое отношение к произведению и описанию картин родной природы;

• выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта;

• правильно называть произведение, определять жанр и тему.

Учебный материал: стихотворение Е. Трутневой «Когда это бывает?»; 2-3 книги со стихами С. Есенина, А. Блока.

Е. Трутнева

Когда это бывает?

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

Луг, совсем как ситцевый

Всех цветов платок, —

Не поймешь, где бабочка,

Где какой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лег на крыши снег.

В небе звезды яркие

Водят хоровод.

Старый год прощается,

Входит Новый год.

Комментарии к уроку

1. Повторение.

• Игра «Вспомни и назови» (учитель читает отрывки из изученных стихотворений, а учащиеся вспоминают и называют произведения).

«Хмурая, дождливая Наступила осень,

Всю капусту сняли, нечего украсть».

(Блок. «Зайчик».)

«Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней».

(Есенин. «Поет зима — аукает…»)

• Работа с детскими книгами: рассматривание, правильное называние (фамилия автора, заголовок), определение знакомых стихотворений (по заголовкам и иллюстрациям).

2. Работа со стихотворением Е. Трутневой «Когда это бывает?»: слушание, беседа после слушания, моделирование.

3. Повторное слушание.

4. Упражнение в чтении. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

5. Подготовка к изготовлению книжки-самоделки. Учитель читает стихи о каждом времени года. Дети выбирают строки, которые хотят выучить наизусть и проиллюстрировать.

6. Рекомендации: найти книги со стихами о природе; выучить отрывок и нарисовать к нему иллюстрацию; выполнить задание в тетради (по желанию).

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Стр. 72 — 75. Осенние листья

«Осенние листья» А. Толстой, стр. 72

1. Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?

Да, ведь его сад обеднел, поэт грустит по его цветению.

2. Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуй в своём воображении то, что он увидел.

Поэт наблюдает эту картину из окна своего дома.Он видит, как облетают листья с деревьев, кружатся и падают, а вдали краснеют рябины.

3. Выучи стихотворение. Какое настроение ты передашь?

Спокойное, немного грустное, тоска по летнему саду.

4. Какое слово помогает представить осенние листья?

Пожелтелые.

«Закружилась листва золотая» С. Есенин, стр. 73

1. С чем сравнивает поэт золотую листву?

С бабочками.

2. Как выглядит пруд, окружённый осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?

Пруд выглядит так, как будто в нем купается стая бабочек. Вода кажется розовой от отражающейся в воде яркой листвы осенних деревьев.

3. Какое настроение создаёт это стихотворение? Передай его при чтении.

Восхищение природой.

4. Придумай свой рассказ или сочини маленькое стихотворение на тему «Осень». Помощь ты найдёшь в «Рабочей тетради».

Выгляну в окошко, осень на дворе Золотом играет. Зябко на заре. Я надену куртку, выбегу во двор. Посмотрю на птичек перелетных хор.

Стр. 74. «Сухие листья» В. Брюсов 

1. Подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.

– сухие, – шуршат, шепчут, – кружат.

2. Какие сочетания слов повторяются?

«Сухие листья» — повторяется в произведении семь раз. «Тусклым ветром» — повторяется в произведении два раза.

3. Перечитай стихотворение, прислушайся к его звучанию.

В произведении преобладают шипящие и свистящие звуки. Они помогают представить шуршание сухой листвы, свист ветра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 1-2 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: