Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
План для пересказа:
- Улов старика
- Договор с рыбкой
- Новое корыто
- Столбовая дворянка
- Царица
- Желание быть владычицей морскою
- Разбитое корыто.
Пересказ сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса
Старик каждый день ходил на рыбалку.
И вот однажды он поймал не простую рыбку, а золотую.
Она попросила не убивать её, за что пообещала выполнить желания рыбака.
Сжалился старик, и выпустил улов в море.
Рассказал он о случившемся жене.
Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.
Старик послушался, а рыбка исполнила желание.
Затем старуха захотела стать столбовой дворянкой.
И в этом желании рыбка не отказала.
А потом старуха вовсе стала царицей.
Последним желанием старухи было стать владычицей моря.
Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила.
Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.
Читательский дневник по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина
Название произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Число страниц: 4
Жанр: сказка
Главные герои: Старик, Старуха, Рыбка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Рыбак — старый и добрый мужчина.
Верный муж.
Милосердный.
Старуха — жадная и ненасытная.
Ей сложно угодить.
Неблагодарная и злая.
Не ценит то, что имеет.
Рыбка — добродушная и мудрая.
Исполнила все желания старика.
Справедливая и мудрая.
Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке»
Старик поймал в море Золотую Рыбку, которая умела исполнять желания.
Он отпустил её в море, а о происшедшем рассказал жене.
Старуха отправила старика обратно, просить новое корыто.
Потом она попросила новый дом, захотела стать дворянкой, а потом и царицей.
С каждым разом всё чернее становилось море.
Всё больше гневалась рыбка.
И когда старуха захотела быть морской владычицей, ничего не ответила рыбка.
А старик вернулся и увидел разбитое корыто.
План сказки:
- Будни стариков.
- Волшебный улов.
- Старик выполнил просьбу Золотой Рыбки.
- Первое желание — корыто.
- Второе желание — изба.
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Желание стать морской владычицей.
- Разбитое корыто.
Основная мысль «Сказка о рыбаке и рыбке»
Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело.
Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью.
Чему учит сказка
Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы.
Учит не жадничать, ни завидовать чужому.
Краткий отзыв о «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всегда важно уметь вовремя остановиться. Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море
Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море.
Но любая благодарность имеет границы.
Нельзя требовать от человека то, чего он не может дать.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось написать замечательную литературную сказку, используя традиционные приёмы народного фольклора.
Мне понравилась волшебная рыбка, единственный положительный герой этой сказки.
Она была доброй, благодарной, но справедливой.
Старуха была просто жадной.
А старик был слабым и бесхарактерным.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что требовать благодарности за доброе дело нельзя.
Спасённый сам должен поблагодарить, так как сочтёт нужным.
Пословицы к произведению:
- За большим погонишься — малое потеряешь.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Жадность всякому горю начало.
- Жадности богатого конца-краю нет.
- Жадный глаз только сырой землёй насытится.
Словарь неизвестных слов:
- Невод — рыбацкая сеть.
- Простофиля — бесхитростный человек.
- Пуще — сильнее.
- Сварливая — злая, сердитая.
- Светёлка — чистая комната в доме.
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
- «Сказка о царе Салтане…»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- «Руслан и Людмила»
- «Песнь о Вещем Олеге»
- «Барышня-крестьянка»
- «Сказка о золотом петушке»
Библиотека произведений автора пополняется.
Традиционное понимание сказки
Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.
В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.
Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.
Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.
И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.
Ответы к стр. 28 — 31
1. Из каких сказок А.С. Пушкина эти строки? Правильно соедини их линиями с названиями сказок.
«Сказка о рыбаке и рыбке». ⇒ | Раз он в море закинул невод, — Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, — Пришёл невод с травой морскою. |
«Сказка о царе Салтане» ⇒ | Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые… |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». ⇒ | «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» |
2. Допиши название ещё одной сказки А.С. Пушкина. Картинка поможет тебе вспомнить это название.
«Сказка о золотом петушке«.
3. Прочитай последние строки «Сказки о золотом петушке». Как ты их понимаешь?
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Сказка — это вымысел, но в ней содержится назидание читателю.
4. Обсуди со взрослыми и отметь, какие пословицы особенно подходят к тому, чем заканчиваются сказки А.С. Пушкина.
Сказка о золотом петушке
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
V Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях
Тут её тоска взяла,И царица умерла.
V Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Сказка о царе Салтане
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались.
Царь для радости такой
Отпустил всех трёх домой.
V Повинную голову и меч не сечёт.
Сказка о рыбаке и рыбке
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
V Много желать — добра не видать.
Сказка о попе и о работнике его Балде
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
V Не жалей алтына: отдашь полтину.
5. Как ты понимаешь выражение «остаться у разбитого корыта»?
Остаться ни с чем, с носом, потерпеть крах.
6. Сочини и запиши рассказ, в конце которого используй это выражение. Придумай интересный заголовок.
Не утрать отличное положение
Был в одном классе ученик-отличник. Один раз он заигрался с ребятами во дворе и не выучил уроки. На следующий день он получил свою первую в жизни четвёрку. Дома его не сильно поругали, потому что четвёрка, если хорошо подумать, не пятёрка, конечно, но всё же… Не такая уж и плохая это оценка. Всё бы ничего, можно четвёрку пережить. Но на следующий день невыученных уроков стало гораздо больше. И в дневнике уже стояла красная тройка. Наш отличник покраснел, но стал сам себя успокаивать, что есть дети, которые учатся гора-а-аздо хуже.
И вот однажды на контрольной он получил жирную двойку, а все дети занимались и получили четвёрки и пятёрки. Понял тогда наш отличник, что нужно много заниматься, учить уроки, делать дополнительные задания, чтобы не остаться у разбитого корыта на следующей контрольной.
Альтернативный анализ произведения
Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.
Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:
- Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
- Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
- Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
- Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.
Мужская интерпретация:
- Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
- Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
- В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
- Вывод — не следует требовать слишком много.
Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.
2 Часть
ВОПРОСЫ. Стр. 5
1234
ВОПРОСЫ. Стр. 12
1234567
ВОПРОСЫ. Стр. 14
12456
ВОПРОСЫ. Стр. 22
123456789
ВОПРОСЫ. Стр. 25
123
ВОПРОСЫ. Стр. 27
12345
ВОПРОСЫ. Стр. 31
ВОПРОСЫ. Стр. 32
13
ВОПРОСЫ. Стр. 33
2
ВОПРОСЫ. Стр. 37
ВОПРОСЫ. Стр. 41
1245
ВОПРОСЫ. Стр. 46
12345789
ВОПРОСЫ. Стр. 50
12
ВОПРОСЫ. Стр. 55
13
ВОПРОСЫ. Стр. 59
ВОПРОСЫ. Стр. 61
23456
ВОПРОСЫ. Стр. 67ВОПРОСЫ. Стр. 68
ВОПРОСЫ. Стр. 71
12
ВОПРОСЫ. Стр. 79
1234
ВОПРОСЫ. Стр. 79
1234
ВОПРОСЫ. Стр. 81
123
ВОПРОСЫ. Стр. 81
123
ВОПРОСЫ. Стр. 83
123
ВОПРОСЫ. Стр. 84
123
ВОПРОСЫ. Стр. 85
12
ВОПРОСЫ. Стр. 87
2
ВОПРОСЫ. Стр. 88
123
ВОПРОСЫ. Стр. 99
ВОПРОСЫ. Стр. 103
123
ВОПРОСЫ. Стр. 105
12
ВОПРОСЫ. Стр. 107
123
ВОПРОСЫ. Стр. 108
1
ВОПРОСЫ. Стр. 109
1234
ВОПРОСЫ. Стр. 111
12345
ВОПРОСЫ. Стр. 112
1234
ВОПРОСЫ. Стр. 116
1
ВОПРОСЫ. Стр. 121
2
ВОПРОСЫ. Стр. 125
1345
ВОПРОСЫ. Стр. 133
123
ВОПРОСЫ. Стр. 142
123
ВОПРОСЫ. Стр. 143
2
ВОПРОСЫ. Стр. 145
124
ВОПРОСЫ. Стр. 149
2
ВОПРОСЫ. Стр. 151
1
ВОПРОСЫ. Стр. 151
12
Вспомни, как обычно, заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками А. С. Пушкина. Сделай самостоятельно вывод, используя опорные слова.
Народные сказки всегда заканчиваются победой Добра, такой конец имеют и сказки Пушкина.
Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной свадьбе.
Писатель заимствовал такую особенность и для своих произведений.
Пример окончания русских народных сказок:
Сказка «Белая уточка» заканчивается словами: «стали жить-поживать да добра наживать»,
Сказка «Сивка-Бурка» имеет конец: «весёлым пирком да за свадебку»,
Сказка «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли»,
Сказка «Царевна — лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо».
Пушкин заканчивает сказки подобным образом, говоря о шикарной свадьбе.
Например, в его сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и «О царе Салтане» в конце говорится:
«Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил».
Читательские дневники:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Белая уточка»
- «Сивка-Бурка»
- «Василиса Прекрасная»
- «Царевна-лягушка»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о царе Салтане…»