Литературное чтение. 2 класс. Часть 1
Заплатка
У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого таких штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошёл поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
— Я больше не буду! Зашей, мама!
— Сам зашей.
— Так я же ведь не умею.
— Сумел порвать, сумей и зашить.
— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошёл во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
— Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
— Я просил маму зашить, а она не хочет.
— Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь всё делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
Пошёл он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зелёной материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам. Дело это было нелёгкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иглой.
— Чего ты колешься? Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить её за самый кончик так, чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушёный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче.
— Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Ещё хуже, чем было! Придётся всё заново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил её, приложил к штанам, обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова.
Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё было сделано, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
— Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
— Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвётся — обязательно сам пришью.
1. Чем хвастался Бобка? Прочитай.
2. Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны? Как он это делал? Прочитай или расскажи.
3. Как ребята оценили работу Бобки? Найди ответ в тексте. Прочитай.
4. Каким ты представляешь Бобку? Как автор относится к мальчику? Расскажи.
5. Прочитай фамилию автора. Какие рассказы этого писателя ты знаешь? Назови.
Николай Николаевич Носов написал много рассказов о детях: «Мишкина каша», «Замазка», «Милиционер», «Дружок», «Затейники» и другие. В произведениях Н.Н. Носова много юмора, забавных историй и весёлых приключений из жизни детей.
6*. Прочитай пословицу: «Терпение и труд всё перетрут». Подходит ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»? Докажи.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Моделирование обложки
— Посмотрите на обложку книги. Какую информацию можно прочитать на ней?
— Кто изображён на обложке книги? Какой эпизод произведения иллюстрирует эта картинка?
— Предлагаю вам оформить модель обложки книги — это задание поможет вам лучше запомнить имя и фамилию автора, заголовок книги.. (Дети самостоятельно выполняют модели обложек) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: фамилия автора, заголовок, жанр, тема
3. Работа с тексом, составление характеристики Бобки.
1) Прочитайте начало рассказа. -Каким вы увидели Бобку? (хвастливый)
2) Что случилось дальше? Как изменилось настроение героя? (огорчился)
3) Работаем над вопросами после текста.( Я ведь не умею!)
4) Прочитаем, чем закончилась история. (Дети читают последние абзацы)-Каким вы увидели Бобку? (самостоятельный, гордится, что сам пришил заплатку)
5) Какие события изменили характер Бобки?
6) Представьте, что мог бы думать Бобка, когда пришивал первую заплатку? ( Пришью побыстрее и пойду гулять. …)
7) Почему Бобка стал перешивать заплатку? ( Остался недоволен результатом работы, некрасиво.) Прочитайте, как об этом говорит автор.-Как характеризует этот поступок героя?( Он строг к себе, самокритичен)
Как Бобка пришивал вторую заплатку? Какой он хотел получить результат?Почему ему удалось достичь поставленной цели?
9) Как отнеслись ребята к работе Бобки? ( Похвалили, оценили по заслугам)
По ходу работы с текстом на доске появляются карточки с характеристиками героя: хвастливый, несамостоятельный, капризный, упрямый, самокритичный, упорный, усидчивый, целеустремлённый, самостоятельный.
ОБОБЩЕНИЕ: История с заплаткой научила героя быть упорным, целеустремлённым, усидчивым, внимательным, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ,
4. Работа с пословицами.
— Выберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа:
1) Маленькое дело лучше большого безделья.
2) Какие труды, такие плоды.
3) С кем поведешься, от того и наберешься.
4) Терпение и труд все перетрут.
5) С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
5. Работа в группах
1 группа: Расположить иллюстрации в правильном порядке, составить диафильм и пересказать текст.
2 группа: Расставить правильно номера частей на готовом плане-схеме и пересказать текст.
3 группа: Составить алгоритм — правила пришивания заплатки.
4 группа: Придумать продолжение рассказа.
6. Пятистишье — синквейн. Как автор относится к своим героям?
1 стр. — Тема
2 стр. — Прилагательные 2
3 стр. — Описать действия
4 стр. — Наше отношение из 4 слов
5 стр. — Синоним к 1 слову: ассоциация
Дети
Маленькие, забавные.
Учатся всегда доводить дело до конца
И будет у них победа всегда.
Бобка — герой сегодняшнего дня, старательный и гордый.
Так старается, что все у него,
конечно получается.
Такой герой молодцом называется.