Стр. 119. Котенок
Часть 1 – Пропажа кошки. Главная мысль: хозяева переживают из-за потери домашнего любимца.Часть 2 – Котята. Детям нужны маленькие друзья, о которых можно заботиться.Часть 3 – Спасение котенка. Ради своих любимцев хозяева готовы на подвиг.
План:
1. Пропажа кошки2. Котята3. Катя и Вася4. Собаки5. Котенок спасен
7. Перескажи текст от лица Васи.
Неожиданно пропала наша любимая кошка. Вскоре выяснилось, что она стала мамой пятерых котят. Один из них остался у нас. Как-то мы с Катей пошли гулять и взяли своего любимца с собой. Гуляя, мы заметили много щавеля и принялись с Катей его собирать, а о котенке позабыли. Когда мы услышали лай собак, Катя испугалась и убежала, а я бросился к котенку. Он от страха не мог пошевелиться. Я подбежал к котенку и закрыл его собой. В это время приехал охотник и позвал собак. Я сделал вывод, что никогда не нужно брать котенка на прогулки.
Ответы к стр. 108. Лев Николаевич Толстой
1. Узнал ли ты сказку? Расскажи её по рисункам.
«Три медведя»
Пошла Машенька в лес по грибы и заблудилась. Набрела она на избушку, зашла, внутри нет никого. А в этой избушке жили три медведя. Вошла девочка и увидела стол, три стула и три тарелки с кашей: большая, средняя и маленькая. Поела она из всех тарелок и пошла в спальню. Там она увидела три кровати. Полежала Маша на всех, выбрала самую маленькую и улеглась спать. Вернулись медведи домой. Медвежонок начал кричать, кто сидел на его стуле и ел с его посуды. Машенька проснулась от этих звуков и кинулась бежать. А вдогонку ей медведи бежали бежали, но не догнали.
Ответы к стр. 122 — 124. Проверим себя
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
«Петушок и бобовое зёрнышко». Народная сказка.«Ласточки пропали…».А. Фет«Зима! Крестьянин, торжествуя…». А. Пушкин«Филипок». Л. Толстой«Лебедь, Рак и Щука». И. Крылов«Стрекоза и Муравей». И. Крылов
Когда я был маленьким, я еще не определился, что больше люблю — рисовать или заниматься самбо. Поэтому я записался в оба кружка. Потом мне захотелось еще заняться моделированием и я записался в него. Из-за этого у меня стало мало времени на учебу. Пришлось бросить все кружки, чтобы хорошо учиться. Вот так я и остался у разбитого корыта.
Еще можно написать про ребенка, которому подарили игрушку, а он хотел игрушку подороже и схитрил, сказав, что подарок ему не нравится. Родители не купили другую игрушку, а подарок вернули в магазин. Так ребенок и остался у разбитого корыта из-за своей жадности.
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
1. Один за всех, а все за одного.2. Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот кто узнал и навстречу ему идет.3. Грамоте учиться всегда пригодиться.4. Друзья познаются в беде.5. Добра желаешь — добро и делай.6. Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.7. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
Примеры из жизни:
О взаимопомощи, верной дружбе: «Один за всех, а все за одного», «Друзья познаются в беде».
Когда человек, несмотря на свою боязнь, совершает храбрый поступок: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт».
О том, что нужно делать добро: Если человек хочет, чтобы к нему относились по-доброму, то и он сам должен поступать по-доброму с другими.
Добро всегда возвращается с лихвой. «Добра желаешь — добро и делай».
Наука, знания, новый опыт полезны для каждого человека. Они помогают в построении карьеры, хорошего жизненного пути: «Грамоте учиться всегда пригодится», «Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее», «Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает».
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
«Один за всех и все за одного» — И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт» – Л. Н. Толстой «Котенок»«Грамоте учиться всегда пригодится» – Л. Н. Толстой «Филипок»«Друзья познаются в беде» – «Гуси-лебеди»«Добра желаешь — добро и делай» – Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»«Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее» – «Каша из топора»«Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает» – И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
-
Назад
-
Вперёд
Вариант 2
Каждая басня Ивана Андреевича Крылова – это захватывающая история с долгожданным поучительным концом. Героями его жанра являются хорошо знакомые представители мира животных, насекомых. Их образы, взаимоотношения и действия автор наполняет аллегориями. Именно поэтому читателю легко понять мысли автора.
Басня «Лебедь, рак да щука», изданная в 1816 году, заставляет читателя глубоко задуматься над незатейливым, на первый взгляд, сюжетом. На фоне природы лебедь, как представитель пернатых, пытается взлететь с возом в небеса. Он стремителен, но есть помехи, которые ему мешают это сделать. Щука не может иначе, как тянуть поклажу за собой в воду. Рак усердно тянет всех назад. Их воз остается несдвинутым, так как каждый из героев применяет силу лишь для того, чтобы увлечь его за собой в противоположную сторону. Каждый из действующих героев старательно выполняет то, что ему под силу, следуя в том направлении, где находится его среда обитания. Однако именно в этом автор и сосредотачивает проблему, указывая на то, что каждый думает только о себе. Среди участников действий нет общности, единого мнения, благодаря которому все были бы удовлетворены и смогли достигнуть цели гораздо быстрее.
Таким образом, главная мысль заключена в том, что без единства каких-либо черт характеров людей, без командного духа справиться с подобным вопросом не получится. Автором избраны герои совершенно разных групп, видов. Так он подчеркнул, что великая разница между персонажами порой напоминает разницу в интересах, устремлениях людей, которые противятся прийти к общему мнению.
И. А. Крылов высмеивает не каждого из них, а в целом выражает иронию над ситуацией, которую они создали. Ситуация, которая сложилась в результате разобщенных действий трех героев в басне И. А. Крылова, наводит на поучительную мысль о том, что человек не может существовать в одиночестве в целом, также он н е может успешно действовать в составе команды, если нет между людьми общих интересов. Фразой «а воз и ныне там» автор высмеивает нежелание людей, участвующих в чем-либо найти выход, чтобы пойти на компромисс, иначе дело не сдвинется с места. Он показывает, к чему приводит подобное упрямство.
Произведение И. А. Крылова актуально во все времена. Его фразы повторяются из поколения в поколение, легко запоминаются, вызывают улыбку. Но главное, являются поучительным уроком, о котором нужно задуматься.
Анализ тематики и проблематики
Подробный разбор небольшого по объему произведения следует проводить по плану:
- Тема и основная мысль.
- Образы главных героев.
- Используемые художественные изобразительно-выразительные средства.
Какова тема басни, становится понятно сразу после прочтения. Три героя пытаются переместить воз. Но, поскольку каждый из них тянет телегу на себя, результата достичь им не удается. Проблематика, мораль произведения также достаточно очевидны
Чтобы выполнить какое-то действие, важно думать не только о себе, а стараться действовать сообща.
Следующий пункт плана — характеристика действующих лиц. Это краткое описание героев. Их три. Крылов не дает подробностей, персонажи только называются. Их поведение соответствует реальным действиям животных в природе: птица стремится к полету, рак пятится, рыба жаждет плавать в воде.
Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор, немногочисленны, но каждое из них настолько емкое, что позволяет создать особое звучание. Вот какие примеры можно привести:
- Фразеологические обороты («лезть из кожи вон»).
- Однородные подлежащие создают ощущение постепенности описываемого.
- Инверсия («кто виноват из них» — нарушение порядка слов, прямой порядок звучал бы «кто из них виноват»).
- Антонимы (виноват — прав).
- Элементы разговорной речи («вон», «ходу»).
Наконец, используется ирония — «воз и ныне там», а сам текст построен на аллегории. При работе над сочинением эти примеры можно выписать, чтобы в дальнейшем использовать для иллюстрации и подтверждения своих выводов.
Сказка о рыбаке и рыбке стр. 100 — 101
Старик робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.
«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,«Смилуйся, государыня рыбка»,«Ей старик с поклоном отвечает»,«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,«Не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить».
Старуха скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.
«Старика старуха забранила»,«Еще пуще старуха бранится»,«Дурачина ты, простофиля»,«На чем свет стоит мужа ругает»,«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,«Еще пуще старуха вздурила»,«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».
Основная мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть. Пословицы: «Кто малым не доволен, тот большого не достоин», «Жадность — всякому горю начало».
Часто употребляется выражение «Остаться у разбитого корыта».
7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
План для пересказа:
1. Старик поймал золотую рыбку2. Договор с рыбкой3. Новое корыто4. Столбовая дворянка5. Царица6. Желание быть владычицей морскою7. Разбитое корыто.
Пересказ сказки о рыбаке и рыбке
Жили старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так. Вернулся старик к старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто. Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать столбовой дворянкой, а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка. Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.
Народные сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки Пушкина. Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной свадьбе. У Пушкина есть и такие концовки.
Например народная сказка «Белая уточка» заканчивается словами : «стали жить-поживать да добра наживать», «Сивка-Бурка» имеет конец: «веселым пирком да за свадебку», «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли», «Царевна-лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо». В сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и «О царе Салтане» в конце говорится: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.»
Анализ, мораль басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Басня «Лебедь, Щука и Рак» стала своеобразной визитной карточкой поэта, несмотря на то, что огромное количество других произведений Ивана Андреевича Крылова пополнили сокровищницу русской классической литературы. Это одна из самых известных и цитируемых его басен. Многие ее выражения стали крылатыми. Оригинальная басня была неоднократно прочитана при дворе.
Басня написана в 1814 году. В годы отечественной войны, да и в последующий за ней период творчество Ивана Андреевича, которого почитали певцом простонародья, приобретает политическую направленность, созвучную тенденциям, главенствующим в русском обществе. В этом проявилась гениальность его поэтического предвидения, глубина исторического анализа, истинная народность его творчества. Кроме простого, бытового смысла, басня «Лебедь, Щука и Рак» имеет явный внешнеполитический подтекст. Он ярко отражает общественное недовольство граждан России действиями союзников императора Александра I.
Поэт, несомненно, хорошо знакомый с народным творчеством, русским фольклором, его традиционным принципом тройственности – три богатыря, три желания, вводит в сюжетную линию трех персонажей. Автор намеренно, чтобы приблизить реалии басни к простому народу, выбирает в качестве персонажей животных, популярных в русском фольклоре, с полярной манерой поведения и кардинально отличной средой обитания. Это позволяет ярче иллюстрировать разность интересов ситуативных политических союзников, имитацию ими усилий по урегулированию послевоенной ситуации в Европе. Равнодействующая усилий таких «горе-союзников» приводит к удручающему результату.
Настоящим украшением басни являются фразеологизмы «на лад …дело не пойдет», «из кожи лезут вон», причем последний одновременно выступает яркой гиперболой. Однородные подлежащие «Лебедь, Рак да Щука», являясь средством художественной выразительности, одновременно создают акцент на собирательности действий, которая создает контраст с удручающей результативностью.
Среди других выразительных средств – инверсия – «поклажа бы …казалась и легка», «вместе трое все в него впряглись», «везти … воз взялись», «кто виноват из них», антитеза – «выйдет …не дело, только мука», метафора – «рвется в облака», эллипсис – «кто прав, – (об этом) судить не нам», антонимы – «кто виноват…, кто прав», ирония – «воз и ныне там». Автор использует характерную для него разговорную лексику – наречие «вон» в значении «наружу», оборот «нет ходу», и лексику с оттенком архаичности – наречие «ныне», существительное «согласье».
В контексте басни слово «товарищ» лишено той политической окраски, которая так прочно к нему пристала, что устойчиво ассоциируется с определенной тематикой. Задолго до революционных событий 1917 года оно традиционно использовалось для названия людей соединенных одним делом, коллег. Автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть взаимное доверие, солидарность, следствием которого должно стать плодотворное сотрудничество.
Дело в значении «плодотворный труд « – ключевое слово басни. Лексический повтор – «…дело не пойдет, и выйдет из него не дело…» – призван создать необходимый акцент на этом слове. Ровную интонацию басни нарушает риторическое восклицание «…возу все нет ходу!». Оно одновременно обозначает пик психологического напряжения, умело созданного автором всего несколькими фразами, и является символом бесплодных усилий героев.
Мораль басни – необходимость разумного компромисса. Без способности покинуть узкий круг собственных интересов нет шансов на успех совместной деятельности.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни
Публикация «НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг, группе „Знакомство с басней И, А, Крылова „Лебедь, рак и щука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
— развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
— формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.
Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).
Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», презентация.
Лебедь, Рак и Щука стр. 105
2. Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее?
Басни и сказки похожи тем, что в них могут быть задействованы животные, или вещи, которые разговаривают и думают, как люди. В конце басни, как правило, находится мораль – мнение автора. В конце сказки также может находиться мораль, но в виде пословицы или поговорки.
4. Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.
Задумали сестренки сюрприз для мамы на ее день рождения приготовить, пока ее дома нет, а что это будет, не обсудили. Ира вырезала из бумаги заготовки для открытки. Катя нарисовала на ватмане поздравительный заголовок для стенгазеты, а Вика нарезала яблоки, чтобы сделать яблочный пирог. Но когда пришла мама, оказалось, что ни один подарок не готов, а есть только куча недоделанных вещей. Что же, сказала мама, когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Тогда девочки объединились и доделали все подарки вместе. Мама была очень рада.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России».
Цели: познакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова; расширять читательский кругозор детей; научить их определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Лебедь, Рак и Щука»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно хором.
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
(Чтение с разной интонацией, скороговоркой.)
III. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об И.А. Крылове
Сегодняшний урок мы посвятим знаменитому русскому баснописцу И.А. Крылову.
Материал для учителя
Иван Андреевич Крылов (1769—1844) родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. А позже (семья Крыловых жила тогда в Твери) довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с итальянцем — синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось — ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
2. Чтение текста
— Прочитайте текст о Крылове в учебнике на с. 102. (Дети читают.)
— Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни? (Надо быть очень трудолюбивым человеком.)
— Сколько черновых строк было к басне «Кукушка и Петух»? (Около двухсот строк.)
— Сколько строк в ней? (21 строка.)
— Чем занимался всю свою жизнь Иван Андреевич Крылов? (Работал и учился.)
— Когда он начал работать? (В И лет.)
— Когда он начал изучать греческий язык? (В 50 лет. И за 2 года овладел им в совершенстве.)
3. Определение жанра
— Что такое басня? (Высказывания детей.)
Басня — это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
— Сравните басню и сказку. Есть ли у них что-то общее?
IV. Физкультминутка
Обезьянки
Лучшие качели —
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается, —
Да, да, да! —
Тот не огорчается
Никогда!
(Дети слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед- назад, будто на качелях. Говоря «Да, да, да!», хлопают; произнося две последние строчки, прыгают.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа с иллюстрациями
— Рассмотрите иллюстрации на с. 103. Вспомните названия басен. Что перепутал художник?
2. Чтение басни
— Теперь мы познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука» («Лебедь, Щука и Рак»).
(Басню читает учитель. Можно организовать прослушивание аудиозаписи.)
3. Задания в учебнике
— Прочитайте и выполните задания 3—5 на с. 105.
4. Определение образов
— Прочитайте басню самостоятельно. Определите образ каждого героя басни.
Слова для справок: рвется, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только свое дело знает, стремительный, упрямый, нерасторопный, быстрый, идет назад.
Лебедь |
Рак |
Щука |
5. Выразительное чтение басни
VI. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VII. Подведение итогов урока
— С каким баснописцем познакомились на уроке?
— Какое произведение изучали?
— Что такое басня?
— Какова мораль этой басни?
— Какое выражение стало крылатым?
Крылатые слова — образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить).
Возникновение
Басня – небольшое по размерам произведение, которое имеет преимущественно стихотворную форму и носит сатирический характер. Это — иносказательный жанр, что позволяет с помощью выдуманных героев (как правило, зверей) обличать нравственные и общественные проблемы.
Свою историю басня начинает в V веке до нашей эры. В то время ее создал Эзоп. Только иносказательная форма давала возможность вкладывать в произведение даже самые смелые мысли. В честь создателя она получила название «эзопов язык».
Тогда басни существовали лишь в устной форме. Записывать их стали приблизительно во II веке до нашей эры.
Краткая история написания
Иван Андреевич Крылов, которого ласково именуют «дедушка Крылов», создавал свои произведения с ориентацией не на детей, а на взрослую публику. Поднимаемые им вопросы важны, актуальны не только для 19-го века, но и в наше время. Авторству Крылова принадлежит более 230 емких и выразительных текстов, строки из которых часто используются в повседневной жизни. О неловком неповоротливом человеке говорят «слон в посудной лавке», о человеке, отрицающем науку — «мартышка в очках».
А «Лебедь, рак и щука» — та басня, которую вспоминают при разногласиях в коллективе, мешающих нормальной работе команды. Текст написан в 1814 году и вошел в сборник «Новые басни Крылова», увидевший свет в 1816 году.
Главные герои обозначены в названии, но под масками рыбы, птицы и рака скрываются человеческие типажи. Создание сюжета велось на основе реальных событий современного писателю времени.
Есть две версии того, какие именно действия были высмеяны автором в тексте:
- Объединение России с европейскими государствами для борьбы с Наполеоном.
- Разногласия в работе Государственного совета, основного законодательного органа тех лет.
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 105 (Школа России)
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 105
странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4 и 5.
Учебник 1 часть — Страница 105.
Ответы 2021 года.
Номер 1.
Обсудите с другом. Грустную или смешную историю рассказал И.А. Крылов? Как вы понимаете выражение «воз и ныне там»?
История, которая разворачивается в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», одновременно и грустная, и смешная. Становится смешно, потому что персонажи из-за своей глупости и легкомыслия тянут воз в разные стороны. Но становится немного грустно, ведь они так и не смогли договориться между собой, не сумели выполнить дело. Выражение «воз и ныне там» означает, что дело так и не сдвинулось с места. Ничего у лебедя, рака и щуки не получилось.
Номер 2.
Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее? Выполни задание в «Рабочей тетради».
Басни – это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
У сказок и басен общее то, что в этих произведениях могут быть задействованы персонажи-животные, которые имеют свой характер, могут разговаривать и думать, как люди. Также в конце басни всегда есть мораль (нравоучение). В сказке такое нравоучение приводится в виде пословицы или поговорки.
Номер 3.
Назови героев басни. Опиши, как они старались сдвинуть воз. Что главное они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
В басне И. А. Крылова три героя: лебедь, рак и щука. Все они хотели по-разному вести воз с поклажей. Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула воз в воду. Главное, что они не сделали – не договорились, как будут действовать.
Номер 4.
Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.
Захотели Даня, Света и Люба подарить бабушке к юбилею каждый свой подарок. Даня решил нарисовать рисунок. Света задумала испечь торт, а Люба собралась сделать поделку из бисера. Когда бабушка пришла домой, она увидела, что дети спорят и ругаются. Оказалось, что никто не успел сделать задуманное. Тогда бабушка позвала их к себе и объяснила, что лучше делать одно дело вместе. Она сказала, что нужно договариваться и помогать друг другу. Бабушка сразу вспомнила строки из басни: «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Ребята, услышав эти слова, сразу побежали в другую комнату. Через полчаса они подарили бабушке красивый рисунок, который нарисовали вместе.
Номер 5.
Обсудите с другом. О чём предупреждает И. А. Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Продумайте условия совместной работы. Сравните их с теми, что даны в «Рабочей тетради».
Автор предупреждает людей о том, что нужно сначала договориться, прежде чем приступить к совместной работе. Чтобы получить результат, нужно работать слаженно и сплочённо. Причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки в том, что они не приняли решения, куда и как они будут тянуть воз. Одно из условий совместной работы – согласованность в действиях. Также следует прислушиваться друг к другу.
Рейтинг
Шаг 2: Эскизы и композиция
Перед тем, как начать рисовать басню «Лебедь, рак и щука», необходимо создать эскизы и определить композицию.
- Для начала, нарисуйте эскизы лебедя, рака и щуки отдельно друг от друга. Попробуйте передать основные особенности каждого персонажа.
- Затем, попробуйте поместить эти персонажи на одно полотно. Используйте простые геометрические фигуры, чтобы оценить расположение и взаимодействие персонажей.
- Расставьте персонажей таким образом, чтобы была видна их взаимная зависимость и конфликт, который является основой басни.
- Постепенно продолжайте разрабатывать композицию, добавляя детали и уточняя позы персонажей.
- Не забывайте использовать пространство на картине, чтобы передать атмосферу и настроение басни.
Принимайте решения по композиции с учетом основных принципов композиции: баланса, пропорции и движения.
Важно помнить:
Нахождение лебедя в центре композиции может акцентировать внимание на его величии и благородстве. Рак и щука должны быть расположены так, чтобы их отношение к лебедю было явно видно
Используйте движение каждого персонажа, чтобы создать динамичность и напряжение в сюжете.
В процессе создания эскизов и определения композиции, вы сможете лучше понять, как нарисовать басню «Лебедь, рак и щука» поэтапно и передать ее главную суть.
Идеи для истории:
1. Вашего ребенка интересует искусство и он хочет научиться рисовать? Предложите ему нарисовать собственную версию басни «Лебедь, рак и щука» поэтапно. Помогите ему выбрать акриловые или гуашевые краски, чтобы создать яркий и красочный образ каждого персонажа.
2. Дети часто любят играть с песочком и создавать фигурки из него. Зачем не использовать этот материал для того, чтобы нарисовать сказочную историю? Попросите ребенка нарисовать на песчаной поверхности лебедя, рака и щуку, использовав различные аксессуары, такие как ракушки или камушки.
3. Если ваш ребенок любит работать с бумагой и ножницами, предложите ему создать коллаж с изображениями разных животных. Нарисуйте на листе бумаги озеро и попросите ребенка нарезать изображения лебедя, рака и щуки из разных журналов или газет. Затем попросите его разместить эти изображения на листе так, чтобы они расположились около воды.
4. Если ваш ребенок интересуется компьютерной графикой, предложите ему нарисовать басню с помощью графических программ. Попросите его использовать различные инструменты, такие как кисти и текстуры, чтобы создать реалистичные изображения лебедя, рака и щуки. Затем попросите его расставить эти изображения на графической доске и добавить несколько деталей, чтобы создать красивый и детализированный фон.
5. Для истории «Лебедь, рак и щука» вы также можете предложить использовать методика рисования поэтапно с помощью проектора. Нарисуйте на листе бумаги контур лебедя, рака и щуки, а затем используйте проектор, чтобы нарисовать эти изображения на большом экране. Попросите детей нарисовать каждый персонаж поэтапно, начиная с контура. Это поможет детям развить навыки изображения и отточить визуальное воображение.
Создание эскизов:
Перед тем, как начать нарисовать басню «Лебедь, рак и щука», необходимо создать эскизы, которые помогут вам представить композицию и основные элементы рисунка.
Как правило, для создания эскизов используются карандаш и бумага, но можно также воспользоваться программами для рисования, чтобы быстро исправлять и изменять детали вашего эскиза.
Вам потребуется нарисовать основные персонажи басни — лебедя, рака и щуку. Постарайтесь передать их особенности и настроение через позу, выражение лица и форму тела.
После этого можно приступить к композиции. Разместите персонажей так, чтобы было понятно, кто из них главный и какая их взаимосвязь.
Обратите внимание на детали окружающей среды — воду, растительность, камни и т.д. Размещение этих элементов на фоне поможет передать атмосферу и настроение басни
Эскизами можно также попробовать разные стили и подходы к рисованию — от реалистичного до карикатурного. Таким образом, вы сможете найти оптимальный вариант для вашего рисунка.
Рисунок лебедь рак и щука, поэтапно карандашом
Лебедь.
- Для начала нарисуйте детали, символизирующие форму птицы. Начните с круга для головы и яйцевидной фигуры для тела. Соедините плавной линией.
- Прорисуйте клюв птицы он заканчивается на линии лба.
- Нарисуйте нижнюю часть клюва. Большой заметный нос.
- Изобразите глазки и мордочку лебедя. Проведите вдоль клюва горизонтальную линию, разделяющую части клюва, нарисуйте ноздри.
- Нарисуйте шею, которая утолщается постепенно от головы к туловищу. Шея должна получиться толще у основания.
- Прорисуйте туловище. Перья лебедя в данном варианте взъерошены, посему изобразите их сборками, что позволит визуально отделить крыло.
- Нарисовав крыло, приступайте постепенно к хвосту. Закончите иллюстрацию пунктирными хаотичными линиями, сделав акцент на перьях.
Рак.
- Начните рисунок сделав набросок формы головы, двух клешней и изогнутой линии хвоста. Одна из клешней должна быть слегка больше.
- Вначале изобразите хвост, затем линиями выделите голову, а так же небольшой соединяющий хвост и туловище сегмент. Нарисуйте утолщённую форму клешней и лап.
- Изобразите маленькие передние лапы, глаза, и 4 лапы с каждой стороны.
- Прорисуйте боковые лапки. Они складываются из сегментов. Соединения изображаются кругами. Далее изобразите передние лапы, начальные контуры усов. После этого приступайте к изображению хвоста.
- Нарисуйте сложенные на спине усы рака. Детализируйте клешни, ориентируясь на образец.
Щука.
- В центре прорисуйте овал, поделите надвое горизонтальной линией.
- В середине овала нанесите тонкой линией контур формы щуки стреловидной формы. В левой части будет находиться голова удлинённой формы. С правой стороны оставьте место для хвостика и плавника.
- Сотрите овал с первого шага и горизонтальную линию.
- По нижнему и верхнему контуру прорисуйте разной формы плавники, дорисуйте хвост и плавник на нем.
- Нарисуйте жабры, глаз и рот щуки. Определите контур рисунка, сотрите лишнее.
- Детализируйте плавники, придав объем щуке.