Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№122 учебника 2011-2022 (стр. 58):
Прочитайте.
Гвоздик1, гвоздик из металла,
Кем на свет сооружён?
Чья рука тебя сковала,
Для чего ты заострён?
И где будешь! Полагаю,
Ты не можешь дать ответ;
За тебя я размышляю,
Занимательный предмет!..
К. Прутков
- Что обозначает выражение за тебя я размышляю? А приходилось ли вам размышлять о каком-либо предмете или явлении?
- Найдите личные местоимения в начальной форме, определите их лицо и число. А как определить лицо, число и падеж выделенного местоимения?
- Запишите по памяти первые два предложения. Проверьте себя.
№122 учебника 2023-2024 (стр. 60):
Прочитайте. Составьте из данных частей пословицы.
Когда я ем,
Корень учения горек,
Не бойся работы,
пусть она тебя боится.
я глух и нем.
да плод его сладок.
- Запишите составленные пословицы. Прочитайте их. Объясните смысл пословиц.
- Найдите местоимения. Расскажите о любом из них: в форме какого лица, числа, рода (если это местоимение 3-го лица), падеж оно употреблено?
Образец рассуждения. Тебя — это личное местоимение, начальная форма — ты, местоимение тебя употреблено в форме 2-го лица, в единственном числе, в винительном падеже.
№122 учебника 2011-2022 (стр. 58):
Начальная форма местоимения — это именительный падеж.
Ответ
№122 учебника 2011-2022 (стр. 58):
Вариант ответа #1:
За тебя я размышляю — так говорят, когда думают за кого-то.
Личные местоимения в начальной форме: ты (2-е л., ед. ч.), я (1-е л., ед. ч.).
Чтобы определить падеж местоимения тебя, поставит к нему вопрос — сковала (кого?) тебя — В. п.
Чтобы определить лицо и число местоимения тебя, ставим его в начальную форму — ты (2-е л., ед. ч.).
Гвоздик, гвоздик из металла,
Кем на свет сооружён?
Чья рука тебя сковала,
Для чего ты заострён?
Гвоздик — 2 слога.
г — — согл., звон. парн., твёрд. парн.;
в — — согл., звон. парн., твёрд. парн.;
о — — гласн., ударн.;
з — — согл., звон. парн., мягк. парн.;
д — — согл., звон. парн., мягк. парн.;
и — — гласн., безударн.;
к — — согл., глух. парн., твёрд. парн.
____________
7 б., 7 зв.
Вариант ответа #2:
За тебя я размышляю означает размыш-лять о чём-то, за кого-то.
Ты (2-е л., ед. ч.), я (1-е л., ед. ч.).
Гвоздик — 2 слога, 7 букв, 7 звуков.
г — согл., звон. парн., твёрд парн.;
в — согл., звон. парн., твёрд. парн.;
о — гласный, ударный;
з — согл., звон. парн., мягк. парн.;
д — согл., звон. парн., мягк. парн.;
и — гласный, безударный;
к — согл., глух. парн., твёрд. парн.
№122 учебника 2023-2024 (стр. 60):
Когда я ем, я глух и нем. Корень учения горек, да плод его сладок. Не бойся работы, пусть она тебя боится.
Объясним смысл пословиц. Когда я ем, я глух и нем. (Нельзя разговаривать во время еды) Корень учения горек, да плод его сладок. (Учиться сложно, но полученные знания позволят стать успешным и добиться многого) Не бойся работы, пусть она тебя боится. (Не стоит бояться трудиться, приступать к решению сложных задач, всё получится у того, что будет стараться)
Его — это личное местоимение, начальная форма — он, местоимение его употреблено в форме 3-го лица, в единственном числе, в родительном падеже.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова
Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.
«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.
Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.
Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).
Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».