Литературное чтение. 2 класс. Часть 1
Совушка
1
Как-то пошёл Федотка в лес. Идёт, высматривает, в кого бы камнем из рогатки запустить. И вдруг видит: на суку дуба сова сидит. Федотка прицелился и вдруг слышит:
— Погоди, подумай!
Осмотрелся Федотка, никого нет. Опять прицелился и снова слышит:
— Погоди, подумай!
Посмотрел Федотка на сову и крикнул:
— Это ты мне мешаешь!
— Я, — отвечает сова.
— Так я тебя и послушал, — захихикал Федотка, — ишь ты, сова — дрянная голова!
Он прицелился, а сова тяжело поднялась и полетела прочь. Плохо она видит днём, то о ствол дерева стукнется, то в ветках запутается.
Запустил в неё камень Федотка, да не попал. Улетела она.
Подосадовал Федотка, да делать нечего.
«Ладно, — думает, — в другой раз я получше прицелюсь!»
2
А осенью отец Федотки пожаловался:
— Потаскали суслики зерно. И куда запропастилась наша совушка — буйная головушка?
И мать отцу говорит:
— У нас на огороде беда — зайцы всю капусту ободрали. И куда только девалась наша совушка — бедовая головушка?
Федотка послушал отца, послушал мать и плечами пожал. Ему-то какое дело до зерна и до капусты? Хлеб да щи на стол из печи попадают.
А мать пошла в погреб и сразу же вернулась в слезах:
— Погрызли мыши все наши припасы на зиму! И куда же подевалась совушка — бедовая головушка? Остались мы без всего. Федотке теперь не видать ни хлеба белого, ни щей густых, ни каши пшённой.
— А сыр остался? — спросил Федотка и шмыгнул носом. Сыр он так любил, что ради сыра готов был и без щей остаться.
— Какой там сыр! — вздохнула мать. — Мыши его в первую очередь съели.
Обиделся Федотка на мышей. Забрался вечером голодный на печку. Лежит, ворочается, сон на ум не идёт. И неожиданно вспомнил, как сова ему сказала: «Погоди, подумай!»
— Вот и думай теперь, — вздохнул Федотка. — И где искать эту самую совушку — умную головушку?
3
Наутро Федотка собрался в лес. Хотел было рогатку взять с собой, да раздумал.
А что если он найдёт сову, а она увидит рогатку и опять улетит?
Долго шёл Федотка по лесу. Первый день с тропинки на тропинку переходил, второй день по полянкам кружил, третий день в чащобе бродил, а ни на одном дереве совы нет и нет. И вот, когда он уже совсем отчаялся, выбрался на маленькую полянку и увидел избушку на заячьей лапке, а около избушки маленькую старушку. Голова старушки повязана пёстрым платком, одета старушка в пёстрое платье. Глаза у старушки боль- шие-большие, зелёным огнём горят.
Взглянула старушка строго на Федотку и запричитала:
— Ух ты! Ух ты! Федотка-рогаточник! Знаю я, зачем ты пришёл! Ух, злой мальчишка! Не видать тебе совы, не видать тебе хлеба, щей и сыра!
— А я, бабушка, без ро-рогатки! — прошептал Федотка. — Вот честное слово! Я сломал рогатку. Боялся, что совушка — умная головушка испугается и насовсем из нашего леса улетит.
— Ух-ух, говоришь, совушка — умная головушка? А не дрянная? — недоверчиво спросила старушка.
— Честное-расчестное слово! — торопливо сказал Федотка.
На этот раз старушка улыбнулась и говорит:
— Зайди, Федотка, в мою избушку, я тебя щами накормлю, берёзовым соком напою.
Зашёл он в избушку. Старушка усадила его за дубовый стол, достала из печки щи и кашу, накормила его досыта. Потом берёзового соку налила, потом и сыру дала.
Наелся Федотка, напился, глаза слипаются. Старушка его на печку уложила, пёстрым пуховым платком прикрыла и потихоньку сказала:
— Значит, совушка — умная головушка? Это ты, Федотка, правильно сказал.
4
Утром просыпается Федотка — на своей печке лежит. А укрыт он пуховым
пёстрым платком. Такого и не было у матери. Федотка присмотрелся к узорам и ахнул. Точь-в-точь такие узоры на перьях совушки — умной головушки.
«Да ведь старушка вовсе и не старушка, а совушка!» — подумал Федотка, и тут же платок вдруг исчез.
В это время вошёл со двора отец и спрашивает мать:
— Ты ночью ничего не слышала?
— Слышала, — отвечает мать, — совушка — умная головушка ухнула под самым окном.
— Вот-вот, — засмеялся отец, — и я слышал, как сова кричит, и подумал: не приснилось ли? Значит, прилетела на свой заветный дуб наша соседка совушка. Погуляла, по дому соскучилась. Теперь опять будет всё в порядке.
А Федотка подумал: «Если бы не я, не прилетела бы домой совушка — умная головушка».
В эту минуту он совсем забыл о том, почему сова улетела.
1. Каким ты представляешь Федотку?
2. Как называли сову отец и мать Федотки? Почему? Прочитай.
3. Подготовь подробный пересказ одной части произведения.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Задачи
-
ПОВТОРЯЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
- страницы 4-6
-
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ
-
страницы 7-8
- 3*
-
страницы 7-8
-
НАШИ ПРОЕКТЫ
-
страница 9
- 4*
-
страница 9
-
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- страница 10
-
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- В мире книг (стр.11)
- Разноцветные страницы (стр.12)
-
Пословицы и поговорки (стр.12-13)
- 3*
-
Русские народные песни (стр.13-14)
- 4*
-
Потешки и прибаутки (стр.14-15)
- 2*
-
Считалки и небылицы (стр.15-17)
- 2*
- 6*
- Загадки (стр.18)
- Сказки (стр.19)
- Петушок и бобовое зернышко (стр.20)
- У страха глаза велики (стр.20)
-
Лиса и тетерев (стр.21)
- 3*
-
Каша из топора (стр.22)
- 4*
-
ПОГОВОРИМ О САМОМ ГЛАВНОМ
- Лиса и журавль (стр.23)
- Как хорошо уметь читать. Гуси-лебеди (стр.24)
-
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
-
страницы 25-27
- 1
- 4
-
страницы 25-27
-
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ
- В мире книг (стр.28)
- Разноцветные страницы (стр.28-29)
- Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» (стр.29)
- К.Бальмонт «Поспевает брусника…» (стр.30)
- А.Плещеев «Осень наступила…» (стр.30-31)
- А.Фет «Ласточки пропали…» (стр.31)
- Осенние листья (А.Толстой, С.Есенин, В.Брюсов, И.Токмакова) (стр.32-34)
- В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (стр.35)
-
Поговорим о самом главном (стр.36)
- *
- *
- Как хорошо уметь читать! М.Пришвин «Осеннее утро» (стр.37)
-
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- страница 38
-
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
- В мире книг (стр.39)
- Разноцветные страницы (стр.39)
- А.С.Пушкин (стр.40)
- «Руслан и Людмила» (отрывок из поэмы) (стр.40-41)
-
«Сказка о рыбаке и рыбке» (стр.41-44)
- 3*
- И.А.Крылов (стр.45)
-
«Лебедь, Щука и Рак» (стр.45-46)
- 6*
-
«Стрекоза и Муравей» (стр.47-48)
- 1*
- Л.Н.Толстой (стр.48)
- «Котенок» (стр.49)
- Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже (стр.50)»
- Как хорошо уметь читать! Л.Н.Толстой «Филипок» (стр.50-51)
-
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- страницы 52-53
-
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
- В мире книг (стр.54)
-
Разноцветные страницы (стр.55)
- 3*
- И.Пивоварова «Жила-была собака» (стр.55)
- В.Берестов «Кошкин щенок» (стр.55-56)
- М.Пришвин «Ребята и утята» (стр.56-57)
- Е.Чарушин «Страшный рассказ» (стр.57-58)
- Б.Житков «Храбрый утенок» (стр.58-59)
- В.Бианки «Музыкант» (стр.59-60)
- Как хорошо уметь читать. В.Бианки «Сова» (стр.60-62)
- Поговорим о самом главном. Е.Благинина «Мороз» (стр.62-63)
-
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- страницы 64-65
-
НАШИ ПРОЕКТЫ
-
страница 65
1
-
страница 65
-
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА
-
В мире книг (стр.66)
1
- Разноцветные страницы (стр.67-68)
- И.Бунин «Первый снег» (стр.68)
- К.Бальмонт «Снежинка» (стр.69)
- Я.Аким «Утром кот принес на лапках…» (стр.70)
- Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» (стр.71)
- С.Есенин «Поет зима — аукает…» (стр.72)
- «Береза» (стр.72-73)
- А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» (стр.73)
- «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (стр.74)
- Поговорим о самом главном. «Два мороза» (стр.75)
-
Как хорошо уметь читать. С.Михалков «Новогодняя быль» (стр.77)
- 1*
-
В мире книг (стр.66)
-
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- страница 78