Ответы к стр. 42 — 50 О братьях наших меньших
Толстой «Лев и собачка», Ушинский «Васька», «Два козлика», Пришвин «Выскочка».
Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так:Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтенького беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган.
Смелый утёнок
Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтенького беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган. Курица была доброй. Она приютила малыша у себя в курятнике. Она стала для него мамой, кормила и защищала птенчика, как родного. Однажды курица с цыплятами и утенком снова пошли гулять на пруд. Один цыпленок поскользнулся и упал в воду. Смелый утенок сразу бросился его спасать. Он вытащил малыша из воды. Так отблагодарил он маму-курицу.
Возьми в библиотеке книгу Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую придумал ты сам? Данные сравнения занеси в таблицу.
| «Гадкий утёнок», Г.-Х. Андерсен | Рассказ собственного сочинения | |
| Жанр (сказка, рассказ, стихотворение) | сказка | сказка |
| Герои | Гадкий утёнок, утка, утята, старушка, кот, лебеди | Утёнок, курица, цыплята |
| События | У утки вылупился некрасивый утёнок. Все на птичьем дворе его обижали. Но он вырос и стал красавцем лебедем. | Курица нашла утёнка приютила его. А утенок в благодарность спас цыпленка. |
| Чем произведение заканчивается? | Гадкий утёнок становится лебедем | Спасение цыпленка. |
Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?
На ней главные герои произведения — ребята и утята.
Докажи, что произведение М. Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.Рифма, в основе лежит событие, ритм, написан в прозе, действуют герои произведения, герои положительные и отрицательные (добрые и злые), разные характеры героев, совершают разные поступки.
Произведение Пришвина «Ребята и утята» — это рассказ. В его основе лежит событие, которое могло произойти на самом деле. Написано оно в прозе. Герои не делятся на положительных и отрицательных. Ребята сначала совершают плохой, а потом хороший поступок.
Прочитайте разные варианты плана к рассказу М. Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.
Мне понравился цитатный план.Мой план:
- Утки в пути.
- Ребята.
- Защита утят автором.
- Возвращение утят.
- Продолжение пути.
- Прощание с утятами.
Ответы к стр. 45 Е. Чарушин. Страшный рассказ
Объясни, почему рассказ так называется. Начни объяснение со слов.
Рассказ называется страшным потому, что дети услышали странные звуки и подумали, что это что-то страшное.
Выбери возможный вариант ответа.
Мальчики очень испугались. Ёж был очень страшный. События рассказа были страшные. Мальчики были трусливы и всего боялись.
Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.
- Ребята одни на даче.
- Дети легли в кровати.
- Странные звуки.
- Ребята испугались.
- Возвращение родителей.
- Ёжик
- Ёжик остался на даче.
Дополни данные слова другими словами. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения.Запиши получившийся рассказ. Попроси друга отредактировать, исправить (если необходимо) твоё произведение.
Мальчики Шура и Петя остались на даче одни. Вечером они пошли спать. Вдруг мальчики услышали за дверью топот. Мальчики испугались и накрылись одеялом. Но тут пришли папа с мамой. Оказалось, что в дом просто забрался ёжик. Ребята зря испугались. А ёж остался жить с ребятами на даче.
Ответы к стр. 46 — 47 Б. Житков. Храбрый утёнок
Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый:
самоотверженный, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый, любопытный, умный, злой.
Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.
«Маленький утёнок Алёша», «смелый Алёша», Алёша не испугался», «храбрый Алёша».
- Представь себе, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа?- Взрослый мальчуган обижает маленьких: отбирает каждый раз у них конфеты.- Как только дети начинают играть, прибегает страшная злая собака.
- Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в тексте произведения.
Один за всех и все за одного
Каждое утро ребята собирались около школы и шли играть на школьный двор. Тут же появлялся здесь взрослый мальчуган, который обижал школьников, отбирал у них конфеты. Но среди учеников был храбрый мальчик Алёша. Он вызвал хулигана на бой. Алеша предложил устроить соревнование, кто больше раз подтянется. Хулиган не смог подтянуться ни раза, а Алеша — целых 12 раз. Все ребята стояли вокруг и смеялись. Тогда хулиган понял, что поступал глупо, и перестал обижать ребят.
Страница 27
Всматриваемся в слова
Задание 1
Что означает выделенное слово?
Стоит на лугу клевер кормови́стый…
Ответ:
Кормови́стый — предназначенный для корма скоту.
Вопросы и задания
Вопрос 1
Назови главных героев сказки.
Ответ:
Старик и Сова.
Вопрос 2
Почему Старик и Сова поссорились?
Ответ:
Старик и Сова поссорились из-за грубости Старика. Сова, пролетая мимо, поздоровалась с ним: «Здорово, … друг!». Старик ответил: «Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!». Сова обиделась на Старика.
Кто был зачинщиком ссоры?
Ответ:
Зачинщиком ссоры был Старик.
Вопрос 3
«Сова» — это такая же сказка-цепочка, как «Репка», «Теремок». В сказке «Репка» цепочка персонажей выстраивается так: дед — бабка — внучка — Жучка — кошка — мышка. А в какой последовательности появляются персонажи в сказке «Сова»?
Ответ:
Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко.
Вопрос 4
Как ты думаешь, можно ли поменять персонажей местами: например, сначала рассказать о Корове, а потом о шмелях? Почему?
Ответ:
Нет, менять персонажей местами нельзя, иначе нарушится последовательность событий. Корова — последнее звено в цепочке. Она не будет давать хорошее молоко, если не поест клевера. А наличие клевера зависит от шмелей, которые его опыляют.
Если поменять корову и шмелей местами, будет непонятно, как персонажи взаимосвязаны. Получится цепочка: мыши прогнали шмелей – корова не даёт молока – шмели не опыляют клевер. Весь рассказ становится путаным и теряет смысл.
Задание 1
Найди в тексте абзац, в котором представлены все основные события сказки после ссоры Старика и Совы. Прочитай его выразительно.
Ответ:
Прочитай абзац на странице 26. Постарайся прочитать этот текст с такими интонациями, как будто ты перечисляешь события и объясняешь другому человеку, из-за чего каждое из них произошло: «Старик…, Сова…, мыши…, …» и так далее.
«Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало».
Вопрос 5
Как ты думаешь, почему Сова простила Старика?
Ответ:
Сова простила Старика, потому что ей самой было нелегко жить без мышей. Это её основной корм.
«Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?», (стр. 26).
Задание 2
Найди ту часть текста, в которой представлены все основные события сказки после примирения Старика и Совы. Прочитай выразительно.
Ответ:
Прочитай абзац на странице 27. Постарайся прочитать текст с интонацией перечисления.
«Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить…».
Вопрос 6
Как ты понимаешь пословицу «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»?
Ответ:
Дружно, сообща можно легко добиться нужного результата. Делать что-то дружно, вместе с кем-то — это не груз, а, наоборот, облегчение.
Делать сложное дело в одиночку бывает очень сложно или даже невозможно. Без помощи товарищей или напарников ничего не получается и возникает желание всё бросить.
Стр 25
Стр 28
Вернуться к содержанию: Литературное чтение на родном Русском языке 2 класс учебник Александрова





























