Рассмотри иллюстрации. Определи последовательность событий. Поставь нужные номера.
Иллюстрация №1 — Закинул рыбак в море невод
Иллюстрация № 2 — Разговор старика с Золотой Рыбкой
Иллюстрация № 3 — Старуха стала царицей
Иллюстрация № 4 — На море чёрная буря
Каких эпизодов не хватает? Запиши всё в нужном порядке.
1 эпизод — Жил старик со своею старухой;
2 эпизод — Старик поймал Золотую Рыбку;
3 эпизод Старик отпустил рыбку в синее море;
4 эпизод Старик рассказал старухе о рыбке;
5 эпизод Старуха просит новое корыто;
6 эпизод — Старуха просит новую избу;
7 эпизод Старуха просит быть столбовою дворянкой;
8 эпизод — Старуха требует стать вольною царицей;
9 эпизод Старуха требует стать владычицей морскою;
10 эпизод — Старуха с разбитым корытом.
Язык и стиль
Приемы, которыми пользуется автор, характерны для сказочных сюжетов. В сказках часто числу три придается особое значение. Пушкин также использует троекратное повторение (в третий раз забросил он невод — пришел невод с золотою рыбкой). Связь с фольклором подчеркивается и использованием народных пословиц и поговорок, простонародных выражений. Например: старик, обращаясь к старухе говорит: «Что ты, баба, белены объелась?» Или, наоборот, люди смеются над стариком и говорят ему «Не садися не в свои сани». Старуха, разговаривая со стариком, называет его: «дурачина ты, простофиля».
Сказка написана в стихах образным, легким для восприятия языком. В стихах этой сказки нет рифмы, но, как и в народной поэзии, есть ритм и поэтические обороты, поэтому отсутствие рифмы совсем не заметно. Поэтический ритм образован равным количеством ударных слогов в каждой строчке, их здесь ровно четыре, не больше и не меньше. Фразы из текста легко воспринимаются, несмотря не некоторые непривычные современному читателю выражения.
Для кого полезен сборник
Наши решебники пригодны для широкого круга пользователей и не ограничиваются только шаблонными категориями:
Прежде всего, родители второклассников. Мы понимаем, что главная задача родителей в начальной школе — поддерживать интерес к обучению у своих детей. Очень легко случится так, что ребенок потеряет интерес к предмету, если несколько раз подряд совершит ошибки и не сможет разобраться в заданиях
Мы помогаем родителям в этом важном деле.
Учителя второго класса. Мы знаем, что нагрузка на педагогов растет с каждым годом, и непросто поддерживать высокий стандарт образования
Но наш сборник готовых ответов позволит вам значительно ускорить проверку домашних заданий и даже создавать контрольные работы на основе проверенных решений.
Сами второклассники. Для тех, кто жаждет знаний и самообразования, наши готовые решения будут полезны
Мы уделяем особое внимание тому, чтобы задания были понятными и не оставляли у детей вопросов
Что в себя включает новый решебник
Первый школьный год всегда представляет особые вызовы для учащихся. Он открывает перед ними новый этап обучения, когда детский сад остается позади, а перед ними появляются новые предметы и более высокие стандарты. Литературное чтение может показаться сложным и запутанным.
В таких ситуациях родителям приходится выступать в роли надежной опоры, помогая детям справиться с учебными трудностями. Решебник становится похож на надежную «подсказку» для родителей, которые сталкиваются с более сложными заданиями. Он специально разработан для учебника авторов Климановой и Горецкого и предоставляет точные ответы на все задачи, с которыми сталкиваются ученики в рамках обновленной школьной программы. Каждый ответ в решебнике соответствует номеру страницы в учебнике, что упрощает навигацию и гарантирует точное соответствие материалам.
Устаревшие слова в сказке (архаизмы)
В тексте есть старинные слова, требующие особого объяснения.
Невод — рыболовная сеть, которая забрасывается вручную с берега или с лодки.
Простофиля — глупый, недалёкий человек.
Корысть — материальная выгода.
Светёлка — светлая комната, которая обычно располагалась в верхней части дома
Тесовые ворота — сбитые из тонких (обтёсанных) досок.
В описании нарядов старухи, когда она стала дворянкой, используются слова : «дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка».
Душегрейка — старинная женская верхняя одежда без рукавов, типа теплой жилетки.
Кичка — старинный головной убор, который носили замужние женщины.
Парча — дорогая ткань, т.е. парчовая кичка – головной убор солидной дамы.
Старуха, став дворянкой и обзаведясь слугами, «бьет их, за чупрун таскает».
Чупрун — прядь волос, спадающая на лоб.
Белена — ядовитое сорняковое растение. В народе называют дурь-травой. Употребление в пищу вызывает отравление и галлюцинации.
Толкать взашей — грубо выгнать, буквально — вытолкать в шею.
Сочинение на тему чему меня научили сказки пушкина
5 вариантов
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. • «Сказка о попе и работнике его Балде». Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» – в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе. • О том, что плохо быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению «Золотой Рыбки» это не сделать. Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности. • «Сказка о царе Салтане». Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение. Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.Пушкин
– все сочинения Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.
За что я люблю сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»? Я очень люблю читать сказки. Особенно мне нравятся сказки А. С. Пушкина. Почему? Не только потому, что они интересны. Мне нравится, что написаны они прекрасными стихами. «Сказка о рыбаке и рыбке» оказала на меня неизгладимое впечатление. В ней рассказывается о том, как бедный старик поймал золотую рыбку. Она была волшебная и могла исполнить любые желания. У старика была очень злая и жадная старуха. Он покорился её воле, ходил к морю и просил рыбку исполнить все её желания. Старуха всем была недовольна, ругала, обзывала старика. Он не испытывал к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей: «Что ты баба, белены объелась?» И царицей стала, да остаться ей не пожелала. Послала старика к рыбке и сказала: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках» Только рыбка не захотела служить старухе и вернула ей землянку и разбитое корыто. Эта сказка научила меня быть щедрым человеком, никогда не скупиться и знать во всём меру. Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Березовка Сочинение на тему: «За что я люблю сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» Подготовил ученик 3 класса Полтев Игорь 2013 – 2014 уч. год
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Вопрос 2. Страница 101
Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
Симпатии автора на стороне старика, автор уважает его скромность и доброту.
Вопрос 3. Страница 101
Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Да, можно. Рыбка от души хотела отблагодарить старика, но ей пришлось наказать злую и жадную старуху.
Вопрос 4. Страница 101
Сравни начало и конец сказки.
Старуха в конце сказки осталась у разбитого корыта, как и в ее начале.
Вопрос 5. Страница 101
Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Основная мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть. Пословицы: «Кто малым не доволен, тот большого не достоин», «Жадность — всякому горю начало».
Часто употребляется выражение «Остаться у разбитого корыта».
Вопрос 6. Страница 101
Проследи, как постепенно менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?
С каждым новым пожеланием старухи море становилось суровее. Старуха не знала меры и на это реагировала морская стихия.
Вопрос 7. Страница 101
Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
Вопрос 1. Старик поймал золотую рыбку
Вопрос 2. Договор с рыбкой
Вопрос 3. Новое корыто
Вопрос 4. Столбовая дворянка
Вопрос 5. Царица
Вопрос 6. Желание быть владычицей морскою
Вопрос 7. Разбитое корыто.
Пересказ сказки о рыбаке и рыбке
Жили старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так. Вернулся старик к старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто. Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать столбовой дворянкой, а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка. Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.
Вопрос 8. Страница 101
Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».
Народные сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки Пушкина.
Например народная сказка «Белая уточка» заканчивается словами : «стали жить-поживать да добра наживать», «Сивка-Бурка» имеет конец: «веселым пирком да за свадебку», «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли», «Царевна-лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо»
Вопрос 9. Страница 101
Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Коля шел по улице и вдруг увидел киоск с мороженым. Там проходила дегустация новых сортов. Продавец предложил бесплатно попробовать мороженое. Коля с радостью попробовал, а потом еще и еще, пока не попробовал все сорта мороженого по несколько раз. Когда он пришел домой, у него сильно разболелось горло и поднялась температура. Коля заболел. Вот так-то, жадность всякому горю начало.
← Предыдущее
Следующее →
Литературная игра викторина с ответами, 2 класс. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Игра I
Простые вопросы:
1) Назови сказку:
«Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит». («Сказка о рыбаке и рыбке».)
2) Жил старик со своею старухой у какого моря: синего моря, Чёрного моря или Красного моря? (Синего моря.)
3) Как старик понимал рыбку? (Она голосом молвила человечьим.)
4) Что было на руках старухи — столбовой дворянки? («На руках золотые перстни».)
5) Старуха захотела стать владычицей морского, а где она собралась жить? (В океяне-море.)
Сложные вопросы:
1) Что поймал старик во второй раз? (Траву морскую.)
2) Что посулила рыбка старику, когда он её поймал? (Откуп.)
3) Какая труба была в новой избе старухи? (Кирпичная, белёная.)
4) Чем заедала старуха-царица заморские вина? (Пряником печатным.)
5) Сколько желаний исполнила рыбка? (4.)
Очень сложные вопросы:
1) Чем ловил старик рыбу? (Неводом.)
2) С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка».)
3) Где стояла старуха — столбовая дворянка, когда воротился старик ко старухе? («На крыльце стоит его старуха».)
4) Какие желания старухи исполнила рыбка? (Дала корыто, избу, сделала старуху столбовой дворянкой, вольною царицей.)
5) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого почернело синее море? (Просил у рыбки, чтобы его старуха стала вольною царицей.)
Суперигра. Продолжи фразу:
«А народ над стариком насмеялся:
“Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука…”».
(«Не садися не в свои сани».)
Варианты ответов:
1. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
2. Не садися не в свои сани.
3. Не всё коту масленица.
4. Лень и труд всё перетрут.
Игра II
Простые вопросы:
1) «Старик ловил неводом рыбу, старуха…» («Пряла свою пряжу».)
2) На какой раз старик поймал рыбку? (На третий.)
3) К кому обращены эти слова:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука — Не садися не в свои сани!»? (К старику.)
4) Какого цвета были сапожки у старухи — столбовой дворянки? (На ногах красные сапожки.)
5) Какое желание не исполнила рыбка? (Не сделала старуху владычицей морскою.)
Сложные вопросы:
1) Назовите первоначальное место жительство старика и старухи в сказке. (Землянка.)
2) Что случилось с корытом старухи, зачем ей понадобилось новое? (Старое корыто раскололось.)
3) Как называла в гневе старуха старика? (Дурачина, простофиля.)
4) Старуха не хотела быть чёрной крестьянкой, а хотела быть… (Столбовою дворянкой.)
5) Что ответила золотая рыбка на последнюю просьбу старика? (Ничего не сказала рыбка.)
Очень сложные вопросы:
1) Сколько времени старик со старухой прожили в землянке? (33 года — 30 лет и 3 года.)
2) Продолжи фразу:
«За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она …» («…пряником печатным».)
3) Какого ядовитого растения объелась старуха, по мнению старика? (Белены.)
4) Сколько прошло времени с момента, как старуха стала столбовою дворянкой и новым желанием стать царицей? (Две недели: «…вот неделя, другая проходит».)
5) Как старик называл золотую рыбку? («Государыня рыбка».)
Суперигра. Из чего была сшита душегрейка старухи, ставшей
Варианты ответов:
1. Горностая. 3. Соболя.
2. Белки. 4. Чернобурки.
Игра III
Простые вопросы:
1) Назови злого, сварливого героя сказки. (Старуха.)
2) Какую рыбку поймал старик? Не простую, а…? (Золотую.)
3) Назовите первое желание старухи. (Новое корыто.)
4) Что держала стража на своих плечах, охраняя старуху-цари- цу? (Топорики.)
5) За что таскала старуха своих слуг, когда стала столбовою дворянкой? (За чупрун.)
Сложные вопросы:
6) Старуха прикрикнула на старика. И куда послала его служить? (На конюшню.)
7) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого море слегка разыгралось? (Новое корыто.)
3) «Не хочет она корыто, а хочет…», («..новую избу».)
4) Из какого дерева были тесовые ворота перед новой избой? (Из дуба. «Дубовые ворота».)
5) Какое желание не выполнила золотая рыбка? (Чтобы старуха стала владычицей морскою.)
Очень сложные вопросы:
1) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жили-были старик со старухой…».)
2) Что поймал старик в первый раз? (Тину.)
3) Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал? («Отпусти ты, старче, меня в море».)
4) Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так: «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка…». А что такое кичка? (В старину — головной убор замужних женщин, шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)
5) Какое украшение было на царице-старухе? (Жемчуг. «…Жемчуга огрузили шею».)
Суперигра. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря? (Шесть раз.)
Варианты ответов:
1. 3 раза. 3. 5 раз.
2. 4 раза. 4. 6 раз.
Рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта» про дружбу
Рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта» про дружбуРассказ на тему «Остаться у разбитого корыта» про дружбу:
«Дружба крепкая»
- В маленьком поселке жили две подружки — Аня и Маша. Их дома находились на одной улице, поэтому девочки часто ходили в гости друг к другу и много времени проводили вместе. Им нравилось подолгу сидеть возле печки и смотреть как потрескивает огонь. Бабушка Маши пекла им вкусные пирожки, и они часто чаевничали, обговаривая при этом что будут делать завтра в школе. В школе девочки тоже не разлучались, везде были вместе, и в случае маленьких неприятностей всегда заступались друг за друга.
- Но в один момент их крепкая связь была нарушена. В их классе появилась новенькая ученица — Адель, она была городской девочкой, поэтому у нее были модные вещи, современные гаджеты, которые просто приковывали взгляды одноклассников. Адель сразу поняла, что ребятам нравятся ее наряды и современные игрушки, и она начала предлагать девочкам из своего класса поиграть в телефоне, или давала им поносить свою модную кофточку. Большинство девочек воспринимали такое поведение, как проявление симпатии и охотно общались с Адель. Маше новая одноклассница совсем не понравилась, она видела ее неискренность и никак не могла понять, почему остальные ее не замечают. Она попыталась сказать об этом своей лучшей подруге Ане, но она только посмеялась над мнением Маши, аргументируя это тем, что она просто завидует популярности Адель.
- На следующий день придя в школу, Маша увидела, что портфеля Ани нет возле парты, и очень расстроилась — подумала, что ее лучшая подруга заболела. Маша сидела и грустно смотрела в окно, мечтая о том, чтобы уроки быстрее закончились, и тогда она сможет сбегать к Ане и узнать, что у нее случилось. Но тут краем уха она услышала ехидный смешок за спиной, и конечно же, оглянулась. В этот момент Маша расстроилась еще больше — на задней парте вместе сидели Аня и Адель, о чем-то шушукались, смотря в ее сторону, и громко хихикали. Маше было очень неприятно, поэтому она отвернулась и решила немного успокоиться. Придя домой после уроков, Маша попыталась отвлечься, но у нее ничего не получалась, поэтому она решила сходить к подруге и поговорить по душам. Придя домой к Ане, она поняла, что нормально поговорить не получится — там уже была Адель. Но к удивлению Маши, Аня сама начала разговор — она сказала, что больше дружить не хочет, и теперь у нее новая лучшая подруга.
- Маша ушла домой, ей было очень больно, что ее предали, но сделать она ничего не могла. Придя домой, она не знала, чем себя занять, поэтому решила сходить на стадион, на котором всегда собиралась местная ребятня. Придя туда, она увидела много ребят, они весело играли, смеялись, некоторые просто общалась между собой. Маша немного растерялась, решала к кому подойти. Но проблема решилась сама собой — ее звала к себе Лера, которая была на год ее старше. Маша подошла к компании, и они немного пообщались со всеми, ей понравились все девочки, особенно Лера. На следующий день в школе она пригласила Машу к себе за стол в столовой, и они вместе весело пили чай вприкуску с ароматными булочками. Постепенно девочки все больше сближались, и Маша поняла, что Лере можно доверять. Они начали много времени проводить вместе — им всегда было весело и интересно. Аню она видела только в школе, но они даже не здоровались.
- Но как-то раз, идя с Лерой на прогулку, Маша увидела Аню на лавочке возле дома, она сидела и плакала. Лера предложила подойти и узнать, что случилось. Аня рассказала, что очень сильно поссорилась с Адель, она обозвала ее глупышкой и отказалась с ней дружить, при этом быстро нашла ей замену. Успокоившись, Аня извинилась перед Машей за то, что так нехорошо с ней поступила, предложила вновь дружить как раньше. Маша извинения приняла, но общаться близко отказалась. Для девочки она осталась предательницей, отказавшейся от близкой подруги, ради человека, которого хорошо не знала.
- Аня «осталась у разбитого корыта», потому что решила, что общение с популярным человеком может принести ей больше пользы и повысит ее значимость среди одноклассников. Но, как показывает практика, чтобы быть значимым человеком для окружающих, необязательно иметь модные штучки и красивую одежду. Если ты не самый постоянный человек и вместо того, чтобы самому добиваться популярности среди одноклассников, пытаешься за чужой счет самоутвердиться, то настоящих друзей у тебя точно не будет. Надо всегда помнить, что крепкой дружбой надо сильно дорожить — уделать время человеку, помогать, поддерживать, а не только требовать внимания к себе.