Краткое содержание (сюжет)
Главные герои сказки:
Мороз-Красный нос (в некоторых версиях Багряный или Багровый нос) – старший брат, хитрый и опытный, обманул младшего братца, уступив ему сложную задачу.
Мороз-Синий нос – младший из братьев, порывистый, озорной, простодушный.
Барин – знатный человек, ехавший в повозке в город. Несмотря на теплую одежду, сильно пострадал от братца Красного носа, т.к. сидел неподвижно.
Мужик – простой и бедный крестьянин, ехавший в лес по дрова. Не поддался козням Синего носа, и только не замерз, потому что работал, но и побил шутника поленом.
План пересказа:
1.Два Мороза скучают в поле.
2.Принимают решение пойти к бору и заморозить кого-нибудь на близлежащей дороге.
3.Появление двух повозок.
4.Синий нос просит брата заморозить барина, а он займется мужиком
5.Встреча братьев вечером.
6.Рассказ старшего брата о том, как он легко заморозил барина.
7.Рассказ синеносого брата, как его победил мужичок.
Главная мысль (вывод)
Труд, смекалка, оптимизм и упорство помогают победить даже самые сложные обстоятельства. А если сидеть, сложа руки, как барин, то и богатое снаряжение не спасет.
Краткое содержание (сюжет)
Два брата, Мороз Красный и Синий нос, решили позабавиться и заморозить кого-нибудь из людей. Встретились им две повозки – в одной барин сидел, в другой – мужичок по дрова в лес ехал. Синий нос предложил, чтобы барина поморозил старший брат – Красный Нос, так как тепло одет барин, с ним будет сложно справиться. А мужичок в ветхом полушубке и в лаптях, а значит, легкая добыча.
Под вечер встретились братья. Старшему удалось справиться со своей задачей без труда, а вот младшему не только не удалось мужичка заморозить, но тот еще и поленом ему бока отбил. Мужик пока дрова рубил, так согрелся, что скинул полушубок. Мороз залез в скинутую одежду, затвердел тулуп, так мужичок взял полено да отходил полушубок вместе с сидевшим там Синеносым проказником.
Главные герои сказки:
Мороз-Красный нос (в некоторых версиях Багряный или Багровый нос) – старший брат, хитрый и опытный, обманул младшего братца, уступив ему сложную задачу.
Мороз-Синий нос – младший из братьев, порывистый, озорной, простодушный.
Барин – знатный человек, ехавший в повозке в город. Несмотря на теплую одежду, сильно пострадал от братца Красного носа, т.к. сидел неподвижно.
Мужик – простой и бедный крестьянин, ехавший в лес по дрова. Не поддался козням Синего носа, и только не замерз, потому что работал, но и побил шутника поленом.
План пересказа:
1.Два Мороза скучают в поле.
2.Принимают решение пойти к бору и заморозить кого-нибудь на близлежащей дороге.
3.Появление двух повозок.
4.Синий нос просит брата заморозить барина, а он займется мужиком
5.Встреча братьев вечером.
6.Рассказ старшего брата о том, как он легко заморозил барина.
7.Рассказ синеносого брата, как его победил мужичок.
Главная мысль (вывод)
Труд, смекалка, оптимизм и упорство помогают победить даже самые сложные обстоятельства. А если сидеть, сложа руки, как барин, то и богатое снаряжение не спасет.
Особенности сказки «Два Мороза»
В этом народном произведении встречается необычный образ братьев-Морозов, который, в целом, для сказок не характерен. При этом у героев есть условные имена: Мороз-Синий нос и Мороз-Красный нос ( в более ранних версиях он называется также Мороз-Багрый нос). Такие прозвища периодически возникают в других народных песнях и прочих произведениях. Видимо, появились они из-за того, что от холода нос у человека краснеет или синеет, поэтому такая расцветка считается непременным атрибутом зимней погоды и сил, которые ее олицетворяют.
Основная мораль произведения заключается в следующем: если ты хорошо трудишься, то тебе не страшен никакой холод. Ленивый барин в лисьей шубе замерзает быстро, потому что он бездельник и надеется защититься от Мороза только с помощью дорогой теплой одежды. Крестьянин же хоть и носит дырявый полушубок, но всегда готов потрудиться, чтобы согреться. Именно поэтому Мороз не может никак его победить, а сам оказывается побитым и с позором сбегает, обещая больше никогда не обижать мужиков.
Чему учит произведение (мораль):
Ну, во-первых, в сказке есть практичный совет, что делать, чтобы не замерзнуть в сильный мороз – нужно двигаться, а не сидеть как каменный.
В переносном смысле сказка учит активности, борьбе со сложными обстоятельствами. Нужно действовать, как мужик, а не упрямо сидеть, как барин. И тогда ты справишься, даже если у тебя нет такой защиты, как у более богатых, но при этом ленивых, людей – ведь у барина была и шуба из медвежьего меха, лисья шапка и сапоги из волка. Но это не защитило его от замерзания.
Ну и в третьих, нельзя делать выбор на основе непроверенной информации, как это сделал Синий нос. Мужик показался ему легкой добычей, но оказалось, что все совсем не так. И хитрый старший брат знал об этом (подсмеивался над братцем во время разговора), но решил его проучить.
Подходящие пословицы и поговорки:
Терпение и труд все перетрут.
Не зная броду, не суйся в воду.
Опыт – лучший учитель.
В сильный мороз береги нос.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Под лежачий камень вода не течёт.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Незнакомые слова:
Тешатся (от тешиться) – развлекаться, забавляться.
Былинка – высохшая травинка.
Не совладать – не справиться.
Прощай покамест – тоже, что и пока. «Прощай пока».
Знобить – морозить, охлаждать.
Инда – так, что даже.
Лубок лубком – твердый, негнущийся, как кора дерева.
Насилу – еле-еле, с большим трудом.
Закаялся – дал себе обещание (больше не морозить мужиков).
Лучший ответ:
Главный Попко
1. Два Мороза решают позабавиться.2. Братья-Морозы встречают крестьянина и барина.3. Мороз-Красный нос рассказывает, как потешился с барином.4. Мороз-Синий нос рассказывает, как мужик его победил.
Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.
-
Где и как человек использует кровь животных кратко
-
Что такое федерация 5 класс однкнр кратко
-
Почему получив информацию о радиационной аварии необходимо быстро укрыться в ближайшем здании кратко
-
Выучка достигнутый в чем нибудь опыт а также то что дает такую выучку школа жизни
- Как предотвратить тепловой удар находясь в условиях городской среды обж кратко
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить грамотно излагать свои мысли. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Оборудование: сборники русских народных сказок; визуальные материалы по теме; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.
III. Постановка целей урока
— Отгадайте загадки, заполните кроссворд, и вы узнаете, о ком
1. Около села
белая лошадка весела. (Метель.)
2. Жил я посреди двора.
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)
3. В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки.)
4. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)
5. Кто, угадай-ка.
Седая хозяйка?
Тряхнула перинки,
Над миром пушинки. (Зима.)
— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз.)
— Сегодня мы будем читать произведение «Два Мороза» (с. 198—201). Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему так считаете?
IV. Работа по теме урока
(Чтение сказки учителем и учащимися. При чтении идет словарная работа.)
Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек — человек, рубящий дрова.
Купец — богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин — бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
V. Физкультминутка
Наклоняемся вперед.
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает.
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре —
Завертелись, закружились.
VI. Закрепление изученного
1. Выборочное чтение
— Как решили позабавиться два Мороза?
— Куда едет купец? крестьянин?
— Как одет крестьянин? купец?
— Как Мороз — Синий нос заморозил купца?
— Как Мороз — Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
— Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
— Зачем он так сделал?
2. Тест
1. Что решили сделать братья Морозы?
а) поиграть;
б) порезвиться;
в) позабавиться. +
2. Богатый купец ехал:
а) с колокольчиками; +
б) с бубенчиками;
в) со звоночками.
3. За кем побежал младший брат, Мороз — Красный нос?
а) за рыбаком;
б) за охотником;
в) за дровосеком. +
4. Какая у купца была шуба?
а) медвежья; +
б) лисья;
в) волчья.
5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а) кнутом;
б) поленом; +
в) палкой.
6. Что, по мнению старшего брата, Мороза — Синего носа, лучше шубы греет?
а) печка;
б) костер;
в) топор. +
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы читали на уроке?
— Докажите, что это сказка. (Ответ. Есть зачин. Присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят»; повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил -колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».)
— Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)
Домашнее задание
1. Прочитать сказку.
2. Выполнить задание 5 на с. 202.
Предварительный просмотр:
-развивать память, внимание, мышление, речь;
-учить грамотно излагать свои мысли.
Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Оборудование: презентация, карточки для парной и групповой работы.
Долгожданный дан звонок-
Чтобы многое узнать
Книги надо нам читать.
— Что было задано на дом?
— Кто автор этого стихотворения?
— Чем любуется поэт?
- Самоопределение к действию.
- Речевая разминка:
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала,
Снегом заботливо город одела
И просветлела от доброго дела.
Чтение с логическим ударением.
— Тема урока зашифрована в таблице.
— Зачеркни в каждой строке одинаковые буквы, и ты узнаешь название произведения. Приложение. Таблица № 1
— Как вы думаете, какое произведение будем читать на уроке?
— К какому жанру относится это произведение? Почему вы так считаете?
— Какие бывают сказки?
4. Работа над произведением.
1) Словарная работа перед чтением сказки.
— При прослушивании произведения вам встретятся слова, объясните их лексическое значение.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
— После прослушивания, должны будете определить, какая это сказка.
Прослушивание аудиозаписи (1 части).
— Почему Мороз Синий нос посмеивался?
— Как вы считаете, удалось ему заморозить купца?
— Как вы думаете, заморозил Мороз Красный Нос дровосека?
— Проверим наши предположения. Прочитаем сказку до конца. Помогут мне ребята.
( Читает сначала учитель, а потом сильные ученики).
— Оправдались наши предположения?
— Какая это сказка? (Бытовая) – Почему? (События происходят в жизни людей).
— Что ещё указывает, что это сказка? (Зачин, повторы, концовка).
Я – Мороз Красный Нос
Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)
Братья меж собой родные
Мы Морозы удалые (приседают в присядку)
Землю снегом мы укроем (имитируют движения)
Через речку мост построим
Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)
Коль на улице мороз.(растирают)
Силой помериться. (кидаются снежками)
6. Закрепление изученного.
— Перед тем, как вы начнёте читать сказку, давайте потренируемся и прочитаем сложные слова на доске:
А теперь читаем сначала по слогам, а потом целыми словами:
2. Вторичное чтение.
-А теперь приступаем к чтению.
Сильная группа. Читает самостоятельно и работает по карточкам.
Слабая группа. Читает текст с учителем и отвечает на вопросы по ходу чтения.
— Будем читать по цепочке, стараемся читать выразительно, соблюдая все знаки препинания.
От начала текста заканчивая словами … встретим кого.
— Как решили позабавиться Морозы?
— Кого решил заморозить Мороз – Красный нос? (Бедного крестьянина, потому что у него была старая и рваная одежда).
— Какое настроение было у Мороза Синего носа? А у Красного носа?
— Удалось ли заморозить купца? Почему?
— Удалось ли заморозить крестьянина? Почему?
— Кто выиграл спор? Почему? ( Синий нос был старше и опытней ).
— Какова основная мысль сказки?
— В каких словах она заключается?
— Как вы понимаете их смысл?
Проверка работы сильной группы
— На сколько частей разделили сказку?
— О чём говорится в первой части?
— О чём говорится во второй части?
3 ) Работа с пословицами.
4) Ориентирование в социуме.
— Как нужно вести себя на улице в морозные дни?
5) Работа в группах.
Работа по развитию словарного запаса.
Приложение таблица № 2
6) Чтение отрывка по ролям.
– Сколько действующих лиц? (Двое и автор). С какой интонацией будем читать слова Мороза Красного носа, Синего носа?
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Чему учит произведение (мораль):
Ну, во-первых, в сказке есть практичный совет, что делать, чтобы не замерзнуть в сильный мороз – нужно двигаться, а не сидеть как каменный.
В переносном смысле сказка учит активности, борьбе со сложными обстоятельствами. Нужно действовать, как мужик, а не упрямо сидеть, как барин. И тогда ты справишься, даже если у тебя нет такой защиты, как у более богатых, но при этом ленивых, людей – ведь у барина была и шуба из медвежьего меха, лисья шапка и сапоги из волка. Но это не защитило его от замерзания.
Ну и в третьих, нельзя делать выбор на основе непроверенной информации, как это сделал Синий нос. Мужик показался ему легкой добычей, но оказалось, что все совсем не так. И хитрый старший брат знал об этом (подсмеивался над братцем во время разговора), но решил его проучить.
Подходящие пословицы и поговорки:
Терпение и труд все перетрут.
Не зная броду, не суйся в воду.
Опыт – лучший учитель.
В сильный мороз береги нос.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Под лежачий камень вода не течёт.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Незнакомые слова:
Тешатся (от тешиться) – развлекаться, забавляться.
Былинка – высохшая травинка.
Знобить – морозить, охлаждать.
Инда – так, что даже.
Лубок лубком – твердый, негнущийся, как кора дерева.
Насилу – еле-еле, с большим трудом.
Закаялся – дал себе обещание (больше не морозить мужиков).
Отзыв (что понравилось)
Изучение произведения «Два Мороза» занесено в раздел «Люблю природу русскую. Зима». Знакомя со сказкой, даётся детям представление о зимней природе, социальном сословии героев, структуре построения сказки. Через личный опыт героев показывается народная мудрость «топор лучше шубы греет», умение применять её в социуме. Разбирая мудрость старшего поколения, приучаем детей следовать советам взрослых. Во время работы над произведением, расширяется словарный запас, умение определять черты характера действующих лиц. Ипользуются различные формы работы: индивидуальная, групповая и в парах. Диалоговое написане сказки, настраивает на эмоциональное восприятие, которое показывается в чтении по ролям.
Вложение | Размер |
---|---|
2 кл Два Мороза | 24.94 КБ |
Ответы к стр. 72-75 Люблю природу русскую. Весна
Тема выставки «Стихотворения русских поэтов о весне». Какими другими книгами ты мог бы дополнить выставку?
1. Весенние стихи. Большая поэзия для маленьких детей. 2. Стихи о весне. Поэтический класс. 3. Времена года. Стихи русских поэтов о природе. 4. Ф. Тютчев. Весенние воды.
Придумай и запиши как можно больше слов к слову весна. Журчит, ласковое солнышко, звонкая капель, первые подснежники,
проталины, тают сосульки, бегут ручейки, прилетели грачи.
Придумай свою загадку про весну.
Бегут ручьи, снег тает, когда это бывает? (Весна)
Ответы к стр. 73 — 74 Весенние загадки
Напиши отгадку. Подчеркни слова, которые помогли тебе догадаться, о чём идёт речь в загадке.
Я раскрываю почки В зелёные листочки.Деревья одеваю, Посевы поливаю. Движения полна, Зовут меня Весна.
Закружит она метель,Принесёт с собой капель, Вмиг сосульки с крыш собьёт,Снег повсюду уберёт, Ручейками зажурчит, Ярче солнцем заблестит. И капризна, и красна Долгожданная Весна.
Она придёт вслед за зимой,Тепло подарит нам с тобой, Разбудит землю ото сна. А как зовут её? Весна.
Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет,Звонче птичьи голоса, Значит к нам пришла Весна.
Страница 74
Напиши, весна какая? Что она делает?
Долгожданная, тёплая. Приходит, согревает.
На основе этих слов придумай собственную загадку о весне.
После зимы приходит и согревает все кругом. (Весна)
Запиши слова, которые отражают весеннее настроение:
счастье, радость, звенят ручьи, щебечут птицы, выросли подснежники.
- Составь рассказ «Я рад весне!». Сначала определи, что должно лежать в основе твоего повествования:- рассказ о весеннем событии;- о весеннем настроении;- размышление о том, как все ждут весну.
- Запиши рассказ.
Я рад весне! Я люблю весну! Я люблю пускать в ручейках бумажные кораблики. Я достаю из шкафа свои резиновые сапоги и отправляюсь на улицу. Очень весело шлёпать в сапогах по лужам! Я рад весне!
Ответы к стр. 75 Проверим себя и оценим свои достижения
Определи тему и основную мысль выбранного произведения.
Тема: весна. Главная мысль: показать приметы весны.
Придумай свой рассказ на тему «Я люблю весну». Запиши его план.
План:1. Приметы весны2. Просыпается природа3. Мое отношение к весне
Отметь, что ты хорошо усвоил, «+».
+ Я умею находить в стихотворении слова, которые помогают представить героев. + Я научился сравнивать стихотворения разных поэтов о весне.
-
Назад
-
Вперёд