Два мороза разделить на части и озаглавить сказка

Два мороза разделить на части и озаглавить сказка - граматика и образование на napishet.ru

Краткое содержание (сюжет)

Главные герои сказки:

Мороз-Красный нос (в некоторых версиях Багряный или Багровый нос) – старший брат, хитрый и опытный, обманул младшего братца, уступив ему сложную задачу.

Мороз-Синий нос – младший из братьев, порывистый, озорной, простодушный.

Барин – знатный человек, ехавший в повозке в город. Несмотря на теплую одежду, сильно пострадал от братца Красного носа, т.к. сидел неподвижно.

Мужик – простой и бедный крестьянин, ехавший в лес по дрова. Не поддался козням Синего носа, и только не замерз, потому что работал, но и побил шутника поленом.

План пересказа:

1.Два Мороза скучают в поле.

2.Принимают решение пойти к бору и заморозить кого-нибудь на близлежащей дороге.

3.Появление двух повозок.

4.Синий нос просит брата заморозить барина, а он займется мужиком

5.Встреча братьев вечером.

6.Рассказ старшего брата о том, как он легко заморозил барина.

7.Рассказ синеносого брата, как его победил мужичок.

Главная мысль (вывод)

Труд, смекалка, оптимизм и упорство помогают победить даже самые сложные обстоятельства. А если сидеть, сложа руки, как барин, то и богатое снаряжение не спасет.

Краткое содержание (сюжет)

Два брата, Мороз Красный и Синий нос, решили позабавиться и заморозить кого-нибудь из людей. Встретились им две повозки – в одной барин сидел, в другой – мужичок по дрова в лес ехал. Синий нос предложил, чтобы барина поморозил старший брат – Красный Нос, так как тепло одет барин, с ним будет сложно справиться. А мужичок в ветхом полушубке и в лаптях, а значит, легкая добыча.

Под вечер встретились братья. Старшему удалось справиться со своей задачей без труда, а вот младшему не только не удалось мужичка заморозить, но тот еще и поленом ему бока отбил. Мужик пока дрова рубил, так согрелся, что скинул полушубок. Мороз залез в скинутую одежду, затвердел тулуп, так мужичок взял полено да отходил полушубок вместе с сидевшим там Синеносым проказником.

Главные герои сказки:

Мороз-Красный нос (в некоторых версиях Багряный или Багровый нос) – старший брат, хитрый и опытный, обманул младшего братца, уступив ему сложную задачу.

Мороз-Синий нос – младший из братьев, порывистый, озорной, простодушный.

Барин – знатный человек, ехавший в повозке в город. Несмотря на теплую одежду, сильно пострадал от братца Красного носа, т.к. сидел неподвижно.

Мужик – простой и бедный крестьянин, ехавший в лес по дрова. Не поддался козням Синего носа, и только не замерз, потому что работал, но и побил шутника поленом.

План пересказа:

1.Два Мороза скучают в поле.

2.Принимают решение пойти к бору и заморозить кого-нибудь на близлежащей дороге.

3.Появление двух повозок.

4.Синий нос просит брата заморозить барина, а он займется мужиком

5.Встреча братьев вечером.

6.Рассказ старшего брата о том, как он легко заморозил барина.

7.Рассказ синеносого брата, как его победил мужичок.

Главная мысль (вывод)

Труд, смекалка, оптимизм и упорство помогают победить даже самые сложные обстоятельства. А если сидеть, сложа руки, как барин, то и богатое снаряжение не спасет.

Особенности сказки «Два Мороза»

В этом народном произведении встречается необычный образ братьев-Морозов, который, в целом, для сказок не характерен. При этом у героев есть условные имена: Мороз-Синий нос и Мороз-Красный нос ( в более ранних версиях он называется также Мороз-Багрый нос). Такие прозвища периодически возникают в других народных песнях и прочих произведениях. Видимо, появились они из-за того, что от холода нос у человека краснеет или синеет, поэтому такая расцветка считается непременным атрибутом зимней погоды и сил, которые ее олицетворяют.

Основная мораль произведения заключается в следующем: если ты хорошо трудишься, то тебе не страшен никакой холод. Ленивый барин в лисьей шубе замерзает быстро, потому что он бездельник и надеется защититься от Мороза только с помощью дорогой теплой одежды. Крестьянин же хоть и носит дырявый полушубок, но всегда готов потрудиться, чтобы согреться. Именно поэтому Мороз не может никак его победить, а сам оказывается побитым и с позором сбегает, обещая больше никогда не обижать мужиков.

Чему учит произведение (мораль):

Ну, во-первых, в сказке есть практичный совет, что делать, чтобы не замерзнуть в сильный мороз – нужно двигаться, а не сидеть как каменный.

В переносном смысле сказка учит активности, борьбе со сложными обстоятельствами. Нужно действовать, как мужик, а не упрямо сидеть, как барин. И тогда ты справишься, даже если у тебя нет такой защиты, как у более богатых, но при этом ленивых, людей – ведь у барина была и шуба из медвежьего меха, лисья шапка и сапоги из волка. Но это не защитило его от замерзания.

Ну и в третьих, нельзя делать выбор на основе непроверенной информации, как это сделал Синий нос. Мужик показался ему легкой добычей, но оказалось, что все совсем не так. И хитрый старший брат знал об этом (подсмеивался над братцем во время разговора), но решил его проучить.

Подходящие пословицы и поговорки:

Терпение и труд все перетрут.

Не зная броду, не суйся в воду.

Опыт – лучший учитель.

В сильный мороз береги нос.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Под лежачий камень вода не течёт.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Незнакомые слова:

Тешатся (от тешиться) – развлекаться, забавляться.

Былинка – высохшая травинка.

Не совладать – не справиться.

Прощай покамест – тоже, что и пока. «Прощай пока».

Знобить – морозить, охлаждать.

Инда – так, что даже.

Лубок лубком – твердый, негнущийся, как кора дерева.

Насилу – еле-еле, с большим трудом.

Закаялся – дал себе обещание (больше не морозить мужиков).

Лучший ответ:

Главный Попко

1. Два Мороза решают позабавиться.2. Братья-Морозы встречают крестьянина и барина.3. Мороз-Красный нос рассказывает, как потешился с барином.4. Мороз-Синий нос рассказывает, как мужик его победил.

Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

  • Где и как человек использует кровь животных кратко

      

  • Что такое федерация 5 класс однкнр кратко

      

  • Почему получив информацию о радиационной аварии необходимо быстро укрыться в ближайшем здании кратко

      

  • Выучка достигнутый в чем нибудь опыт а также то что дает такую выучку школа жизни

      

  • Как предотвратить тепловой удар находясь в условиях городской среды обж кратко

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить грамотно излагать свои мысли. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

Оборудование: сборники русских народных сказок; визуальные материалы по теме; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.

III. Постановка целей урока

— Отгадайте загадки, заполните кроссворд, и вы узнаете, о ком 

1. Около села

белая лошадка весела. (Метель.)

2. Жил я посреди двора.

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик.)

3. В обоих домиках темно,

Зато жарища прямо.

А коль засветится окно,

Его починит мама. (Варежки.)

4. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)

5. Кто, угадай-ка.

Седая хозяйка?

Тряхнула перинки,

Над миром пушинки. (Зима.)

— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз.)

— Сегодня мы будем читать произведение «Два Мороза» (с. 198—201). Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему так считаете?

IV. Работа по теме урока

(Чтение сказки учителем и учащимися. При чтении идет словарная работа.)

Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек — человек, рубящий дрова.

Купец — богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин — бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

V. Физкультминутка

Наклоняемся вперед.

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает.

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре —

Завертелись, закружились.

VI. Закрепление изученного

1. Выборочное чтение

— Как решили позабавиться два Мороза?

— Куда едет купец? крестьянин?

— Как одет крестьянин? купец?

— Как Мороз — Синий нос заморозил купца?

— Как Мороз — Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?

— Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?

— Зачем он так сделал?

2. Тест

1. Что решили сделать братья Морозы?

а) поиграть;

б) порезвиться;

в) позабавиться.   +

2. Богатый купец ехал:

а) с колокольчиками;    +

б) с бубенчиками;

в) со звоночками.

3. За кем побежал младший брат, Мороз — Красный нос?

а) за рыбаком;

б) за охотником;

в) за дровосеком.    +

4. Какая у купца была шуба?

а) медвежья;     +

б) лисья;

в) волчья.

5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

а) кнутом;

б) поленом;     +

в) палкой.

6. Что, по мнению старшего брата, Мороза — Синего носа, лучше шубы греет?

а) печка;

б) костер;

в) топор.    +

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Какое произведение мы читали на уроке?

— Докажите, что это сказка. (Ответ. Есть зачин. Присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят»; повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил -колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».)

— Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)

Домашнее задание

1. Прочитать сказку.

2. Выполнить задание 5 на с. 202.

Предварительный просмотр:

-развивать память, внимание, мышление, речь;

-учить грамотно излагать свои мысли.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

Оборудование: презентация, карточки для парной и групповой работы.

Долгожданный дан звонок-

Чтобы многое узнать

Книги надо нам читать.

— Что было задано на дом?

— Кто автор этого стихотворения?

— Чем любуется поэт?

  1. Самоопределение к действию.
  1. Речевая разминка:

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала,

Снегом заботливо город одела

И просветлела от доброго дела.

Чтение с логическим ударением.

— Тема урока зашифрована в таблице.

— Зачеркни в каждой строке одинаковые буквы, и ты узнаешь название произведения. Приложение. Таблица № 1

— Как вы думаете, какое произведение будем читать на уроке?

— К какому жанру относится это произведение? Почему вы так считаете?

— Какие бывают сказки?

4. Работа над произведением.

1) Словарная работа перед чтением сказки.

— При прослушивании произведения вам встретятся слова, объясните их лексическое значение.

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

— После прослушивания, должны будете определить, какая это сказка.

Прослушивание аудиозаписи (1 части).

— Почему Мороз Синий нос посмеивался?

— Как вы считаете, удалось ему заморозить купца?

— Как вы думаете, заморозил Мороз Красный Нос дровосека?

— Проверим наши предположения. Прочитаем сказку до конца. Помогут мне ребята.

( Читает сначала учитель, а потом сильные ученики).

— Оправдались наши предположения?

— Какая это сказка? (Бытовая) – Почему? (События происходят в жизни людей).

— Что ещё указывает, что это сказка? (Зачин, повторы, концовка).

Я – Мороз Красный Нос

Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)

Братья меж собой родные

Мы Морозы удалые (приседают в присядку)

Землю снегом мы укроем (имитируют движения)

Через речку мост построим

Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)

Коль на улице мороз.(растирают)

Силой помериться. (кидаются снежками)

6. Закрепление изученного.

— Перед тем, как вы начнёте читать сказку, давайте потренируемся и прочитаем сложные слова на доске:

А теперь читаем сначала по слогам, а потом целыми словами:

2. Вторичное чтение.

-А теперь приступаем к чтению.

Сильная группа. Читает самостоятельно и работает по карточкам.

Слабая группа. Читает текст с учителем и отвечает на вопросы по ходу чтения.

— Будем читать по цепочке, стараемся читать выразительно, соблюдая все знаки препинания.

От начала текста заканчивая словами … встретим кого.

— Как решили позабавиться Морозы?

— Кого решил заморозить Мороз – Красный нос? (Бедного крестьянина, потому что у него была старая и рваная одежда).

— Какое настроение было у Мороза Синего носа? А у Красного носа?

— Удалось ли заморозить купца? Почему?

— Удалось ли заморозить крестьянина? Почему?

— Кто выиграл спор? Почему? ( Синий нос был старше и опытней ).

— Какова основная мысль сказки?

— В каких словах она заключается?

— Как вы понимаете их смысл?

Проверка работы сильной группы

— На сколько частей разделили сказку?

— О чём говорится в первой части?

— О чём говорится во второй части?

3 ) Работа с пословицами.

4) Ориентирование в социуме.

— Как нужно вести себя на улице в морозные дни?

5) Работа в группах.

Работа по развитию словарного запаса.

Приложение таблица № 2

6) Чтение отрывка по ролям.

– Сколько действующих лиц? (Двое и автор). С какой интонацией будем читать слова Мороза Красного носа, Синего носа?

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Чему учит произведение (мораль):

Ну, во-первых, в сказке есть практичный совет, что делать, чтобы не замерзнуть в сильный мороз – нужно двигаться, а не сидеть как каменный.

В переносном смысле сказка учит активности, борьбе со сложными обстоятельствами. Нужно действовать, как мужик, а не упрямо сидеть, как барин. И тогда ты справишься, даже если у тебя нет такой защиты, как у более богатых, но при этом ленивых, людей – ведь у барина была и шуба из медвежьего меха, лисья шапка и сапоги из волка. Но это не защитило его от замерзания.

Ну и в третьих, нельзя делать выбор на основе непроверенной информации, как это сделал Синий нос. Мужик показался ему легкой добычей, но оказалось, что все совсем не так. И хитрый старший брат знал об этом (подсмеивался над братцем во время разговора), но решил его проучить.

Подходящие пословицы и поговорки:

Терпение и труд все перетрут.

Не зная броду, не суйся в воду.

Опыт – лучший учитель.

В сильный мороз береги нос.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Под лежачий камень вода не течёт.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Незнакомые слова:

Тешатся (от тешиться) – развлекаться, забавляться.

Былинка – высохшая травинка.

Знобить – морозить, охлаждать.

Инда – так, что даже.

Лубок лубком – твердый, негнущийся, как кора дерева.

Насилу – еле-еле, с большим трудом.

Закаялся – дал себе обещание (больше не морозить мужиков).

Отзыв (что понравилось)

Изучение произведения «Два Мороза» занесено в раздел «Люблю природу русскую. Зима». Знакомя со сказкой, даётся детям представление о зимней природе, социальном сословии героев, структуре построения сказки. Через личный опыт героев показывается народная мудрость «топор лучше шубы греет», умение применять её в социуме. Разбирая мудрость старшего поколения, приучаем детей следовать советам взрослых. Во время работы над произведением, расширяется словарный запас, умение определять черты характера действующих лиц. Ипользуются различные формы работы: индивидуальная, групповая и в парах. Диалоговое написане сказки, настраивает на эмоциональное восприятие, которое показывается в чтении по ролям.

Вложение Размер
2 кл Два Мороза 24.94 КБ

Ответы к стр. 72-75 Люблю природу русскую. Весна

Тема выставки «Стихотворения русских поэтов о весне». Какими другими книгами ты мог бы дополнить выставку?

1. Весенние стихи. Большая поэзия для маленьких детей. 2. Стихи о весне. Поэтический класс. 3. Времена года. Стихи русских поэтов о природе. 4. Ф. Тютчев. Весенние воды.

Придумай и запиши как можно больше слов к слову весна.    Журчит, ласковое солнышко, звонкая капель, первые подснежники,

проталины, тают сосульки, бегут ручейки, прилетели грачи. 

Придумай свою загадку про весну.

Бегут ручьи, снег тает, когда это бывает?  (Весна)

Ответы к стр. 73 — 74 Весенние загадки

Напиши отгадку. Подчеркни слова, которые помогли тебе догадаться, о чём идёт речь в загадке.

Я раскрываю почки В зелёные листочки.Деревья одеваю, Посевы поливаю. Движения полна, Зовут меня Весна.

Закружит она метель,Принесёт с собой капель, Вмиг сосульки с крыш собьёт,Снег повсюду уберёт, Ручейками зажурчит, Ярче солнцем заблестит. И капризна, и красна Долгожданная Весна.

Она придёт вслед за зимой,Тепло подарит нам с тобой, Разбудит землю ото сна. А как зовут её? Весна.

Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет,Звонче птичьи голоса, Значит к нам пришла Весна.

Страница 74

Напиши, весна какая? Что она делает?

Долгожданная, тёплая. Приходит, согревает.

На основе этих слов придумай собственную загадку о весне.

После зимы приходит и согревает все кругом. (Весна) 

Запиши слова, которые отражают весеннее настроение:

счастье, радость, звенят ручьи, щебечут птицы, выросли подснежники. 

  • Составь рассказ «Я рад весне!». Сначала определи, что должно лежать в основе твоего повествования:- рассказ о весеннем событии;- о весеннем настроении;- размышление о том, как все ждут весну.
  • Запиши рассказ.

           Я рад весне!      Я люблю весну! Я люблю пускать в ручейках бумажные кораблики. Я достаю из шкафа свои резиновые сапоги и отправляюсь на улицу. Очень весело шлёпать в сапогах по лужам! Я рад весне!  

Ответы к стр. 75 Проверим себя и оценим свои достижения

Определи тему и основную мысль выбранного произведения.

Тема: весна. Главная мысль: показать приметы весны.

Придумай свой рассказ на тему «Я люблю весну». Запиши его план.

План:1. Приметы весны2. Просыпается природа3. Мое отношение к весне 

Отметь, что ты хорошо усвоил, «+».

+ Я умею находить в стихотворении слова, которые помогают представить героев. + Я научился сравнивать стихотворения разных поэтов о весне.

  • Назад

  • Вперёд

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 1-2 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: