ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Имена прилигательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Упражнение №2
Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания. Синее море, . землянка, . корыто, . трава, . рыбка, . слово, . голос, . чудо, . корыто, . баба, . труба, . вороты, . крестьянка, . дворянка, . душегрейка, . кичка, . перстни, . сапожки, . слуги, . царица, . царство, . пряник, . невежа, . палаты, . владычица, . буря, . волны. − С какой целью автор употребил именно такие имена прилагательные? − Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы или антонимы? − Подчеркните устаревшие слова − имена существительные, а также устаревшие формы множественного числа имён существительных.
Решение
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны. Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства. Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении: Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй. Сердитые (волны) – большие, высокие. Чёрная (крестьянка) – бедная. Печатный пряник – с отпечатанным рисунком. Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море. Синонимы к именам прилагательным: Ветхая (землянка) – старая. Дорогой (откуп) – большой. Ласковое (слово) – доброе. Великое (чудо) – большое. Грозная (стража) — зловещая. Антонимы к именам прилагательным: Дорогой (откуп) – дешёвый. Ласковое (слово) – недоброе. Великое (чудо) – маленькое. Новое (корыто) — старое.
Устаревшие формы множественного числа имён существительных: Жемчуга – драгоценности (жемчуг). Палаты — жилые сооружения. Вины – вино. Вороты – ворота. На посылках – на службе. Очи – глаза.
Устаревшие слова: Чупрун – чуб, хохол. Кичка – старинный женский головной убор. Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади. Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни. Старче – старичок.
Видео:Сказка о рыбаке и рыбкеА. С. ПушкинСкачать
Презентация по литературному чтению для 2 класса на тему «Словарная работа по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ветхая землянка — старый дом, вырытый в земле. Невод — большая рыболовная сеть. Пряжа — нить, скрученная из волокон (шерсть, хлопок, лён). Тина — скопление живущих в воде растений, водорослей.
Откуп — плата за что-либо. Простор — свобода, раздолье; свободное, ничем не стеснённое пространство. Воротился — вернулся. Забранила — «заругала». Простофиля — глупый, несообразительный человек. Корыто — большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей.
«Море слегка разыгралось» — появились волны, вода пришла в движение. Кликать – звать. Старче – старик, дед. «Помутилось синее море» — изменился цвет воды в связи с недовольством золотой рыбки жадностью старухи и безвольностью старика. Безвольность – отсутствие силы воли, неспособность управлять собой, слабохарактерность, нерешительность. Пуще – сильнее. Корысть – выгода, польза.
Сварливая – склонная к ссорам, высказывающая недовольство. Светёлка – небольшая комната, обычно в верхней части жилья. Тесовые ворота – ворота, сделанные из тонких досок. Крестьяне – сельские жители, занимающиеся земледелием, разведением животных и растений. Чёрная крестьянка – женщина, занятая сельским хозяйством, ручным трудом.
Дворяне – люди, принадлежащие к господствующему слою населения. Столбовая дворянка – дворянка старинного рода, заслуживающая уважения; более высокий слой населения по сравнению с крестьянами; живущая в лучших условиях по сравнению с крестьянами. Вздурилась – разозлилась, проявила недовольство. Душегрейка – женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии. Парчовая – сшитая из парчи; красивая, богатая.
Маковка – голова. Кичка – старинный праздничный головной убор замужней женщины. Жемчуг – красивый, уникальный камень. Перстень – кольцо, надеваемое на безымянный палец; кольцо с драгоценным камнем. Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб; чуб.
Белены объелась – потеряла рассудок, совершает глупости. Честь – качество человека, достойное уважения и гордости; доброе имя, хорошая репутация человека. Бунтует – протестует. Царские палаты – большие помещения, построенные из камня или кирпича; богатые, роскошные помещения. Бояре – представители высшего слоя общества.
Пряник печатный – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста (тесто кладут в специальные деревянные формы, а на готовом прянике после выпекания отпечатаны различные изображения (птицы, люди, надписи,…)). «Старика взашеи затолкали» — обходясь грубо, ударяя в шею, выгнали. Невежа – грубый и невоспитанный человек. Невежда – необразованный человек, человек, который в чём-то не осведомлён. Царедворцы – лица, занимающие должность при царском дворе. Владычица – правительница. «И была бы у меня на посылках» — была бы в подчинении, исполняла бы все желания . Перечить – возражать кому-то, говорить наперекор. «Не дерзнул поперёк слова молвить» — не осмелился говорить и оспаривать.
Презентация создана в качестве демонстрационного материала к уроку по литературному чтению для работы с учащимися по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. В изучаемом произведении встречается множество слов, вызывающих трудности у детей. Многие ученики слышат впервые в жизни некоторые слова, написанные автором в сказке. В презентации размещены слова, их лексические значения и изображения, что сделано с целью проведения словарной работы по мере знакомства со сказкой.
Билецкая Елена ЮрьевнаНаписать 427 14.11.2020
Номер материала: ДБ-1490973
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 14.11.2020 0
- 12.11.2020 0
- 10.11.2020 0
- 22.10.2020 0
- 21.10.2020 0
- 11.07.2020 0
- 21.04.2020 0
- 11.12.2019 74
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
🔥 Видео
Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка Пушкина о Золотой рыбке. Слушать и смотреть сказку.Скачать
2 класс. Литературное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Скачать
Сказка о рыбаке и рыбке. Краткое содержаниеСкачать
Сказка о рыбаке и рыбке. Краткое содержаниеСкачать
Сказка о рыбаке и рыбке 1950Скачать
О чём на самом деле сказка о рыбаке и рыбкеСкачать
Сказка о рыбаке и рыбке — о чем она ? Михаил Казиник о культуреСкачать
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение 2 класс. Видеоурок 4.2Скачать
Литературное чтение 2 класс (Урок№18 — А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)Скачать
СКАЗКА О ЖАДНОЙ СТАРУХИ И ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ! Сказка о Рыбаке и Рыбке.Скачать
Аудио Сказка о рыбаке и рыбке (золотая рыбка)Скачать
Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин. Аудиосказки для детей с живыми картинками.Скачать
Сказка о Рыбаке и Рыбке. Советские мультфильмы. Союзмультфильм. StarMediaKidsСкачать
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Проф. А.Н. УжанковСкачать
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ — аудиосказка для детей А. Пушкин(читает Алиса Фрейндлих)Скачать
Сказка о рыбаке и рыбкеСкачать
Ангел Бэби — Золотая рыбка, не простая — Развивающий мультик для детей (21 серия)Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке
Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» Синего, ветхой, морскою, непростою, золотою, человечьим, дорогой, ласковое, синее, великое, новое, сварливая, кирпичной, белёною, дубовыми, тесовыми, черной , столбовою, высокий, собольей, парчовая, золотые, красные, усердные, вольною, царские, заморские, печатным, грозная, сердитые, проклятою, морскою, глубокое, разбитое.
Составленные словосочетания имени прилагательного с именем существительным
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная, беленная труба; дубовые, тесовые вороты; черная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболя душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, черная буря, сердитые волны.
Я думаю, что автор с помощью прилагательных сделал текст более выразительным. Прилагательные помогли ему более подробно описать предметы и события сказки, благодаря чему сказка стала настолько популярной среди детей многих поколений.
Прилагательные в переносном значении
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком
Чёрная буря – сильный ветер и высокие волны на море.
Золотая рыбка – покрытая золотой чешуей
Сердитые волны – большие, высокие
Чёрная крестьянка — бедная
Синонимы к именам прилагательным
Антонимы к именам прилагательным
Устаревшие формы множественного числа имён существительных:
На посылках – на службе .
Очи – глаза
Вороты – ворота .
Жемчуги – драгоценности
Вины – вино
Палаты — жилые сооружения
Устаревшие слова:
Старче – старичок.
Чупрун – чуб, хохол.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни .
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Описание к рабочей тетради
Год: 2022, 2023.
Стандарт: ФГОС.
Издательство: Просвещение.
Издание (номер): 8-е, переработанное.
Серия: Школа России.
Авторы:
ГДЗ (решебник) и ответы к рабочей тетради по литературе 4 класс (Бойкина, Виноградская). Школа России рабочая тетрадь в одной части.
Рабочие тетради по Литературному чтению входят в состав учебно-методического комплекса издательства Просвещения серии Школа России, разработанному на основании требований ФГОС. Соответствуют содержанию базового учебника под ред. Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. В нем представлены художественные произведения, отобранные для изучения в соответствии с психофизическими возможностями четвероклассников.
Ответы к стр. 28 — 31
1. Из каких сказок А.С. Пушкина эти строки? Правильно соедини их линиями с названиями сказок.
«Сказка о рыбаке и рыбке». ⇒ | Раз он в море закинул невод, — Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, — Пришёл невод с травой морскою. |
«Сказка о царе Салтане» ⇒ | Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые… |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». ⇒ | «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» |
2. Допиши название ещё одной сказки А.С. Пушкина. Картинка поможет тебе вспомнить это название.
«Сказка о золотом петушке«.
3. Прочитай последние строки «Сказки о золотом петушке». Как ты их понимаешь?
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Сказка — это вымысел, но в ней содержится назидание читателю.
4. Обсуди со взрослыми и отметь, какие пословицы особенно подходят к тому, чем заканчиваются сказки А.С. Пушкина.
Сказка о золотом петушке
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
V Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях
Тут её тоска взяла,И царица умерла.
V Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Сказка о царе Салтане
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались.
Царь для радости такой
Отпустил всех трёх домой.
V Повинную голову и меч не сечёт.
Сказка о рыбаке и рыбке
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
V Много желать — добра не видать.
Сказка о попе и о работнике его Балде
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
V Не жалей алтына: отдашь полтину.
5. Как ты понимаешь выражение «остаться у разбитого корыта»?
Остаться ни с чем, с носом, потерпеть крах.
6. Сочини и запиши рассказ, в конце которого используй это выражение. Придумай интересный заголовок.
Не утрать отличное положение
Был в одном классе ученик-отличник. Один раз он заигрался с ребятами во дворе и не выучил уроки. На следующий день он получил свою первую в жизни четвёрку. Дома его не сильно поругали, потому что четвёрка, если хорошо подумать, не пятёрка, конечно, но всё же… Не такая уж и плохая это оценка. Всё бы ничего, можно четвёрку пережить. Но на следующий день невыученных уроков стало гораздо больше. И в дневнике уже стояла красная тройка. Наш отличник покраснел, но стал сам себя успокаивать, что есть дети, которые учатся гора-а-аздо хуже.
И вот однажды на контрольной он получил жирную двойку, а все дети занимались и получили четвёрки и пятёрки. Понял тогда наш отличник, что нужно много заниматься, учить уроки, делать дополнительные задания, чтобы не остаться у разбитого корыта на следующей контрольной.
«Культура в нас» — проект Наташи Пуше, 2011 — 2021
Главное меню
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Словарь. Составлен Наташей Пуше.
Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте.
Белена – ядовитое растение. «Белены объелся» — делает глупость, сумасбродит.
Бунтовать – выражать большое недовольство.
Ветхая – разрушающаяся, пришедшая в негодность.
Взашеи – грубо выгоняя, выталкивая, толкая в шею.
Взмолиться – начать умолять, упрашивать.
Владычица – повелительница, властелина.
Говорят тебе честью – говорят тебе по-хорошему, без принуждения.
Добро – здесь: хорошо, пусть так.
Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.
Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.
Изба – деревянный крестьянский дом.
Корысть – выгода, польза.
Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.
На посылках – исполнять чьи-либо мелкие поручения.
Не садись не в свои сани – пословица: не занимай положение, должность, не подходящие тебе.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невод – большая рыболовная сеть.
Огрузить – обременить тяжестью.
Откуп – плата, которой покупают свою свободу.
Парчовая кичка на маковке – кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.
Перечить – говорить кому-то наперекор, не соглашаясь.
Печатный пряник – пряник с выдавленными знаками, узорами.
Помутиться – стать мутным, непрозрачным.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
Прясть – скручивая волокна, превращать их в нить.
Прямой – явный, настоящий.
Пуще – сильнее, больше.
Ругать на чём свет стоит – ругать всячески и сильно.
Сварливая – устраивающая ссоры, свары.
Светёлка – светлая комната.
Столбовая дворянка – потомственная дворянка.
Терем – дом, особняк в виде башни.
Тесовые вороты – ворота, сделанные из тонких обработанных досок.
Царедворцы – придворные на службе при царе.
Чай – вероятно, по-видимому.
Чёрная крестьянка – простая непривилегированная крестьянка.
http://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-dlya-2-klassa-na-temu-slovarnaya-rabota-po-skazke-o-rybake-i-rybke-a-s-pushkina-4580670.html
http://natalion.com/index.php?id=38
Вспомни, как обычно, заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками А. С. Пушкина. Сделай самостоятельно вывод, используя опорные слова.
Народные сказки всегда заканчиваются победой Добра, такой конец имеют и сказки Пушкина.
Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной свадьбе.
Писатель заимствовал такую особенность и для своих произведений.
Пример окончания русских народных сказок:
Сказка «Белая уточка» заканчивается словами: «стали жить-поживать да добра наживать»,
Сказка «Сивка-Бурка» имеет конец: «весёлым пирком да за свадебку»,
Сказка «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли»,
Сказка «Царевна — лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо».
Пушкин заканчивает сказки подобным образом, говоря о шикарной свадьбе.
Например, в его сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и «О царе Салтане» в конце говорится:
«Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил».
Читательские дневники:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Белая уточка»
- «Сивка-Бурка»
- «Василиса Прекрасная»
- «Царевна-лягушка»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о царе Салтане…»
Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта»
Рассказ «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса
Оля и Катя дружили с первого класса.
Сидели за одной парной, делали вместе домашнее задание, ходили друг к другу в гости.
Как-то в класс пришла новая девочка.
Она была смущённой и тихой, боялась знакомиться, но глаза блестели добротой.
— Давай с ней подружимся, – сказала Оля – мне кажется, она хорошая.
— Давай, я тоже так считаю. – ответила Катя.
И девочки подружились.
Новая одноклассница, звали её Маша, оказалась очень весёлой и отзывчивой.
Ещё она была очень смышлёной, схватывала всё на лету, поэтому стала лучшей ученицей класса.
Как оказалось, жила девочка в 5 минутах от Оли.
И когда у Оли начались трудности с математикой, Маша вызвалась помочь.
Как-то Катя позвонила Оле и позвала гулять.
Оля сказала, что сейчас Маша помогает ей освоить новую тему.
Поэтому они смогут выйти примерно через час.
Катю взяла ревность.
Она не хотела больше ни с кем делить свою лучшую подругу.
— Нет, через час я уже не смогу. Тогда в другой раз. – сказала Катя и положила трубку.
На следующий день Катя сказала Оле, что узнала страшные вещи.
— Оказывается, Маша с нами дружит, а всем остальным рассказывает какие мы глупые и унылые.
Я тайком услышала, как она называла тебя плохими словами, потому что ты вообще не понимаешь математику, и дружить тоже не умеешь.
Ты только ей не рассказывай, что знаешь правду.
Давай просто перестанем с ней общаться.
Но Оле было очень обидно, и она спросила у Маши, зачем девочка такое говорит одноклассникам.
Маша сказала, что это неправда. И у любого можно спросить подтверждения, что такого не было на самом деле.
Оля поняла, что Катя просто наврала и решила, что ей такая подруга не нужна.
Оля и Маша перестали общаться с Катей.
И осталась маленькая врунья у разбитого корыта.