Страница 31
Текст или задание для отважных читателей
Примечание.Под этим знаком находится задание повышенной сложности.
Задание 1
Борис Викторович Шергин писал: «И в устных моих рассказах, и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи…». Перечитай часть текста, начиная с предложения «Так всё рублено и тёсано соразмерно» и до конца рассказа. Найди слова, передающие особенности северной речи.
Ответ:
Рублено, тёсано, сдумал, нехитро (в значении «просто»), снасть (в значении «рабочий инструмент»), красовито.
Рассуждаем
Сергей сказал Маше: «Плотник не может быть художником, он же не рисует». Маша ответила: «Художник не только тот, кто рисует!»
Вопрос 1
А ты как считаешь?
Ответ:
Я считаю, что права Маша. Художником в широком смысле называют человека, который достиг совершенства в своей работе, проявил вкус и высокое мастерство в чём-либо. В любой профессии есть люди, которые творчески и с душой подходит к своей работе. Поэтому плотник тоже может быть художником, если он мастер своего дела.
Об этом говорится и в рассказе Б. В. Шергина «Плотник думает топором».
«Неправильно говорят, что, например, живописец — это художник, а плотник, столяр — это просто рабочий. … Можно сказать, что живописец думает кистью. То же можно сказать о плотнике. Плотник что задумал, то сделает топором».
Вопросы и задания
Вопрос 2
Как ты понимаешь пословицу «Плотник думает топором»?
Ответ:
Это означает, что плотник может с помощью своего основного инструмента, топора, воплотить свои творческие замыслы. Вначале он представляет в уме, как будет выглядеть будущее изделие, как именно он будет работать топором, чтобы получилось то, что задумано. Затем мастер создаёт задуманное изделие при помощи инструментов.
Задание 3
Выбери отрывок из текста, подготовься прочитать его выразительно.
Ответ:
Выбери небольшой отрывок в 1-2 абзаца. Абзац — это часть текста от одной красной строки до другой. При чтении текста не спеши, отделяй предложения друг от друга паузами.
Работа в парах
Задание 1
Прочитайте пословицы о труде. Объясните их значение.
Ответ:
Глаза страшатся, руки делают.
Когда работы очень много или она кажется сложной, не нужно бояться приступать к ней. Надо просто начать работать и не останавливаться. Тогда с каждым новым действием работы будет оставаться всё меньше и меньше, пока она вся не закончится.
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.
Если класть в кузовок ягодку за ягодкой, через некоторое время можно наполнить его до краёв. В широком смысле: терпение и кропотливая работа помогут добиться задуманного.
Дело мастера боится.
Каким бы сложным ни было дело, умелый и опытный мастер с ним обязательно справится.
Мастера по работе видно.
О мастере судят по его работе. По тому, как и насколько хорошо сделана работа, можно определить, любит ли мастер своё дело, относится ли он к работе творчески, владеет ли он специальными навыками и умениями, обладает ли терпением, аккуратностью, трудолюбием и другими качествами.
Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.
Не стоит браться за то, что не умеешь. Но своей работе следует отдавать все силы, выполнять её добросовестно и с любовью.
Можно ли заменить заголовок рассказа какой-то из этих пословиц?
Ответ:
Да, можно. Для этого рассказа подойдёт пословица «Мастера по работе видно».
Читаем самостоятельно
Прочитай сказку Е. А. Пермяка «Маркел-Самодел и его дети» на страницах 31-33.
Пробуем объяснить значение слова, проверяем себя по словарю.
Задание 1
Объясни значение слова, выделенного голубым цветом.
Ответ:
До́мница — до́мна, специальная печь для плавки чугуна из руды.
Примечание. Также значения слов можно проверить по словарю на стр. 124 учебника.
Стр 30
Стр 32
Вернуться к содержанию: Литературное чтение на родном Русском языке 2 класс учебник Александрова
4) Составь текст на тему «Люблю природу русскую. Зима».
Пример текста «Люблю природу русскую. Зима» для 2 класса
Вариант 1
Как красива русская природа!
Особенно волшебна она в зимнюю пору.
Везде летают белоснежные снежинки, земля укрыта снеговым ковром.
Ни пройти, ни проехать – большие сугробы остановили городскую суету.
Мороз пощипывает лицо и разукрашивает в красные тона.
Все окна покрыты его искусными рисунками. Красота!
Детишки во дворе слепили огромного снеговика, который весело улыбается всем прохожим.
Играют в снежки и забавно хохочут.
Их звонкий смех метель разносит по всей округе.
Потом ребятишки бегут на крутую, запорошённую снегом, горку, подымаются на самый верх и с восторгом скатываются на саночках.
Детский смех, белоснежные снежинки, хрустальный иней…
Не зима, а настоящая волшебная сказка!
Вариант 2
Я очень люблю зиму.
Мне не страшен ни холод, ни снег.
Наоборот, я первым выбегаю на улицу и радуюсь первому снегу.
Кто-то любит жару и лето, а я снежную зиму.
Может быть оттого, что родился я именно зимой.
Мы очень часто гуляем зимой в лесу.
Сложно передать эту красоту словами.
Как только выпадет снег, мы сразу собираемся и идём на прогулку.
Тишина и величие заснеженной природы поражает.
Кажется, что время остановилось.
Такая тишина и спокойствие царит в этом месте.
Моё любимое занятие это искать на снегу следы разных животных.
В этом году я с нетерпением жду первого снега и наших традиционных прогулок.
Краткие биографии поэтов для презентации:
- Николая Некрасова
- Евгения Баратынского
- Самуила Маршака
- Валерия Брюсова
- Сергея Есенина
- Александра Пушкина
- Бориса Пастернака
- Константина Бальмонта
_______