ГДЗ Русский язык 1 класс Канакина Звуки и буквы Номер 10

Русский язык 1 класс - авторы в.п. канакина, в.г. горецкий

Ответы к стр. 20 — 23

1. Прочитай. Раздели слова вертикальной чертой (|) на слоги. Подчеркни слово, которое нельзя перенести по слогам с одной строки на другую.

В ма|е бы|ла чу|де|сна|я по|го|да.

2∗. Прочитай. Распредели слова по количеству в них звуков и букв. Запиши каждую группу слов.

Звуков больше, чем букв: ёрш, баян.
Звуков меньше, чем букв: льдина, олень.
Одинаковое количество звуков и букв: вьюга, чай, ель.

3∗. Прочитай. Найди в предложениях слова, которые начинаются с гласного звука. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.

Самые большие реки в России — это Обь, Амур, Лена, Енисей, Иртыш, Волга, Урал.

• Запиши названия рек в алфавитном порядке.

Амур, Волга, Енисей, Иртыш, Лена, Обь, Урал.

4∗. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова.

Лесная сторожка, стальное колечко, морская вода, гнездо стрижа, нора крота, пчелиный мёд.

• Выпиши любое слово с данной орфограммой, а перед ним в скобках напиши проверочное слово.

(лес) лесная

5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни непроверяемые  орфограммы в корне слов.

Четыре, лесник, мебель, орех, тропинка, птенец, восток, альбом, понедельник, тракторист, сестричка.

6∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни буквосочетания, написание которых нужно запомнить.

   речка, щавель, жизнь, щука.√ цирк, шишка, жир, площадка   чугун, птенчик, ночной, перчатки

•  Отметь √ ряд слов, начинающихся с твёрдого согласного звука.

7. Прочитай. Найди в предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.

Из травы глядит беленький глазок земляники.

• Подчеркни грамматическую основу предложения.

8∗. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах только глухие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

   отец, камыш, поэт 

√ капуста, степь, шкаф   

   кирпич, суп, копейка

9. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова. В скобках напиши проверочные слова.

(берёза) берёзка       (мягок) мягкий
(голуби) голубь         (коробочка) коробка  

10∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в словах разделительный мягкий знак (ь).

Пальто, обезьяна, сосулька, восемь, вьюжный.

•  Выпиши выделенное слово. Составь его звуковую модель. Укажи количество звуков и букв в этом слове.

вьюжный 7 б., 7 зв.

11∗. Прочитай. Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнеси его. Сделай его звуковое обозначение. Подчеркни признаки (характеристики) этого звука.

ЧУДЕСНЫЙ

— согласный, гласный, ударный, безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.

 — согласный, гласный, ударный, безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.

 — согласный, гласный, ударный, безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.

12∗. Прочитай. Произнеси слова. Распредели слова в группы соответственно данным схемам. Запиши каждую группу. Обозначь в словах ударение.

Позвоним, километры, жаворонок, понял, щавель, повторим, портфель, клеить, шофёр, краны, гусеница, баловаться.

  ’___|___  пóнял, клéить, крáны. 

        ’___|___ щавéль, портфéль, шофёр.

              ’___|___|___ позвони́м,  повтори́м. 

              ’___|___|___|___ киломéтры, баловáться.

   ’___|___|___|___ жáворонок, гýсеница.

13∗. Прочитай диалог. Отметь √ ответ Ёжика.

Заяц и ёжик

  — Ёжик, все звери весной линяют — и барсуки, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик, в старой шубе ходишь!

√  — Глупый ты, Заяц… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!

•  Объясни значения слов. 

Линяют — постепенно меняют шерсть, перьевой или иной покров.

Надобны — нужны, необходимы.

•  Подчеркни в предложениях обращения.•  Найди в диалоге  слова — названия животных и запиши их.

Ёжик, барсуки, белки, зайцы.

•  Выпиши каждое выделенное слово и укажи в нём количество звуков и букв.

ёжик — 5 зв., 4 б.
осенью — 6 зв., 6 б.

•  Найди в диалоге  два двусложных слова, перенести которые с одной строки на другую нельзя. Подчеркни эти слова.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема: Звуки [X] И [X’]. Буква X

Цели:

обучающие — учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания;

воспитывающие — воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, чувство ответственности;

развивающие — развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать; обогащать словарный запас.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: «Азбука» Н. В. Нечаевой и др., рисунок: царь Каравай и девочка Галя; серия рисунков о том, как выращивают хлеб; корзинка с «баранками» (вырезаны из картона, на обратной стороне стихи, загадки и пословицы о хлебе), плакат для физкультминутки для глаз.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

— Мы продолжаем учиться читать, а также наблюдать над словами. Сегодня я расскажу вам сказку:

Жила-была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила. И больше всего она любила… А что любила — прочитайте (запись на доске):

ГРУША

АПЕЛЬСИН

ЛИМОН

ЯБЛОКО

— Назовите одним словом. (Фрукты.)

— Скажите первые буквы, и вы получите имя девочки. (Галя.)

— Однажды мама посадила ее обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу не ходила): «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!». И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте, как его зовут:

КАРАВАЙ. (Открывается рисунок.)

— Рассердился Каравай на Галю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!» Поможем Гале вернуться домой? Тогда настройтесь на серьезную работу.

II. Чтение, наблюдение над словами.

— Каравай дает первое задание:

Прочитайте названия жителей его страны:

БУЛКИ

ПИРОГИ

КАЛАЧИ

БАРАНКИ

ЛЕПЕШКИ

ПРЯНИКИ

БАТОНЫ

— Назовите одним словом. (Хлеб.)

— Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего. (Эти слова оканчиваются на -и (-ы), они обозначают много предметов.)

— Как вы думаете, на что же указывает буква -и или -ы в конце? (Ответы детей.)

Вывод: в русском языке на множественность предметов чаще всего указывают окончания -и (-ы).

— Образуйте слова, обозначающие много предметов, от слов: река, книга, лон, лес

(Обратить внимание на то, что иногда встречаются окончания -а/-я.). Второе задание

Прочитайте слова:

Второе задание. Прочитайте слова:

ХЛЕБ

ХЛЕБНЫЙ

ХЛЕБУШЕК

ХЛЕБОРОБ

ХЛЕБНИЦА

НАХЛЕБНИК

Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

Определение значений слов, составление словосочетаний.

Физкультминутка

1. Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю. (Дети приседают.)

2. Из зернышка вырастает колосок. (Вытягиваются вверх.)

3. Чтобы вырос колосок, землю боронуют. (Изображают руками.)

4. Удобряют и защищают с самолета от вредителей. (Изображают самолет.)

5. Хлеб созрел, его убирает комбайн. (Имитация всех действий.)

6. Везут на мукомольный завод и обмолачивают.

7. Из муки замешивают тесто.

8. Хлеб в печке становится пышным и румяным.

(Физкультминутка сопровождается показом серии рисунков, иллюстрирующих выращивание хлеба.)

III. Работа по «Азбуке» (с. 127, текст «Там, где хлеб растет»),

— Просит Каравай рассказать о том, как хлеб на стол пришел. Послушайте рассказ, следите за тем, чтобы потом прочитать как можно лучше. (Читает учитель, повторное жужжащее чтение, чтение вслух по цепочке.)

Физкультминутка

IV. Работа над прочитанным.

— Что вы можете рассказать о том, как хлеб на стол пришел?

Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Прочитаем:

АВТОБУС

ТРАМВАЙ

МОЛОКОВОЗ

ТРОЛЛЕЙБУС

ТРАКТОР

ГРУЗОВИК

КОМБАЙН

САМОЛЕТ

— Какие правила дорожного движения необходимо помнить на дороге?

— Кто работает на этих машинах? Назовите профессии этих людей. (Тракторист, шофёр, комбайнёр, лётчик.)

V. Обобщение.

— Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей… Как вы думаете, что? (Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.)

— Прочитаем вывод, который записан на с. 128, вверху. (Жужжащее чтение; индивидуальное.)

— Как вы понимаете эти слова?

Домашнее задание:

— На прощание Каравай подарил всем корзину с баранками, но это не простые баранки, а с заданиями. На красных баранках — задания потруднее, на желтых — полегче. Выберите себе любое и дома подготовьтесь к выразительному чтению стихов, загадок и пословиц о хлебе. Большое спасибо за хорошую, серьезную работу.

Орфоэпия

Вернемся к тому, с чего начали — нашей речи, — она обусловлена орфоэпией. С одной стороны — это выработанные нормы правильности произношения, а с другой — это наука, которая изучает, обосновывает и устанавливает эти нормы.

Орфоэпия обслуживает русский язык, стирает грани между наречиями, чтобы людям было проще понимать друг друга. Чтобы, общаясь между собой, представители разных регионов думали о том, что они говорят, а не о том, как прозвучало то или иное слово у собеседника.

Фундамент русского языка и, следовательно, произношения — московское наречие. Именно в столице России начинали развиваться науки, в том числе и орфоэпия, поэтому нормы предписывают нам говорить — произносить звуки, как москвичи.

Орфоэпия дает один правильный способ произношения, отвергая все другие, но вместе с тем иногда допускает варианты, которые считаются верными.

Несмотря на четкие, понятные и простые правила, орфоэпия отмечает множество особенностей, нюансов и исключений в том, как произносятся буквы, обозначающие мягкий согласный звук и твердый…

Обозначение мягкости согласных в письменной речи

Когда мы говорим, отличить мягкие согласные от твердых достаточно легко, благодаря особенностям их артикуляции. На письме же разобрать, где мягкий звук, а где твердый, иногда очень тяжело. Для этого в русском языке были введены несколько правил по особому обозначению мягких звуков на письме.

Первый и наиболее очевидный способ их выделения — постановка рядом мягкого знака. Если он следует сразу за согласным, значит, он является мягким. С этим связано ещё одно орфографическое правило русского языка — написание без мягкого знака сочетаний -чк-, -щн-, -чн-, -рщ- и т.д. (ведь звуки и всегда являются мягкими и дополнительно обозначать этот их признак не требуется).

Также мягкость на письме обозначается с использованием нескольких гласных букв. К ним относятся:

  • И, и.
  • Е, е.
  • Ё, ё.
  • Ю, ю.
  • Я, я.

Если согласный расположен перед одной из перечисленных букв, он точно будет мягким (например, кит — , песня — , люди — , клён — .

Речь человека, особенно носителя языка, должна быть не только правильной, но и красивой, эмоциональной, выразительной. Здесь важны и голос, и дикция, и выдержанные орфоэпические нормы.

Умение правильно произносить звуки складывается из практических занятий (тренировки голоса: громкость, тембр, гибкость, дикция и т. п.) и знаний о том, в каких случаях уместно то или иное произношение звука (орфоэпические нормы).

Прежде чем говорить про буквы, которые обозначают мягкие согласные фонемы, следует вспомнить основные фонетические понятия и термины.

Своеобразие мягких согласных

Мягкие согласные, в отличии от твердых, произносятся более сглаженно. При их артикуляции язык чуть приподнимается (начинает напоминать дугу или своеобразный «мостик»), а кончик его упирается в основание нижних зубов.

Для большинства консонантных (т.е. согласных) звуков русской речи мягкость является парным признаком. Каждому твердому согласному соответствует похожий на него мягкий. Например:

  • /;
  • /;
  • /;
  • /;
  • /.

Среди всех согласных пар по описываемому признаку не имеют лишь шесть звуков. Одни из них являются всегда мягкими (это , , ). Другие же всегда бывают твердыми (к этому типу относятся , , ).

Главной особенностью мягких согласных является то, что они влияют на правописание слов. Именно с этим типом звуков связаны такие известные орфограммы, как написание сочетаний жи/ши с буквой И или сочетаний ча/ща с буквой А.

Фонетика: звуки и буквы

Начнем с того, что мягкие согласные буквы в словах русского языка отсутствуют. Так как звук — это то, что мы слышим и произносим, он неуловим, это неделимая часть речи, которая получается в результате артикуляции человека. А буква — это только графический символ, обозначающий тот или иной звук. Их мы видим и пишем.

Полного соответствия между ними не существует. В одном слове может не совпадать количество букв и звуков. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв, а в речи сорок семь звуков.

При чтении или письме существуют два способа обозначать мягкие согласные.

Если мягкий согласный звук заканчивает слово или стоит перед другим согласным, то его обозначают «ь». Например: метель, стольник и т. д

Важно: при написании мягкость согласного определяется «ь» только если он стоит в однокоренных словах и перед мягким, и перед твердым согласным в разных случаях (льна — льне). Чаще всего, когда два мягких согласных стоят рядом, после первого «ь» не применяют в написании.
Если за мягким согласным идет гласный, то его определяют буквами я, ю, и, ё, е

Например: вёз, сел, тюль и т.д.

Даже при применении силлабического принципа возникают проблемы с е
перед согласным, они настолько глубоки, что переходят в орфоэпию. Некоторые ученые считают, что необходимым условием благозвучия является запрет на написание е
после твердых согласных, потому что эта графема определяет мягкие согласные буквы и мешает правильному произношению твердых. Есть предложение, заменить е
на однозначное э
. До введения, унифицированного написания слогов е — э
в 1956 году активно и законно практиковалось парное написание таких слов (адекватный — адэкватный). Но основной проблемы унификация не решила. Замена е на э
после твердых согласных, очевидно, тоже не станет идеальным решением, новые слова в русском языке появляются все чаще, и в каком случае писать ту или иную букву, остается спорным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 1-2 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: