План-конспект по Литературному чтению на тему: Юрий Иванович Ермолаев «Два пирожных».
Тема урока: Юрий Иванович Ермолаев «Два пирожных».
Оборудование: презентация, картинки, разрезанные пословицы, портрет писателя, выставка книг Ю.Ермолаева.
1.Начнем с речевой разминки, чтобы подготовиться к чтению.
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
( все шепотом повторяют скороговорку, 2-3 ученика вслух)
2. Соберите пословицы, у вас на партах лежат части пословиц( работа в парах).
Сердце матери греет лучше солнышка.
Жизнь дана на добрые дела.
1.Формулировка темы и целей урока.
Открываю тему урока Юрий Иванович Ермолаев «ДВА ПИРОЖНЫХ»
Ермолаев Юрий Иванович (1921—1996) — российский детский писатель, драматург, корреспондент, актёр театра.
Родился в 1921 году в Г. Москве. Окончив школу, в 1943 году он поступил учиться в Театральном училище имени М.Щепкина. Став актером, он играл в спектаклях московских театров, потом работал на радио. Свои первые рассказы Юрий Иванович Ермолаев прочитал на радио.
Первая его книга «Почему рассердились бумажные полоски» была издана в 1960 году. Юрий Ермолаев написал несколько популярных повестей: «Дом отважных трусишек», «Нежданно — негаданно», «106 пропавших часов»
Вот несколько книг писателя, которые есть в нашей библиотеке. Прочитайте их обязательно, помните мы говорили в начале урока, что книга это увлекательное путешествие.
3. Подготовка к чтению. Перед тем как начать читать посмотрите какие сложные слова нам встретятся в рассказе, прочитайте их шепотом.
Словарная работа. Прочитайте слова. Кто знает их значение?
Африка – континент земного шара.
Долина – удлинённая впадина вдоль реки, среди гор.
Конго – река в Африке.
Пальмы – растения южных стран с крупными вечнозелёными листьями.
Тропические лианы – вьющееся лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендель – витая сдобная булка, похожая на восьмёрку.
Понравился рассказ? Кто его главные герои? О чем рассказывает Ю.Ермолаев? Давайте прочитаем по ролям. ( выбираем 2 девочек и 1 автора).
Что хотел писатель донести до читателей? Какую главную мысль автор выразил этим произведением? ( Ответы детей)
Главная мысль: Любовь, доброта, взаимопомощь, забота, уважение, внимание – то что должно быть в семье. А, вы всегда помогаете маме и папе? Что вы делаете по дому? (ответы детей)
А, вы всегда помогаете маме и папе? Что вы делаете по дому? (ответы детей)
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Давайте охарактеризуем главных героев. На доске написано: Оля и Наташа. Под каждым именем мы напишем :1) Что делали девочки, 2)Что выбрали, 3) Как это их характеризует. Наташа: СЕБЯЛЮБИВАЯ,ЛЕНИВАЯ,НЕЧУТКАЯ,РАВНОДУШНАЯ. Оля: ТРУДОЛЮБИВАЯ,ОТЗЫВЧИВАЯ,ДОБРАЯ,ВНИМАТЕЛЬНАЯ.
Пусть каждый подумает, каким бы он(она) хотел стать после знакомства с эти рассказом?
Составь характеристику главных героев рассказа «ДВА ПИРОЖНЫХ».
Источник
Читательский дневник по рассказу «Два пирожных» Юрия Ермолаева
Название произведения: «Два пирожных»
Главные герои: Оля, Наташа, мама девочек.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Мама — хитрая и находчивая.
Преподнесла дочери урок.
Оля — младшая дочь и сестра.
Весёлая, игривая и забавная.
Ответственная и хозяйственная.
Наташа — старшая дочь и сестра.
Умная и начитанная. Фантазёрка.
Ленивая и медлительная.
Краткое содержание рассказа «Два пирожных»
Сёстры Оля и Наташа сидели дома и занимались своими делами.
Наташа читала книжку, Оля что-то лепила.
Но тут пришла мама и попросила девочек помочь ей с мытьём посуды.
Оля вздохнула, но встала и пошла помогать, решив, что вернётся к лепке позже.
Наташа осталась сидеть, сказав, что дочитает и придёт.
Оля приходит за Наташкой и спрашивает сестру, почему та не идёт помогать.
Наташка отвечает, что она в Африке, что здесь её нет, а вокруг неё растут пальмы и летают попугайчики.
Через некоторое время Оля приходит с тарелками и расставляет их в сервант.
Она говорит, что съела два пирожных, за себя и за сестру.
Ведь крем мог испортиться, пока Наташа в Африке.
Основная мысль рассказа «Два пирожных»
Главная мысль рассказа в том, что дети должны помогать взрослым по дому.
Основная идея рассказа в том, что если мама просит помочь, то следует отложить свои дела.
Краткий отзыв о рассказе «Два пирожных» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала, что каждый ребёнок должен помогать родителям по мере своих сил.
Наташа поленилась помочь маме и осталась без пирожных.
Оля помыла посуду и получила заслуженную награду.
Это очень правильный, смешной и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, что помощь всегда вознаграждается, а лень остаётся не у дел.
Мне понравилась работящая и ответственная Оля.
Она хорошая дочь, которая понимает, что мама тоже устаёт и ей надо помогать.
А Наташа мне не понравилась.
Она хотела жить на всём готовом.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, какие обязанности по дому мы можем взять на себя, чтобы помочь своим родителям.
Необязательно делать всю работу по дому, но то, что по силам, можно.
Пословицы к рассказу:
Кто не работает, тот не ест.
Работе время, а досугу час.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
По заслугам и почёт.
Доплясались, что без хлеба остались.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Зачем же за меня? – нахмурилась Наташа.
— Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки: Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортиться.