Адаптированный сюжет мультфильма «Машины сказки: Каша из топора»
Создатели популярного мультфильма о Маше и Медведе переделали сказочную историю в соответствии с модными веяниями современности. В нем, рассказывая сказку, Маша учит детей правильно питаться.
В серии анимационных фильмов «Машины сказки» каша из топора готовится солдатом для Бабы-яги, которая не то чтобы жадная, просто сама давно не ела. Поэтому ей не терпится зажарить служивого в печи. Но тот настаивает на отсрочке, предлагая сначала сварить кашу из топора. Далее действие развивается по знакомому сценарию, только с неожиданным окончанием. Наевшись каши, Баба-яга добреет и просит у солдата рецептик его блюда. Отсюда мораль: «Человек, если правильно питается, то сразу добрее становится».
ГДЗ к стр. 19. Баю, баю, баюшки
1. Помнишь ли ты, какие колыбельные песни пела тебе мама? Расскажи.
Спи, моя радость, усни!
Спи, моя радость, усни!В доме погасли огни;Пчелки затихли в саду,Рыбки уснули в пруду,Месяц на небе блестит,Месяц в окошко глядит…Глазки скорее сомкни,Спи, моя радость, усни!Усни, усни!
Баю — баю — баюшки
Баю — баю — баюшки,Прискакали заюшкиЛюли — люли — люлюшки,Прилетели гулюшки.Стали гули гулевать,Стал мой милый засыпать.
Ветер горы облетает
Ветер горы облетает, баю-бай,Над горами солнце тает, баю-бай,Листья шепчутся устало, баю-бай,Гулко яблоко упало, баю-бай,Подломился стебель мяты, баю-бай,Желтым яблоком примятый, баю-бай,Месяц солнце провожает, баю бай,По цветам один гуляет, баю-бай.
Сказка ложь, да в ней намек
Какие еще выводы — кроме очевидных, что — это сытый человек, и что сообразительность поможет найти выход из любой ситуации, — позволяет сделать сказка «Каша из топора»? Ее скрытый урок, актуальный во все времена, можно выразить так: был бы топор, а каша сварится.
Положительному герою удается достичь своей цели (сварить кашу/утолить голод), не имея никаких к этому объективных средств. Солдат вполне серьезно пытается сварить топор, что с позиций здравого смысла совершенно невозможно. В этом смысле сказка «Каша из топора» сближается с итальянской поговоркой: «Ты жарь, жарь, а рыба будет!» Если цель кажется недостижимой из-за отсутствия средств, отбросьте все сомнения и работайте с тем, что есть, подгоняя свои действия под желаемый результат.
В общем, сказка, как особый в очередной раз доказала свою уникальность. Какое еще литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?
Литературоведческий анализ
русской народной сказки «Каша из топора»
Краткая характеристика времени написания.
Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.
2. Жанр произведения
– это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
3. Тема произведения
– Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.
4. Идея произведения
– Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
5. Идея раскрывается через:
А. Сюжет.
Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!
Б. Композиция.
Зачин. «
Старый солдат шёл на побывку.»
Основная часть,
в которой рассказывается, как солдат кашу варил.
Концовка. «
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»
В. Характеристика действующих лиц
Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).
Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).
Г. Язык сказки
близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика
отворила, варево.
Присутствуют эпитеты
добрый (человек), добрая (каша).
Часто употребляется восклицательная интонация
Пустите отдохнуть дорожного человека!/
Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/
Ох, и каша хороша!/
Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/
Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
6. Автор
на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата —
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения.
Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.
Стр. 53. Сказка «Гуси-лебеди»
1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?
Девочка, братец, гуси-лебеди, Яга, речка, яблоня, печка. Мне нравится девочка, она смелая и не побоялась пойти искать братца.
4. Подготовься к пересказу:
— Вспомни последовательность событий;- Раздели текст на части;- Определи главную мысль каждой части.
Часть 1. Кража братца
Родители поручили дочери присмотреть за братцем, но она не доглядела, и его унесли гуси-лебеди.
Главная мысль: Девочка ослушалась родителей и из-за этого братец попал в беду.
Часть 2. Поиски братца
В поисках братца девочка встречала печку, яблоню, речку. Они могли ей помочь, но девочка не захотела выполнять их просьбы, и не получила помощи.
Главная мысль: Нужно помогать друг другу.
Часть 3. Баба-Яга
Девочка нашла братца у Бабы-яги. Спастись от нее ребятишкам помогла мышка, которую девочка покормила.
Главная мысль: За добро платят добром.
Часть 4. Домой
По дороге домой за детьми гнались гуси-лебеди. Но девочка выполнила просьбы речки, яблони и печки, и они помогли благополучно вернуться домой.
Главная мысль: За добро платят добром.
Часть 5. Возвращение домой
Дети успели вернуться домой, а там и отец с матерью пришли.
Главная мысль: Хороший конец.
Урок литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Каша из топора»»
Цели:
1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Работать над выразительностью чтения.
4. Развивать речь, пополнять словарный запас.
Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Работа над навыком чтения:
самостоятельное чтение;
чтение скороговоркой;
выразительное чтение соседу.
1. — Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)
— Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,
пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)
— Приведите примеры.
Инсценировка (участвуют 2 ученика)
— Бабушка, расскажи мне сказку.
— А какую хочешь сказку, внучок?
— Бабушка, а разве сказки бывают разные?
— А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)
— Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?
“Сказка — ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)
— Чему может научить сказка?
(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)
2. Проверим, как вы знаете сказки.
Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
Кто хвостом рыбу ловил?
Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка.
(Ответы учеников учитель пишет на доске)
— Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.
…
— Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)
— Сегодня мы будем читать сказку “Каша из топора”.
3. Первичное чтение.
— Назовите главных героев сказки?
4. Самостоятельное чтение.
— Отметьте при чтении непонятные слова.
ПОБЫВКА – короткий отпуск
ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.
СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат
ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела
ПРИМЕТИЛ – обратил внимание
СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса
ДИВИТСЯ – удивляется
— Почему в сказке так много устаревших слов?
— Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.
СОЛДАТ |
БАБА |
Умный |
хитрая |
Находчивый |
жадная |
Сообразительный |
скупая |
Жизнерадостный |
глупая |
Неунывающий |
— В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)
— Кто вам больше понравился? Почему?
— Какая это сказка? Ответ обосновать.
Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.
(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.
— Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?
— Какую пословицу можно подобрать к сказке?
1. Догадка не хуже разума.
2. Смётка дороже богатства.
3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.
(Работа над содержанием пословицы)
Обобщение:
— Какие бывают сказки?
— Назовите особенности бытовой сказки.
Домашнее задание: (по выбору)
выразительное чтение;
пересказ;
попробовать сочинить бытовую сказку.
Ответы к стр. 13
Придумай рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
Однажды мама пришла с работы очень уставшая. На все просьбы своих детей поиграть с ним она отвечала, что ей еще нужно помыть посуду, прибрать в квартире и приготовить ужин, и ей некогда играть. Дети очень огорчились. Тут папа позвал их всех к себе в комнату. У него возникла грандиозная идея! И закипела работа. Пока мама умывалась, младшие ребятишки намочили тряпки и протерли везде пыль, вымыли пол. Старший вымыл посуду. Дочь прибрала на кухне и помогла папе готовить ужин. Когда мама надела свой фартук, все уже было сделано. Мама улыбнулась и обрадовалась. Теперь вся семья могла вместе поиграть! Где труд, там и радость!
Ответы к стр. 22 — 23. Считалки и небылицы
Стр. 22
1. Прочитай считалки. Прислушайся к их чёткому ритму.
Читаем.
2. Какое произведение небылица, а какое — считалка? Как надо читать считалку?
«Ой ты, зоренька-заря» и «Ой, люля, та-ра-ра »- небылицы, остальные – считалки. Их следует читать чётко, обрывисто, в быстром темпе.
«Ой, люля, та-ра-ра!» стр. 23
1. Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?
Выдумка.
2. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?
На горе стоит гора, ворон обут в красные сапоги, играет в трубу и рассказывает сказки.
3. Что общего между считалкой и небылицей? Что роднит небылицу со сказкой?
Считалка и небылица написаны в стихотворной форме, содержат юмористический сюжет, иронию. Небылицу со сказкой роднит то, что в них есть вымышленные герои, что сюжет фантастический, вымышленный.
4. Придумай свою небылицу. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
На холме сидят тюлени,Съели торта полкило.Лень тюленям в тундру ехать,Им и в Африке тепло.
Стр. 41. Сказка «Лиса и Тетерев»
6. Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева, как в театре:
1). Сначала подумайте, как надо прочитать слова лисы и тетерева (громко, тихо, льстиво, с насмешкой);2) Определите основные слова, которые надо выделить голосом.
Диалог:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.— Спасибо на добром слове.— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.— Или ты меня боишься?— Не тебя, так других зверей боюсь. Всякие звери бывают.—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.— Вот это хорошо, а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.— Куда ж ты? Ведь нынче указ, собаки не тронут.— А кто их знает! Может, они указ не слыхали.
Слова лисы нужно произносить льстиво, тихо, медленно, а слова тетерева — с небольшой насмешкой. Выделите голосом подчеркнутые слова.
7. Перескажи сказку от лица тетерева.
Я сидел на дереве, и вдруг увидел лису. Она сказала, что издали указ о мире по всей земле, и я могу спуститься на землю, никто меня не тронет. Я сразу понял хитрость лисы и ответил, что такой указ очень кстати, потому что сюда бегут собаки, а лисе теперь можно не бояться. Лиса сразу убежала. Не удалось ей меня обмануть.
Стр. 37 — 38. Сказка «У страха глаза велики»
7. Подготовься к пересказу по плану:
1. Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка.2. Пошли водоносы за водой.3. Вёдра бросили и побежали домой.4. Какой страшный зверь напугал водоносов?
Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка Каждый день они ходили по воду, каждый со своим ведерком. Однажды шли они к дому через огород. Там росла яблоня, под которой сидел зайчик. Вдруг яблоко упало и попало зайцу в лоб. Он отскочил прямо под ноги водоносов. Те очень сильно напугались и бросились наутек. Прибежали они домой, и каждый спрятался, думая о том, какого страшного зверя видел. Зайка тоже напугался, он убежал в лес, спрятался и радовался, что ему повезло спастись от охотников. На самом деле напугал всех обычный, безобидный зайчик.
Потешки и прибаутки стр. 20 — 21
1. Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?
У петушка золотой гребешок, маслена головушка (означает блестящая), шёлкова бородушка, голосисто поёт.
2. Обсудите с другом, какой текст можно назвать потешкой (потешать), какой — прибауткой (приговаривать).
Потешка от слова потешать, значит веселит. В потешке потешаются над кем-то или чем-то. Потешка поднимает настроение, вызывает улыбку. Про петушка — потешка.Прибаутки — это коротенькие сказочки. Второй текст — это прибаутка.
3. Найди и прочитай слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?
Петушок, гребешок, головушка, бородушка, встаёшь, поёшь, не даёшь, на окошке, шьёт, в сапожках, метёт.
Да. В нем прослеживается сюжет, есть действия.
4. Придумай сам три потешки про щенка — задиристого, спящего, игривого. Воспользуйся словами из «Рабочей тетради».
Мой щенок со мной играет,Звонко, радостно он лает.Ищет он себе друзей -Поиграйте с ним скорей!
Мой задиристый щенокЗавертелся, как волчок.Громко, радостно залаял,Всех играть с собой заставил.
Вот устал щенок играть -Важно всем нам отдыхать!Лёг, уткнулся носом в лапы.- Спи, Дружочек мой, лохматый
«Стучит, бренчит на улице…»стр. 21
1. Прочитай песенки-прибаутки. Перечисли героев диалога.
Фома, Тимошка, заинька.
2. Разыграйте с другом прибаутки, как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев. Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию.
За Тимошку читаем с любопытством, игривостью. Слова Фомы – уверенно, четко, гордо. Слова заиньки произносим игриво.