Урок литературного чтения на тему «осенние листья», 2 класс. школа россии

Гдз по литературному чтению 2 класс рабочая тетрадь ефросинина

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описание леса, залитого красками ранней осени, образ Осени-вдовы, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально это стихотворение из восьми строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Метафоры – «берёзы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пёстрый терем», «мёртвый сон».

Эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Ответы к стр. 76. Берестов В. «Хитрые грибы»

Поэт выбрал именно такое название, потому что грибы как-будто спрятались от него. Автор шутит, говоря, что они хитрые.

«Ох и хитрые грибочки!Где же спрятались они?»

«Видно, я большой корзинойВсе грибы перепугал.»

Такой вывод неожиданный и интересный.

3. Сравни тексты «Хитрые грибы» и «Грибы». Какой из них написал учёный, а какой — поэт? Объясни.

«Хитрые грибы» — поэт. Текст содержит  приемы художественной речи, рифмы, стихотворный темп и ритм, в нем  присутствует настроение, эмоции.

«Грибы» — текст ученого, он написан научным языком без использования красочных выражений. Невозможно определить настроение ученого и его отношение к описанному.

Ответы к стр. 78 — 79. Как хорошо уметь читать

«Осеннее утро» М. Пришвин, стр. 79

1. Приходилось ли тебе наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажи. Сравни свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

Особенно красив листопад в парке, где много деревьев и кустарников разных видов. С порывом ветерка слетают с ветвей желтые, красные и багряные листочки. Они кружатся в воздухе и покрывают разноцветным ковром землю. А оставшиеся на деревьях листочки приятно шелестят и ждут своего часа. И думаешь, что вот-вот уже скоро будет зима. Но я не обращал внимания, в отличие от Пришвина, как именно падают листики, что они делают это по-разному. 

2. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Нарисуй словесную картину.

Это прохладное осеннее  утро. Начало октября. Опадают с деревьев листья и летят куда-то вместе с перелетными птичками. Бабье лето уже кончилось, и остается радоваться каждому теплому деньку.

3. Обсудите с другом. Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?

Умение любоваться и восхищаться природой, рисовать словесные картины осени, передавать осеннее настроение.

«Сегодня так светло кругом» И. Бунин, стр. 79

1. Как говорит поэт о тишине?

С нежностью и трепетом.

2. Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину? Что ты изобразил бы на ней?

Да, можно. Я бы изобразил на ней осенний лес на берегу реки, покрытую красно-желтыми листьями землю, голубое небо.

3. Составь самостоятельно небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу», используя опорные слова: тихо, ни ветерка, падают листья, улетают птицы. 

Утром в осеннем лесу очень тихо. В воздухе ни ветерка. С легким шелестом падают пожелтевшие листья. В прозрачном воздухе видны стаи птиц. Они улетают на юг. Скоро зима.

А. Плещеев. Осень наступила…

Ответы к стр. 31 — 33

Восстанови стихотворение:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят унылоГолые кусты.

Вянет и желтеетТравка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Подчеркни слова, которые помогают представить картину осенней природы.

Высохли, голые, цветы, вянет, желтеет, не блестит, моросит, ветер воет, в тёплые края, зашумели, зеленеет озимь.

Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему «Осень» из пяти строк, которые строятся по определённым правилам.

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).Вторая строка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).Третья строка — это описание действия в рамках темы тремя словами.Четвёртая строка — это фраза из трёх, четырёх слов, показывающая отношение к теме, настроение.Последняя строка повторяет смысл третьей строки, но состоит из одного слова.

Осень.Янтарная, жёлтаяВосхищает, очаровывает, радует.Расстелила пёстрый ковёр.Красота!

      • ОсеньХмурая, дождливаяНаступила, грустит, сожалеет.Небо стало свинцовым!Нет настроения!
      • ОсеньВесёлая, праздничнаяБодрит, радует, смешит.Под ногами разноцветный ковёр!Праздник!

Какое настроение отражают эти произведения? Докажи своё мнение.

Второе вызывает радостное, восторженное, праздничное настроение. Автор использует такие слова, как «весёлая, праздничная», «бодрит, радует, смешит», «праздник».

Представь картину, которую описывает поэт И. Бунин в стихотворении «Сегодня так светло кругом…» Расскажи своими словами, что увидел, услышал и почувствовал поэт. Используй опорные слова: лес, тишина, покой, шуршанье листочков, грусть.

Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.

Иван Алексеевич Бунин в этом стихотворении описывает своё завороженное чувство, которое он испытал, стоя в лесу. Там он ощутил умиротворение, покой, которым пропитан даже воздух. Вокруг стоит такая тишина, что можно расслышать самый тихий звук, неуловимый в повседневной жизни, например, шуршание листочков.

Придумай рассказ или стихотворение. Сначала реши, о чём ты хотел бы написать: о дожде. об осени, листочках, птицах.

Осень к нам пришла

В воздухе кружится листьев хоровод, Паутинку тонкую ветер злобно рвёт. Туча землю дождиком хмуро полила, Выгляни в окошко — осень к нам пришла.

Найди слова, которые необходимы тебе для описания выбранного предмета. 

Листьев хоровод, ветер, туча, осень к нам пришла.                                        

Определи своё настроение, чувства с помощью одного слова.

Грусть.                                                                                                         

Тема

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес.

В начальных строках стихотворения лирический герой будто «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Лес похож на – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с тихой вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние тёплые деньки, но грусть не сразу проникает в его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес замирает в странном молчании, которое является «предвестником долгого ненастья». Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Всё вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял». Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и всё укроется порошей, украсится серебром. Осень уверена, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Стр. 72 — 75. Осенние листья

«Осенние листья» А. Толстой, стр. 72

1. Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?

Да, ведь его сад обеднел, поэт грустит по его цветению.

2. Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуй в своём воображении то, что он увидел.

Поэт наблюдает эту картину из окна своего дома.Он видит, как облетают листья с деревьев, кружатся и падают, а вдали краснеют рябины.

3. Выучи стихотворение. Какое настроение ты передашь?

Спокойное, немного грустное, тоска по летнему саду.

4. Какое слово помогает представить осенние листья?

Пожелтелые.

«Закружилась листва золотая» С. Есенин, стр. 73

1. С чем сравнивает поэт золотую листву?

С бабочками.

2. Как выглядит пруд, окружённый осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?

Пруд выглядит так, как будто в нем купается стая бабочек. Вода кажется розовой от отражающейся в воде яркой листвы осенних деревьев.

3. Какое настроение создаёт это стихотворение? Передай его при чтении.

Восхищение природой.

4. Придумай свой рассказ или сочини маленькое стихотворение на тему «Осень». Помощь ты найдёшь в «Рабочей тетради».

Выгляну в окошко, осень на дворе Золотом играет. Зябко на заре. Я надену куртку, выбегу во двор. Посмотрю на птичек перелетных хор.

Стр. 74. «Сухие листья» В. Брюсов 

1. Подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.

– сухие, – шуршат, шепчут, – кружат.

2. Какие сочетания слов повторяются?

«Сухие листья» — повторяется в произведении семь раз. «Тусклым ветром» — повторяется в произведении два раза.

3. Перечитай стихотворение, прислушайся к его звучанию.

В произведении преобладают шипящие и свистящие звуки. Они помогают представить шуршание сухой листвы, свист ветра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 1-2 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: