Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А, Плещеева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.
Оборудование: портреты К. Бальмонта и А. Плещеева, выставка их книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
В осеннее ненастье
семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, рвет,
сверху льет, а снизу метет.
— Прочитайте пословицу «жужжащим» способом. Как вы ее понимаете? (Дети объясняют смысл пословицы. Далее — четкое проговаривание, чтение скороговоркой.)
III. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» наизусть.
IV. Работа по теме урока
Стихотворение К. Бальмонта
Сегодня на уроке мы продолжим работу с произведениями русских поэтов.
(Учитель читает стихотворение «Поспевает брусника…» на с. 69.)
— Кто написал это стихотворение? (К. Бальмонт.)
Материал для учителя
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — русский поэт, критик, переводчик. Он родился и вырос в помещичьей семье. Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьей, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр). Мать, Вера Николаевна Лебедева, — высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.
— Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.
— О ком можно сказать «проснется и заплачет»? К кому относит поэт эти слова?
— Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
— Найдите значение слова «благовонье». Благовоние — приятный запах.
— Найдите в стихотворении олицетворения. (Солнце смеется, осень проснется и заплачет.)
(Дети читают стихотворение выразительно.)
V. Физкультминутка
Листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Стихотворение А. Плещеева
— Прочитайте стихотворение на с. 70.
— Кто хочет прочитать вслух? (Все слушают чтение хорошо читающих учеников.)
— Кто автор стихотворения? (А. Плещеев.)
Материал для учителя
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) — русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.
— Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова. (Цветы — кусты, желтеет — зеленеет, на лугах — на полях и др.)
— Как вы понимаете слово «озимь»?
Озимь — всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной.
— Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
(Дети читают стихотворение выразительно.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите стихи, которые вы прочитали на уроке, а также их авторов.
— Какой теме они посвящены?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение.
Ответы к стр. 76. Берестов В. «Хитрые грибы»
Поэт выбрал именно такое название, потому что грибы как-будто спрятались от него. Автор шутит, говоря, что они хитрые.
«Ох и хитрые грибочки!Где же спрятались они?»
«Видно, я большой корзинойВсе грибы перепугал.»
Такой вывод неожиданный и интересный.
3. Сравни тексты «Хитрые грибы» и «Грибы». Какой из них написал учёный, а какой — поэт? Объясни.
«Хитрые грибы» — поэт. Текст содержит приемы художественной речи, рифмы, стихотворный темп и ритм, в нем присутствует настроение, эмоции.
«Грибы» — текст ученого, он написан научным языком без использования красочных выражений. Невозможно определить настроение ученого и его отношение к описанному.
Ответы к стр. 22 — 26
1. Подчеркни слова, которые объясняют, как надо читать скороговорку. Прочитай так стихотворение.
Быстро, медленно, громко, тихо, отрывисто, плавно, ласково, грубо, чётко, невнятно.
Гроздья рябины
На солнце горят.
Рябит от рябины
В глазах у ребят.
2. Отгадай загадку С. Маршака. Запиши отгадку, а потом сделай рисунок на эту тему.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Дождь
3. Какое настроение обычно бывает при чтении стихов об осени? Подчеркни нужные слова.
Радость, грусть, спокойствие, тревога, восторг, удивление, страх, счастье, умиротворение, наслаждение.
4. Допиши строчки. Прочитай получившееся стихотворение с интонацией, соответствующей содержанию.
Если на деревьяхЛистья облетели,Если в край далёкий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время годаОсенью зовётся.
5. Знаешь ли ты грибы? Отгадай загадки О. Дружковой. Запиши отгадки.
Бежала лисица
К речке напиться.
Где махнула хвостом —
Вырос гриб под кустом:
Лисичкина сестрёнка
В оранжевой юбчонке. Лисички
В бурой кепке
Лесной крепыш. Боровик
Под осиною ребятки
Бегают, играют в прятки.
Где один покажется –
Там другой окажется. Подосиновики
В белом парике
Да в белом пиджаке,
В шляпке ярко-красной,
Красивой да опасной.
Кто его с собой возьмёт –
Тот и горюшка хлебнёт. Мухомор
6. На какие две важные группы разделяются грибы? Напиши названия этих групп, а ниже — названия грибов, которые к ним относятся.
Грибы съедобные | Грибы ядовитые |
Шампиньон обыкновенный Лисичка Опята Белый гриб Сыроежки Рыжик Подберёзовик Подосиновик Дубовик Моховик Маслёнок |
Мухомор Бледная поганка Ложноопёнки Говорушка восковатая Ложнодождевик Шампиньон рыжеющий Свинушка тонкая |
7. Сочини и запиши стихотворение или рассказ на тему «Осень».
Осень к нам пришла
В воздухе кружится листьев хоровод,
Паутинку тонкую ветер злобно рвёт.
Туча землю дождиком хмуро полила,
Выгляни в окошко — осень к нам пришла.
8. Прочитай текст. Найди в школьной библиотеке книги этого автора.
М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Зверь бурундук».
Михаил Михайлович Пришвин
Писатель Пришвин был родом из бедной купеческой семьи, проживающей в Елецком уезде Орловской губернии. Получив хорошее образование, Михаил Михайлович работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Он начал писать в 30 лет, а до этого накапливал впечатления, немало путешествовал.
Все произведения М.М. Пришвина наполнены любовью к родной природе. Он восхищался её красотой и с удовольствием описывал леса и поля, реки и озёра, птиц и зверей.
Герои рассказов М.М. Пришвина тоже любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.
9. Как ты думаешь, почему М.М. Пришвин так хорошо писал о природе?
М.М. Пришвин был очень наблюдательным, восхищался красотой, натуралистически описывал окружающий мир, много путешествовал, работал агрономом и жил в гармонии с природой.
Стр. 72 — 75. Осенние листья
«Осенние листья» А. Толстой, стр. 72
1. Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?
Да, ведь его сад обеднел, поэт грустит по его цветению.
2. Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуй в своём воображении то, что он увидел.
Поэт наблюдает эту картину из окна своего дома.Он видит, как облетают листья с деревьев, кружатся и падают, а вдали краснеют рябины.
3. Выучи стихотворение. Какое настроение ты передашь?
Спокойное, немного грустное, тоска по летнему саду.
4. Какое слово помогает представить осенние листья?
Пожелтелые.
«Закружилась листва золотая» С. Есенин, стр. 73
1. С чем сравнивает поэт золотую листву?
С бабочками.
2. Как выглядит пруд, окружённый осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?
Пруд выглядит так, как будто в нем купается стая бабочек. Вода кажется розовой от отражающейся в воде яркой листвы осенних деревьев.
3. Какое настроение создаёт это стихотворение? Передай его при чтении.
Восхищение природой.
4. Придумай свой рассказ или сочини маленькое стихотворение на тему «Осень». Помощь ты найдёшь в «Рабочей тетради».
Выгляну в окошко, осень на дворе Золотом играет. Зябко на заре. Я надену куртку, выбегу во двор. Посмотрю на птичек перелетных хор.
Стр. 74. «Сухие листья» В. Брюсов
1. Подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.
– сухие, – шуршат, шепчут, – кружат.
2. Какие сочетания слов повторяются?
«Сухие листья» — повторяется в произведении семь раз. «Тусклым ветром» — повторяется в произведении два раза.
3. Перечитай стихотворение, прислушайся к его звучанию.
В произведении преобладают шипящие и свистящие звуки. Они помогают представить шуршание сухой листвы, свист ветра.
«Что я знаю о стихах»
Стихотворение – это небольшое литературное произведение, которое как зеркало отражает то, что было на душе у поэта.
У стихотворных произведений есть следующие особенности:
- Рифма. В конце строчек всегда есть слова похожие по звучанию. Рифма бывает смежная (первая-вторая, третья-четвертая строки попарно) перекрестная (через строчку) и кольцевая (первая и четвертая, вторая и третья);
- Ритм. Звучание стихотворения помогает задать последовательность ударных и безударных слогов, иногда автор указывает, какое ударение должно быть;
- Настроение автора и интонация. В стихотворениях часто встречаются слова, передающие эмоции и чувства писателя, например, «радостно», «грусть», «печаль», «надежда» или «тревога». При чтении стихотворения настроение передаётся с помощью интонации;
- Отношение к произведению. Прочитайте стихотворение и задайте себе вопрос: «Что я чувствую, когда представляю себе картину, написанную автором произведения?». Опишите свои эмоции.
Задание 2
Подбери как можно больше слов к теме «Осень». Запиши их в «Рабочую тетрадь»
Ответ:
«Осень»
- улетают птицы;
- сухие листья;
- тусклый ветер;
- золотая листва;
- листья пожелтелые;
- высохли цветы;
- дождь;
- хмурый;
- шуршат, кружатся.
Задание 3
В прочитанных стихотворениях найди слова, которые описывают позднюю осень.
Ответ:
Поздняя осень угадывается в стихотворении А. Фета «на дворе темно», «лист сухой валится». Грустную картину в преддверии холодов также рисует в своём произведении А. Плещеев.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Задание 4
Найди пары слов, которые рифмуются между собой: холоднее, крика, грустнее, брусника. В каком стихотворении ты встречал эти слова? Попробуй восстановить текст стихотворения, используя слова: стали дни, поспевает, и от птичьего, в сердце стало.
Ответ:
В своём произведении К. Бальмонт использует перекрестную рифму «крика-брусника», «холоднее-грустнее». Строки его стихотворения хорошо запоминаются.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Задание 5
Какой из двух текстов является стихотворением? Докажи свою точку зрения
Ответ:
В первую очередь, стихотворение можно определить визуально. В отличие от текста в стихотворении каждое предложение начинается с новой строки.
В произведении Н. Некрасова рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Это задает определённый ритм и интонацию, которых нет в тексте К. Ушинского.
Ответы к стр. 78 — 79. Как хорошо уметь читать
«Осеннее утро» М. Пришвин, стр. 79
1. Приходилось ли тебе наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажи. Сравни свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.
Особенно красив листопад в парке, где много деревьев и кустарников разных видов. С порывом ветерка слетают с ветвей желтые, красные и багряные листочки. Они кружатся в воздухе и покрывают разноцветным ковром землю. А оставшиеся на деревьях листочки приятно шелестят и ждут своего часа. И думаешь, что вот-вот уже скоро будет зима. Но я не обращал внимания, в отличие от Пришвина, как именно падают листики, что они делают это по-разному.
2. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Нарисуй словесную картину.
Это прохладное осеннее утро. Начало октября. Опадают с деревьев листья и летят куда-то вместе с перелетными птичками. Бабье лето уже кончилось, и остается радоваться каждому теплому деньку.
3. Обсудите с другом. Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?
Умение любоваться и восхищаться природой, рисовать словесные картины осени, передавать осеннее настроение.
«Сегодня так светло кругом» И. Бунин, стр. 79
1. Как говорит поэт о тишине?
С нежностью и трепетом.
2. Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину? Что ты изобразил бы на ней?
Да, можно. Я бы изобразил на ней осенний лес на берегу реки, покрытую красно-желтыми листьями землю, голубое небо.
3. Составь самостоятельно небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу», используя опорные слова: тихо, ни ветерка, падают листья, улетают птицы.
Утром в осеннем лесу очень тихо. В воздухе ни ветерка. С легким шелестом падают пожелтевшие листья. В прозрачном воздухе видны стаи птиц. Они улетают на юг. Скоро зима.