Константин бальмонт ~ осень (поспевает брусника…) (+ анализ)

Литературное чтение 2 класс стр 55 вспомни сказку

Выразительные средства

Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.

Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).

Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.

Звукопись построена на аллитерации глухих согласных «с» и «ц»: солнце реже смеется, в сердце стало грустнее. Ритм и интонация плавные, размеренные, постепенно угасающие. Синтаксически стихотворение написано сложными предложениями, с употреблением составных именных сказуемых: реже смеется, стали холоднее.

В последний год XIX века К. Д. Бальмонт создает элегическое стихотворение «Осень», наполненное тихой грустью и точными приметами наступления осени. Это произведение по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии.

Бальмонт «Осень»

К.Д. Бальмонт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, Владимирской губернии. Отец и мать поэта были образованные людьми, и помогали сыну развивать свое творчество.

Биография и творчество К. Д. Бальмонта

Первые свои стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. К. Д. Бальмонт не получил образования, так как участвовал в антиправительственных акциях, что строго запрещалось в то время. В молодости Бальмонт увлекался этнографией, историей и химии. Он знал около 15 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.

За свою жизнь Бальмонт написал множество стихотворений, в которых раскрывал тонкий окружающий мир. Бальмонт очень любил путешествовать: он посетил такие страны как Франция, США, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Испания. Именно с этих путешествий он и черпал мотивы для своих произведений. Умер поэт в 1942 году.

Стихотворение «Осень»: анализ

В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.

Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.

Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.

Осень в глазах поэтов

Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.

Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Поспевает брусника…)»

Стихотворение «Осень» написано в 1905 году, в пору подъема творческих сил поэта. К. Д. Бальмонт как тонко чувствующая личность остро ощущал смену настроений и сезонов, поэтику природных метаморфоз и ее глубинное философское значение.

Миниатюрное стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «поспевает брусника», «стали дни холоднее», обусловленную необходимостью гармоничной рифмовки и позволяющую создать акцент на последнем слове каждой строки, усилить его значимость;
  • метафору – «в сердце … грустнее», оборот отражает естественную реакцию на осенние крики птиц как на тревожные сигналы о помощи, приметы скорого расставания;
  • олицетворения – «деревья в уборе», «солнце смеется», «Осень проснется, заплачет» – позволяют яснее передать авторский посыл, написание название сезона года с заглавной буквы придает осени особую, господствующую роль – она безраздельно вступает в свои права, хотя и оплакивает ушедшее лето;
  • лексику высокого стиля – «блистают», «благовонье», подчеркивающую огромность происходящих в природе перемен;
  • однородные члены предложения – «проснется, заплачет» – конкретизируют поведение Осени как полноценного персонажа произведения, а также усиливают мотив грусти и меланхолии.

Из семи предложений, составляющих стихотворение – два безличных со сказуемыми «грустнее (категория состояния)» и «нет (неизменяемая глагольная форма)». Отсутствие в них субъекта действия неслучайно – оно призвано усилить мотив безысходности: не на кого жаловаться и не с кем бороться. Фольклорный уточняющий оборот «за синее море» – то есть куда-то туда, где все живут долго и счастливо, отсутствие ярких эпитетов, относительная скупость выразительных средств подчеркивают бесцветность осеннего антуража родной природы и уныние лирического героя.

В первых двух строфах автор показывает двойственность природных явлений: портится погода, беспокойно кричат птицы, зато созревает ягода; птицы улетают, зато деревья приобретают роскошный осенний убор. И лишь содержание последней строфы не уравновешивается позитивными переменами, оставляя ощущение тоски и предопределенности, обреченности.

Произведение напоминает читателю о скоротечности бытия, зависимой роли человека, необратимости времени и в завуалированной форме призывает ценить каждую минуту счастья.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Школьный анализ стихотворения Константина Бальмонта «Осень»

Русская литература славится талантливыми поэтами, в творчестве которых встречается немало произведений о природе и ее явлениях. Не последнее место среди них занимает Константин Бальмонт.

Константин Бальмонт является ярким представителем символизма в русской литературе. С помощью символов Бальмонт хотел донести до читателя всю глубину события и завуалировать его описанием запоминающихся моментов пейзажа. Его стихотворение «Осень» просто и понятно, созвучные строчки легко читаются, потому что написаны двухстопным анапестом. Не используя множество ярких эпитетов, поэт передает настроение и точную картину происходящего.

Бальмонт описывает раннюю осень, когда дни становятся холоднее и пасмурнее, а деревья пестреют разноцветными листьями.

В последнем четверостишии он предрекает наступление поздней, дождливой осени. Происходящие перемены не сулят приближения теплых весенних деньков, а, наоборот, несут похолодание и угнетенность. Такое настроение характерно для литературного жанра элегия, когда страх и мрачные переживания из-за сложных жизненных проблем ложатся в жалобные строки произведения.Для описания пейзажа он применяет метод олицетворения неодушевленных явлений: «солнце реже смеется», «скоро осень проснется». Унылая пора описана так ярко и живо, что осень представляется живым существом, которое проснется и заплачет спросонья. Образ осени полностью раскрывается благодаря сложным сказуемым: «стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется». Это позволяет с точностью поймать дыхание этого времени года.

В этом стихотворении представлена картина увядающей жизни, а строчки пронизаны грустью и горечью скорой утраты. Читая произведение, можно уловить настроение автора, в котором он пребывал, когда писал его. Простому читателю, скорей всего, будет непонятен скрытый смысл строк.Это произведение относится к пейзажной лирике, которое написано на пике творческой карьеры поэта. Вроде бы признание публики и литературных критиков должны прибавить уверенности и сил Бальмонту, но ему мешает какая – то неопределенность.Если взглянуть на произведение с временной точки зрения, то можно понять, что наступившая осенняя хандра – это состояние души самого поэта. «Осень» написана Бальмонтом в 1899 году. Это время окончания XIX века и начало нового пути России. У поэтов – романтиков ранимая душа, в новых событиях они видят только темную сторону, впадая в панику от неизвестности. Наступление XX века для Бальмонта стало основополагающим событием не только в его жизни, но и в судьбе всей страны. В нотки грусти, которые сопровождают читателя на всем протяжении стихотворения, автор заключил свои собственные переживания. Революции и войны, обрушившиеся на Российскую империю в первой четверти столетия, стали апогеем печальных предчувствий автора, ведь очень много погасло жизней, и умерло душ тех людей, которые навсегда покинули Родину. И сам Константин Бальмонт в скором времени уедет, как те стаи птиц, улетающих прочь, за синее море.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Поспевает брусника…)»

Стихотворение «Осень» написано в 1905 году, в пору подъема творческих сил поэта. К. Д. Бальмонт как тонко чувствующая личность остро ощущал смену настроений и сезонов, поэтику природных метаморфоз и ее глубинное философское значение.

Миниатюрное стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «поспевает брусника», «стали дни холоднее», обусловленную необходимостью гармоничной рифмовки и позволяющую создать акцент на последнем слове каждой строки, усилить его значимость;
  • метафору – «в сердце … грустнее», оборот отражает естественную реакцию на осенние крики птиц как на тревожные сигналы о помощи, приметы скорого расставания;
  • олицетворения – «деревья в уборе», «солнце смеется», «Осень проснется, заплачет» – позволяют яснее передать авторский посыл, написание название сезона года с заглавной буквы придает осени особую, господствующую роль – она безраздельно вступает в свои права, хотя и оплакивает ушедшее лето;
  • лексику высокого стиля – «блистают», «благовонье», подчеркивающую огромность происходящих в природе перемен;
  • однородные члены предложения – «проснется, заплачет» – конкретизируют поведение Осени как полноценного персонажа произведения, а также усиливают мотив грусти и меланхолии.

Из семи предложений, составляющих стихотворение – два безличных со сказуемыми «грустнее (категория состояния)» и «нет (неизменяемая глагольная форма)». Отсутствие в них субъекта действия неслучайно – оно призвано усилить мотив безысходности: не на кого жаловаться и не с кем бороться. Фольклорный уточняющий оборот «за синее море» – то есть куда-то туда, где все живут долго и счастливо, отсутствие ярких эпитетов, относительная скупость выразительных средств подчеркивают бесцветность осеннего антуража родной природы и уныние лирического героя.

В первых двух строфах автор показывает двойственность природных явлений: портится погода, беспокойно кричат птицы, зато созревает ягода; птицы улетают, зато деревья приобретают роскошный осенний убор. И лишь содержание последней строфы не уравновешивается позитивными переменами, оставляя ощущение тоски и предопределенности, обреченности.

Произведение напоминает читателю о скоротечности бытия, зависимой роли человека, необратимости времени и в завуалированной форме призывает ценить каждую минуту счастья.

Страницы ( 1 из 2 ):
1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 1-2 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: