Литературное чтение. 2 класс. Часть 2
Литературное чтение. 2 класс. Часть 1
Условные обозначения
Ф. Савинов. Родина
И. Никитин. Русь (Отрывок)
С. Романовский. Русь (В сокращении)
С. Романовский. Слово о Русской земле (В сокращении)
А. Прокофьев. Родина
Народная мудрость
Я с горы на гору шла
Загадки
Как Илья из Мурома богатырём стал. Былина (В пересказе И. Карнауховой
Три поездки Ильи Муромца. Былина (В пересказе А. Нечаева)
Шутка
Считалка
Потешка
Пословицы
Устное народное творчество
Проверь себя
А. Барто. Катя
С. Баруздин. Стихи о человеке и его словах
С. Баруздин. Как Алёшке учиться надоело
Е. Пермяк. Смородинка
Н. Носов. Заплатка
Г. Сатир. Рабочие руки
Скороговорки
И. Крылов. Лебедь, Щука и Рак
Л. Толстой. Страшный зверь
М. Зощенко. Самое главное
В. Сутеев. Кто лучше?
А. Митта. Шар в окошке
Е. Пермяк. Две пословицы
Л. Пантелеев. Две лягушки
В. Беспальков. Совушка
В. Сутеев. Снежный зайчик
Детские писатели
У страха глаза велики
Братья Гримм. Маленькие человечки (Перевод с немецкого Л. Введенского)
Х.-К. Андерсен. Пятеро из одного стручка (Перевод с датского А. Ганзен)
Братья Гримм. Семеро храбрецов (Перевод с немецкого А. Введенского)
Сказки народные и авторские
Проверь себя
А. Пушкин. Уж небо осенью дышало
Г. Скребицкий. Осень (Отрывок)
Э. Шим. Белка и Ворон
Е. Трутнева. Осень
Н. Сладков. Эхо
Н. Рубцов. У сгнившей лесной избушки
Загадки
М. Пришвин. Недосмотренные грибы
Э. Шим. Храбрый Опёнок
К. Бальмонт. Осень
Читаем о родной природе
Проверь себя
З. Александрова. Зима
С. Иванов. Каким бывает снег
И. Соколов-Микитов. Зима в лесу
Э. Шим. Всем вам крышка
К. Ушинский. Мороз не страшен
Дети Деда Мороза. Русская народная сказка
М. Пришвин. Деревья в лесу
И. Суриков. Детство (Отрывок)
В. Даль. Девочка Снегурочка
Снегурочка. Русская народная сказка (В обработке Л. Толстого)
Н. Некрасов. Саша (Отрывок)
Г. Скребицкий, В. Чаплина. Как белочка зимует
И. Соколов-Микитов. Узоры на снегу
И. Беляков. О чём ты думаешь, снегирь?
С. Михалков. В снегу стояла ёлочка
А. Гайдар. Ёлка в тайге (Отрывок)
С. Маршак. Декабрь
С. Городецкий. Новогодние приметы
Стихи о природе
Проверь себя
Урок 3 ПОТЕШКИ. ПРИБАУТКИ. СКОРОГОВОРКИ. СЧИТАЛКИ. НЕБЫЛИЦЫ | Поурочные планы по литературному чтению 2 класс
Урок 3 ПОТЕШКИ. ПРИБАУТКИ. СКОРОГОВОРКИ. СЧИТАЛКИ. НЕБЫЛИЦЫ
Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; развивать фантазию, воображение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Дети исполняют те песни, которые они подготовили дома
Учитель обращает внимание учащихся на то, о чем песня, какие слова использовал народ, как ее надо исполнять
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
2. Знакомство с потешками.
1) Учитель сообщает детям, что одной из разновидностей народных песен являются песенки-потешки.
– Как вы думаете, почему их так назвали? (Развлекали, смешили детей.)
– Как нужно исполнять потешки? Почему? Какие потешки вы знаете?
2) Чтение потешек учителем (с. 20).
– Какие из этих потешек вам были знакомы?
Заучивание наизусть одной из потешек.
Физкультминутка
3. Помимо разнообразных песен, устное творчество русского народа богато прибаутками, скороговорками, считалками, небылицами.
– Прибаутки построены на диалоге. Что такое диалог? Как нужно исполнять прибаутки? Почему?
Чтение прибауток учителем (с. 21).
– Припомните скороговорки, которые вы слышали.
Далее можно провести конкурс на лучшее рассказывание скороговорок.
– Часто в своих играх вы используете считалки. Для чего? Ваши родители, бабушки, дедушки, наверное, прадеды и прапрадеды тоже пользовались считалками, когда были детьми и играли в различные игры. Сегодня вы познакомитесь с такими считалками.
1) Чтение считалок учителем и детьми.
2) Учитель читает одну из небылиц в учебнике (с. 23) или любую другую небылицу.
3) Высказывания детей.
– Как бы вы назвали то, что услышали? (Возможно, дети сами произнесут слово «небылица», если нет, то учитель сообщает, что такие стихи называются «небылицами».)
– Почему такое название дал народ этим литературным произведениям? Попробуйте придумать свою небылицу. (Групповая работа.)
IV. Итог урока.
Домашнее задание: сочинить небылицу или считалку, нарисовать иллюстрацию к ней в тетрадях.