Альтернативный анализ произведения
Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.
Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:
Мужская интерпретация:
Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.
Источник
Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.
Подтверждением этого являются следующие строки:
«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».
Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.
Подтверждением этого являются следующие строки:
«Старика старуха забранила»,
«Ещё пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чём свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Ещё пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».
История создания
Делая анализ сказки, стоит кратко дать информацию о произведении. Ещё в детстве Пушкин обращался к устному народному творчеству. В этом ему поспособствовала его няня — Арина Родионовна. Она рассказывала своему воспитаннику сказки, а он трепетно их выслушивал. Потом он стал самостоятельно изучать фольклор. Уже в 30-е годы XIX века появлялись его знаменитые сказки.
Написана сказка была 2 октября 1833 года, в период второй Болдинской осени. Это был ярчайший творческий период в жизни поэта. Тогда у Пушкина был невероятный творческий подъём, в результате которого в свет вышли прекраснейшие произведения.
Известно, что при написании сказки автор опирался на книгу братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этом источнике старуха пожелала стать папой римским, а потом и самим Богом. Пушкин отбросил такой вариант и сохранил русскую народную направленность произведения. В этом ему помогло народное сказание «Жадная старуха». В 1835 году шедевр был опубликован в журнале «Библиотека для чтения».
Основные персонажи
Участников повествования всего трое: старик, старуха, Золотая рыбка. Рассказ о вредной женщине стоит начать с того, что она оказалась жадной, ненасытной, сварливой. Злоба погубила в ней зачатки добра. Про такого человека можно сказать: «Палец в рот не клади — по локоть откусит». На первом месте у женщины прихоти и желания, материальные блага. Судьба мужа её абсолютно не интересует, она даже сделала из рыбака конюха и называет «дурачиной, простофилей». За свои капризы героиня в конце справедливо поплатилась, оставшись ни с чем.
Образ рыбака
В названии сказки упоминается именно рыбак. В начале произведения идёт речь об этом персонаже. Когда он поймал Золотую рыбку, то перед ним стоял выбор: съесть её или выпустить. Торжество духа победило потребности тела. Старик сделал правильный выбор. Он отпустил рыбку и ничего у неё не попросил взамен, став крепче духовно.
Разум деда был подавлен прихотями жены. Он безропотно мчится к морю и просит у волшебницы выполнить все желания старухи. Благодарная рыбка выполняет все просьбы спасителя. Жалко, что мужчина не возражает требованиям жены. Так было, пока женщине не вздумалось стать владычицей морской. Золотая рыбка не захотела, чтобы над ней кто-то властвовал. Старик оказался чересчур слабовольным.
Золотая рыбка
Эта героиня была царицей морской, благодатной и щедрой волшебницей. Она всё может. В описании Золотой рыбки из сказки Пушкина говорится, что у неё была золотая чешуя. Это свидетельствует о высоком положении. Рыбка умная, умеет разговаривать человеческим языком и исполнять немыслимые желания. Она влияет на окружающую природу, море, что говорит о могущественности.
Лиса и тетерев
1. Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, притворно, грубо? Найди этот эпизод в тексте.
Дружелюбно «Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек».
2. Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
Когда она пыталась обманом заставить его спуститься вниз. Она сказала, что официально издан указ, в котором им нельзя вредить друг другу.
3. Поддался ли тетерев на ласковые слова лисы?
Нет, он остался сидеть на месте.
4. Найди слова, которые показывают, как с помощью своей находчивости тетерев перехитрил лису.
Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
5. Каким оказался тетерев? Выбери ответ: находчивым, умным, слабым, весёлым.
Тетерев оказался находчивым и умным.
Лиса и журавль
1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлем? Что ты посоветуешь героям сказки?
Сказка начинается очень дружелюбно со фразы «Лиса и журавль подружились». В такую дружбу сразу было сложно поверить, хотя в сказке возможно всё. Развитие событий показало, что действительно два разных зверя не могут дружить между собой. Лиса была жадной и не хотела становиться нормальным другом. Первое столкновение произошло, когда лиса пригласила журавля в гости и размазала манную кашу по тарелке. Журавль захотел отомстить и налил угощение для лисы в кувшин с длинным узким горлышком.
Если бы лиса и журавль проявили бы друг к другу уважение, то вполне могли бы и подружиться.
2. Подходит ли к этой сказке пословица «За добро добром и платят»? Объясни свой ответ.
Да, пословица подходит к этой сказке, потому что журавль решил отплатить лисе таким же поступком, не дав нормально пообедать.
3. Можно ли назвать друзьями лису и журавля? Запиши ответ в «Рабочую тетрадь».
Друзьями лису и журавля назвать нельзя, потому что друзья так не поступают.
4. Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется, так и откликнется» подходит по смыслу к содержанию сказки?
«Как аукнется, так и откликнется» прекрасно подходит сказке и ее можно назвать главной мыслью. Надо помнить, что с тобой поступят так же, как поступаешь ты сам. Если плохо относиться к кому-либо, в ответ этот человек будет тоже плохо к тебе относиться.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: ГДЗ по литературному чтению 2 класс. Климанова, 1 часть (Ответы на вопросы)