Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый:
Отверженные, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый, любопытный, умный, злой.
Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждение в тексте.
Утёнок в произведении был не таким, как все.
Алёша, несмотря на то, что был маленьким, оказался очень смелым, храбрым, сильным и дружелюбным.
В тот момент, когда другим утятам нужна была помощь, он не испугался.
А наоборот, пообещал исправить ситуацию.
Он схватил клювом стрекозу и тем самым спугнул её.
Он не бросал слов на ветер и тем самым спас своих друзей от вечного голодания.
Подтверждения в тексте:
«Маленький утёнок Алёша»
«Смелый Алёша»
«Алёша не испугался»
«Алёша схватил её клювом за крыло»
«Угощали храброго Алёшу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; прививать любовь к природе, воспитывать доброе отношение к животным.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Оборудование: портрет и книги Б. Житкова; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку с разной интонацией.
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
III. Постановка целей урока
— Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.)
IV. Проверка домашнего задания
— Какие тексты у вас получились?
(Ребята определяют, какие тексты у них получились, и читают их.)
V. Работа по теме урока
1. Введение в тему
— Прочитайте слова. Что здесь зашифровано?
WУLITVSЯWSTAV, CWTLPVSEGIКOSW3LDA.
(Утята, стрекоза.)
— Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня? (Предположения детей.)
— Прочитайте название рассказа (с. 139). («Храбрый утенок».)
— Подумайте: какие события могут в нем развиваться?
— Проверим ваши предположения, прочитав рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок» (с. 139—141).
2. Первичное чтение
(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
— О чем он?
— Как хозяйка кормила утят?
— Почему они не ели?
— Почему утята боялись стрекозу?
— О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
— Кто помог утятам избавиться от стрекозы?
— Как ему это удалось?
— Каким был утенок Алеша? Выберите нужное: хвастун, храбрец, умница, сообразительный, глупый, верный друг, веселый, несмышленыш.
VI. Физкультминутка
Синички сели на веточки,
Поклевали все семечки.
Потом полетели,
На земельку сели.
Поклевали зернышки,
Почистили перышки.
VII. Закрепление изученного
1. Чтение текста и деление его на части
— Перечитайте текст, разделите его на части.
1. Хозяйка кормит утят.
2. Боятся стрекозы.
3. «Должно быть, наши утята заболели…»
4. Алеша обещает помочь.
5. Утенок сдержал свое слово.
6. Стрекоза больше никогда не прилетала.
2. Рассказ учителя о Б. Житкове
— Знакомы ли вы с этим автором? Какие произведения вы читали?
Материал для учителя
Борис Степанович Житков (1882—1938) — русский писатель, путешественник. Он объездил полсвета — Россию, Европу, Азию. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт и знания, талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.
Житков создал около двухсот произведений, и среди них — удивительная книга «Что я видел». Герой ее — четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных путешествий, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений — энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывались на книгах Б. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам особенно удалось?
IX. Подведение итогов урока
— Какой рассказ читали на уроке?
— Кто его автор?
— Можно ли назвать рассказ Б. Житкова сказкой? Докажите. {Утята разговаривают.)
Домашнее задание
Выполнить задание 4 на с. 141.
Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено. Составь план.
Вариант рассказа с хулиганом:
На первом рисунке изображены мальчики.
Один из них, самый взрослый обижает маленьких и отбирает у них конфеты.
К взрослому мальчишке подходит мальчик Алёша и берёт его за руку.
А на втором рисунке показаны маленькие дети, которые играют в песочнице.
Рядом стоит собака и гавкает на них.
План рассказа:
1) Хулиган во дворе
2) Страх поселился во дворе.
3) Случай с конфетой.
4) Алёша приходит на помощь.
5) Полицейский
6) Хулиган испугался и ушёл.
7) Победа храбрости и доброты.
Рассказ по рисунку на стр. 47 для 2 класса
В нашем дворе поселился хулиган.
Его зовут Игорь, ему 13 лет.
Он приехал отдыхать к бабушке на летние каникулы.
С тех пор в нашем дворе поселился страх.
Когда не было взрослых, Игорь подходил к малышам и забирал у них конфеты.
Всё во дворе боялись хулигана, даже дворовая собака Шарик.
Шарик мог только гавкать на Игоря, но подойти к нему боялся.
Как-то раз Игорь подошёл к маленькому мальчику, желая забрать его конфету.
Но мальчик не отдавал.
Тогда Игорь тряхнул его за рубашку так, что тот заплакал.
В это время во дворе вышел гулять мальчик Алёша.
Он услышал детский плач, и увидел как Игорь издевается над маленьким.
Хотя Алёше было всего 8 лет, он не раздумывая, бросился на помощь.
Алёша схватил Игоря за руку, и крепко сжав её громко сказал: «Отпусти! Ты что не видишь, что он плачет?»
Игорь удивлённо посмотрел на Алёшу и спросил: «А что будет, если я не отпущу?».
— Я вызову полицию, скажу им что ты издеваешься над малышами, отбирая у них конфеты. Во дворе все подтвердят. Тебя заберут в тюрьму. — сказал Алёша.
Игорь задумался.
Как раз проходил в это время полицейский по двору.
Алёша, глядя в глаза Игорю, кивнул в сторону полицейского.
Он был готов защищать малышей и подойти к полицейскому.
Вдруг Игорь отпустил мальчика с конфетой, повернулся и пошёл прочь.
Все поняли, что Игорь больше никого не обидит.
Даже собака перестала гавкать и стала крутить хвостом.
Так смелость маленького мальчика Алёши победила взрослого хулигана.
Все малыши с этого момента старались подружиться с Алешей.
Ведь он справедливый, храбрый и добрый человек.
А когда Алёша вырос, он стал полицейским.
Слайды и текст этой презентации
утенок
Слайд 4 У пруда утёнок -крошка
В страхе кличет утку – мать
—
Ой, боюсь! Укусит мошка,
Помоги мне убежать!Речевая разминка.
Слайд 7Борис Владимирович
Заходер
Плачет киска в коридореИрина Михайловна ПивовароваЖила-была собака
Слайд 9Евгений Иванович
ЧарушинСтрашный рассказ
Слайд 12Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в
Новгороде; Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте,
Мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
Слайд 13 Ему не было и десяти лет, а он
уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в
море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.
Слайд 14 А вот стать писателем Борис Житков не
собирался.Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по
просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.
Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.
Слайд 15Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про
слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович
писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.
Слайд 16 Все,
о чем писал Житков, ему довелось
увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы. С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»),
Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она
с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдив- дивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много.
родная мать .
Слайд 19руб-ле-ных – рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
рас-ска-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла –
зажужжала
по-ло-ман-ным – поломаннымБег – подбегали, убегали
Рассказ – рассказали
Испуг – испугались
Еда
– наедались
Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
Читайте целыми словами:
Слайд 20- Это сказка или рассказ? Почему?
— Как хозяйка
кормила утят?
— Почему утята не ели? Кого они боялись?
—
О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
— Кто пришёл в гости к утятам?
— Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?
— Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
— Прилетала ли стрекоза ещё раз?
Будьте внимательны!
Слайд 21
НИ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА, НИ ПУТЬ КАПИТАНА,
НЕ ПОЛУЧАТСЯ, ЕСЛИ ИХ ДЕЛАТЬ
БЕЗ ПЛАНА.
БУДЬ КАК СТРОИТЕЛЬ И КАК КАПИТАН:
ГОТОВИШЬСЯ К ДЕЛУ –
ОБДУМЫВАЙ ПЛАН!
Знаете ли вы?
ПЛАН- ЭТО САМОЕ КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА.
Слайд 22 С чего начинается рассказ?
2) Почему утята не ели?
3)
Как вели себя утята?
4) Чему удивлялась хозяйка?
5) Кто к ним
приходит в гости?
6) Чем заканчивается рассказ?
Составление картинного плана
Слайд 301. Хозяйка кормит утят.2. Боятся стрекозы.3. «Должно быть, наши утята
заболели…»4. Алеша обещает помочь.5. Утенок сдержал свое слово.6. Стрекоза больше
никогда не прилетала.
План рассказа
Слайд 32С какой сказкой познакомились?
Кто автор?
Стоило ли нам бояться стрекозу?
Чему ещё
научились на уроке?Вопросы от утенка Алеши.
урока мне захотелось…* Сегодня я сумел…
Слайд 16 Все,
о чем писал Житков, ему довелось
увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы. С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»),
Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она
с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдив- дивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много.
Смысл произведения
Борис Житков много времени посвятил детям, создавая для них поучительные и интересные сказки. Одной из таких и стала «Храбрый утенок». План для 2 класса должен быть коротким, но запоминающимся.
Мораль сказки заключается в том, что ради друзей можно пожертвовать собой и проявить храбрость. Так и поступил утенок Алеша. Он хотел защитить боязливых товарищей, поэтому не побоялся напасть на страшную стрекозу. В награду он получил новых друзей и постоянное угощение.
Сказка учит бороться за свое место и не бояться трудностей. Автор через свое произведение доносит до детей, что с раннего возраста нужно быть смелым, защищать свои интересы и друзей. Главный герой сказки даже не подразумевал, что стал героем. Он просто старался доказать другим, что действительно храбрый утенок.
Алеша защитил товарищей, помог им и даже не думал об опасности, которую представляет для него стрекоза. Насекомое могло летать и нанести птенцу большой урон. Но утенок не раздумывал над планом, он действовал внезапно. Благодаря сильному характеру, настойчивости и врожденной храбрости Алеша победил страшную стрекозу и заставил других уважать его.
Таким и должен быть настоящий человек — смелым, бесстрашным и надежным. Ведь самое главное в жизни каждого — это друзья, принципы и возможность отстоять свои права.
Маленький утенок подает хороший пример детям, учит их ответственности и настойчивости
Ребенок, прочитав эту волшебную историю, поймет, как важно в любой ситуации оставаться собой и не поддаваться своим страхам
У Житкова была трудная, но очень интересная жизнь. Писатель пробовал себя в разных сферах, посетил множество стран, получил значительный опыт и огромные знания. Все это вместе с жизненным опытом он пытался передать детям с помощью своих сказок. В его произведениях интересный сюжет всегда соединялся с важными принципами, моралью и нравственностью.
А «Храбрый утенок» показывает пример настоящей дружбы, где более сильные защищают слабых и стараются им помочь. Поучительное произведение благотворно повлияет на ребенка с малых лет.
Краткое изложение
Чтение полной версии сказки не займет много времени. Но маленькие дети предпочитают сокращенное содержание. История начинается с того, как хозяйка кормит утят. Женщина заботится о своих питомцах и волнуется об их здоровье. Каждое утро она выносит им тарелку, наполненную рублеными вареными яйцами. Чтобы птенцы не пугались, женщина сразу уходила.
Но как только они приближались к тарелке, появлялась огромная стрекоза. Она долго кружила над яйцами, стрекотала, отпугивала утят. Птенцы боялись насекомое, разбегались по кустам. Они думали, что стрекоза их покусает.
Пока птенцы разбегались и прятались, она садилась на тарелку и пробовала их завтрак. Это повторялось каждое утро. После этого утята не хотели подходить к тарелке — они боялись возвращения насекомого. Хозяйка вечером убирала почти полную посуду. Женщина думала, что птенцы заболели, поэтому отказываются от еды. Она волновалась, что они похудеют, а их состояние ухудшится.
Однажды во двор к утятам зашел их сосед. Они рассказали ему о своей проблеме. Птенец Алеша только посмеялся над их бедой. Ведь он считал, что бояться стрекозы глупо, и пообещал прогнать ее следующим утром. Но утята ему не поверили. Они назвали соседа хвастунишкой и уверяли, что он первым испугается и сбежит, когда увидит страшное насекомое. Птенцы пытались высмеять своего соседа, но он не поддался их уговорам и стоял на своем.
Наутро хозяйка снова поставила на траву тарелку с рублеными яйцами. Вдруг появилась стрекоза и стала приближаться к еде. Утенок Алеша не испугался, хотя другие уже разбегались. Насекомое даже не успело сесть на тарелку — птенец клювом схватил ее за крыло. Стрекоза с трудом вырвалась и улетела прочь. У нее было сломано крыло, и больше она не возвращалась.
С тех пор утята каждый день получали свою еду и наедались досыта. Они перестали худеть, что очень обрадовало их хозяйку. А маленький Алеша часто возвращался к ним во двор. В благодарность за свое спасение птенцы позволяли ему есть вареные яйца вместе с ними.
Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор как храбрый Алёша прогнал Игоря, хулиган больше не приходил на площадку.
А мальчик Алёша ещё часто приходил к мальчишкам и играл с ними.
Вариант ответа о злой собаке
На втором рисунке изображены играющие на песочнице дети, на которых виден испуг из-за присутствия собаки.
Рядом с ними стоит смелый Алёша, который спокойно, без единого страха смотрит на собаку.
План:
1) Малыши собираются играть.
2) Прибегает страшная собака.
3) Дети боятся и бегут по домам.
4) Алёша сказал, что поможет.
5) Алёша напугал собаку, и она убежала.
6) Собака больше не приходила во двор.
7) Дети спокойно и весело играют.
Алёша – лучший друг и защитник.
Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор напуганная собака больше не приходила к песочнице.
А мальчик Алёша стал для детей настоящим другом, защитником и примером для подражания.
Подсказка:
- Ответы к учебнику 2 класс 1 часть стр. 41
- Читательский дневник «Храбрый утенок»
- Краткая биография писателя Бориса Житкова для презентации
_______