Содержание учебника: Литературное чтение для 3 класса (2 часть) авторов: Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г.
Били-небылицы
- Максим Горький (Алексей Максимович Петушков) «Случай с Евсейкой»
- Константин Георгиевич Паустовский «Растрёпанный воробей»
- Александр Иванович Куприн «Слон»
Поэтическая тетрадь 1
- Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»
- Александр Александрович Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
- Сергей Александрович Есенин «Черёмуха»
Люби живое
- Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»
- Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек»
- Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»
- Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик»
- Как хорошо уметь читать
- Борис Степанович Житков «Про обезьянку»
- Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»
- Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится«
Поэтическая тетрадь 2
- Самуил Яковлевич Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»
- Агния Львовна Барто «Разлука», «В театре»
- Сергей Владимирович Михалков «Если»
- Елена Александровна Благинина «Кукушка», «Котёнок»
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок
- Борис Викторович Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок
- Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама»
- Михаил Михайлович Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»
- Николай Николаевич Носов «Федина задача»
По страницам детских журналов
- Лев Абрамович Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
- Юрий Иванович Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»
- Григорий Бенционович Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»
- Роман Сеф (Роальд Семёнович Сеф) «Весёлые стихи»
Словарик
Сварли́вая — ворчливая, склонная к ссорам.
То́рба — мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.
Вершо́к — старая мера длины, равная 4,4 см.
Пуд — старая мера веса, равная 16,38 кг.
Вью́шка — в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.
Лампа́дка (лампада) — в небольшой сосуд с фитилём, который зажигают перед иконой.
Вне́млю — слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.
Пря́ная — острая и ароматная по вкусу и запаху.
Вкра́дчиво — вкрадчивый — старающийся вызвать доверие, расположение к себе.
Ха́тка (хата) — название небольшого дома на Украине, в Белоруссии и на юге России.
Плёсо (плёс) — широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки и большого водоёма.
О́прометью — быстро.
Десяти́на — старая русская мера земельной площади, равная примерно одному гектару.
Казённый (от слова «казна») — имущество или деньги, принадлежащие государству, организации.
Вале́жник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Штукату́рное — штукатур — мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Маля́рное — маляр — рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.
Оробе́л — испугался.
Абсу́рд — нелепость, бессмыслица.
Космогра́фия — наука о космосе.
Титуля́рный сове́тник — высокий служебный чин в дореволюционной России.
Полудённый — южный — полдневный.
Скита́ться — странствовать без цели, вести бродящий образ жизни.
Ора́ва — беспорядочное и шумное скопление людей.
Несура́зный — нелепый, нескладный.
Лику́ющий — ликовать — торжествовать, восторженно радоваться.
Чем удобно ГДЗ
Сервис содержит правильные ответы на все задания, предусмотренные пособием «Окружающий мир» Рабочая тетрадь 2 класс А.А. Плешакова. Его преимущества:
- Свободный доступ. Электронный формат пособия может изучать каждый в любое время.
- Структурированность. Ответы разделены на 2 части, как и тетрадь. Они находятся под номерами соответствующих страниц, что облегчает поиск нужного упражнения.
- Совместимость. Работать с онлайн-ресурсом можно через ПК или смартфон, что удобно. Подготовиться к урокам можно с ребенком в дороге, на отдыхе.
- Актуальность. Ответы соответствуют рабочей тетради и программе. Если в них носятся коррективы, то на сайте также меняются в соответствии с программой и редакцией школьного пособия.
Все ответы в ГДЗ правильные, точные, лаконичные. Они написаны простым языком, которые понятны школьнику. Никаких сложных, витиеватых предложений и терминов, непонятных второкласснику. Пособие поможет быстро подготовиться к урокам, чтобы оставалось свободное время на общение с друзьями, прогулки на улице, кружки.
Что собой представляют учебно-методические комплексы
Это уникальные пособия, которые всегда можно найти на данном сайте. Зайти на него получится с любого электронного устройства с выходом в интернет – планшет, домашний персональный компьютер, ваш собственный смартфон или ноутбук. Здесь есть готовые ответы как к гуманитарным дисциплинам — русский и английский языки, история, обществознание, литература, естествознание, точным наукам (математика, алгебра, геометрия, физика, химия), так и ко всем остальным, среди которых окружающий мир, география, музыка и другие. Онлайн-решебники приведены самых разных издательств, годов и, конечно, составителей. Авторы изданий представленные на нашем сайте:
- Горецкий, Канакина, Климанова, Чуракова., Соловейчик, Байкова, Виноградская, Ладыженская, Баранова, Коровина;
- Афанасьева, Михеева, Кузовлев, Верещагина, Биболетова, Барашкова, Комарова;
- Данилов, Арсентьев, Юдовская, Ванина, Михайловский, Боголюбов, Хромова, Соболева;
- Плешаков, Новицкая, Воронина, Гуревич, Пакулова, Сонин, Пасечник;
- Моро, Дорофеев, Петерсон, Рудницкая, Макарычев, Мерзляк, Атанасян, Бутузов, Глазков, Марон, Перышкин, Касьянов, Рудзитис, Габриелян и многие другие известные педагоги.
Слайды и текст этой презентации
утенок
Слайд 4 У пруда утёнок -крошка
В страхе кличет утку – мать
—
Ой, боюсь! Укусит мошка,
Помоги мне убежать!Речевая разминка.
Слайд 7Борис Владимирович
Заходер
Плачет киска в коридореИрина Михайловна ПивовароваЖила-была собака
Слайд 9Евгений Иванович
ЧарушинСтрашный рассказ
Слайд 12Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в
Новгороде; Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте,
Мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
Слайд 13 Ему не было и десяти лет, а он
уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в
море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.
Слайд 14 А вот стать писателем Борис Житков не
собирался.Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по
просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.
Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.
Слайд 15Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про
слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович
писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.
Слайд 16 Все,
о чем писал Житков, ему довелось
увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы. С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»),
Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она
с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдив- дивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много.
родная мать .
Слайд 19руб-ле-ных – рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
рас-ска-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла –
зажужжала
по-ло-ман-ным – поломаннымБег – подбегали, убегали
Рассказ – рассказали
Испуг – испугались
Еда
– наедались
Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
Читайте целыми словами:
Слайд 20- Это сказка или рассказ? Почему?
— Как хозяйка
кормила утят?
— Почему утята не ели? Кого они боялись?
—
О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
— Кто пришёл в гости к утятам?
— Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?
— Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
— Прилетала ли стрекоза ещё раз?
Будьте внимательны!
Слайд 21
НИ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА, НИ ПУТЬ КАПИТАНА,
НЕ ПОЛУЧАТСЯ, ЕСЛИ ИХ ДЕЛАТЬ
БЕЗ ПЛАНА.
БУДЬ КАК СТРОИТЕЛЬ И КАК КАПИТАН:
ГОТОВИШЬСЯ К ДЕЛУ –
ОБДУМЫВАЙ ПЛАН!
Знаете ли вы?
ПЛАН- ЭТО САМОЕ КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА.
Слайд 22 С чего начинается рассказ?
2) Почему утята не ели?
3)
Как вели себя утята?
4) Чему удивлялась хозяйка?
5) Кто к ним
приходит в гости?
6) Чем заканчивается рассказ?
Составление картинного плана
Слайд 301. Хозяйка кормит утят.2. Боятся стрекозы.3. «Должно быть, наши утята
заболели…»4. Алеша обещает помочь.5. Утенок сдержал свое слово.6. Стрекоза больше
никогда не прилетала.
План рассказа
Слайд 32С какой сказкой познакомились?
Кто автор?
Стоило ли нам бояться стрекозу?
Чему ещё
научились на уроке?Вопросы от утенка Алеши.
урока мне захотелось…* Сегодня я сумел…
Ответы к стр. 46 — 47
самоотверженный, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый, любопытный, умный, злой.
Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.
«Маленький утёнок Алёша», «смелый Алёша», Алёша не испугался», «храбрый Алёша». Алёша внешне был обычным «маленьким утёнком», но по характеру это был удивительный утёнок: «смелый, храбрый», бесстрашный, отважный, бросившийся защищать один боязливых утят.
- Представь себе, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа?
- Взрослый мальчуган обижает маленьких: отбирает каждый раз у них конфеты.
- Как только дети начинают играть, прибегает страшная злая собака.
- Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в тексте произведения.
Один за всех и все за одного
Каждое утро ребята собирались около школы и шли играть на школьный стадион. Когда они расходились, кто на турник, кто на беговую дорожку, кто на футбольное поле, из школы выходил хулиган-прогульщик. Он подходил по очереди к каждому мальчику и отбирал конфеты и другие сладости. Ребятам это надоело, и они решили больше не ходить на стадион.
Об этом узнал мальчик Алёша и, собрав ребят во дворе, попросил всех взять побольше конфет и прийти утром к школе. Он сказал, что проучит хулигана.
Утром хулиган опять прогуливал уроки и вышел из школы. На пороге его встретили ребята с конфетами в руках и стали громко кричать: «Ешь! Ешь! Ешь конфеты!» Из окна выглянула учительница и строго посмотрела на прогульщика. Хулиган испугался и хотел убежать, но ребята обступили его со всех сторон и протягивали конфеты. Перепуганный прогульщик засовывал конфеты в рот и глотал их не разжёвывая.
Злая собака
Каждое утро дети выходили во двор и играли в песочнице. А из подъезда напротив выходил высокий дяденька выгуливать свою собаку. Она бегала без намордника и поводка, останавливаясь около песочницы и громко лая. Этим она пугала ребят, особенно девчонок.
Однажды утром Алёша вышел во двор с новой лопаткой — это был тяжёлый садовый совок с удобной ручкой и широким ковшиком. Работа у него спорилась и скоро в песочнице вырос новый красивый замок. Ребята собрались вокруг и любовались замком, когда около песочницы появилась собака. Алёша первым увидел её и понял, что его замок сейчас растопчут. Схватив совок, он подбежал к собаке, которая уже хотела залаять на ребят. Вдруг Алёша ударил её по носу совком. От неожиданности она заскулила и убежала прочь.
С тех пор она не приближалась к песочнице. А смелый Алёша стал самым известным строителем замков во дворе.
Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено. Составь план.
Рисунок 1:
- Дети собрались вместе.
- Хулиган отбирал конфеты.
- План Алёши.
- Ребята проучили хулигана.
Рисунок 2:
- Дети собрались в песочнице.
- Злая собака.
- Приход Алёши.
- Алёша проучил собаку.
Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор хулиган ни у кого не отнимал конфеты.А мальчик Алёша стал ходить на стадион вместе с ребятами.
С тех пор собака не приближалась к песочнице.
А мальчик Алёша стал самым известным строителем во дворе.
Читать Житков Б. С. «Храбрый утёнок»
Краткое изложение
Чтение полной версии сказки не займет много времени. Но маленькие дети предпочитают сокращенное содержание. История начинается с того, как хозяйка кормит утят. Женщина заботится о своих питомцах и волнуется об их здоровье. Каждое утро она выносит им тарелку, наполненную рублеными вареными яйцами. Чтобы птенцы не пугались, женщина сразу уходила.
Но как только они приближались к тарелке, появлялась огромная стрекоза. Она долго кружила над яйцами, стрекотала, отпугивала утят. Птенцы боялись насекомое, разбегались по кустам. Они думали, что стрекоза их покусает.
Пока птенцы разбегались и прятались, она садилась на тарелку и пробовала их завтрак. Это повторялось каждое утро. После этого утята не хотели подходить к тарелке — они боялись возвращения насекомого. Хозяйка вечером убирала почти полную посуду. Женщина думала, что птенцы заболели, поэтому отказываются от еды. Она волновалась, что они похудеют, а их состояние ухудшится.
Однажды во двор к утятам зашел их сосед. Они рассказали ему о своей проблеме. Птенец Алеша только посмеялся над их бедой. Ведь он считал, что бояться стрекозы глупо, и пообещал прогнать ее следующим утром. Но утята ему не поверили. Они назвали соседа хвастунишкой и уверяли, что он первым испугается и сбежит, когда увидит страшное насекомое. Птенцы пытались высмеять своего соседа, но он не поддался их уговорам и стоял на своем.
Наутро хозяйка снова поставила на траву тарелку с рублеными яйцами. Вдруг появилась стрекоза и стала приближаться к еде. Утенок Алеша не испугался, хотя другие уже разбегались. Насекомое даже не успело сесть на тарелку — птенец клювом схватил ее за крыло. Стрекоза с трудом вырвалась и улетела прочь. У нее было сломано крыло, и больше она не возвращалась.
С тех пор утята каждый день получали свою еду и наедались досыта. Они перестали худеть, что очень обрадовало их хозяйку. А маленький Алеша часто возвращался к ним во двор. В благодарность за свое спасение птенцы позволяли ему есть вареные яйца вместе с ними.
Смысл произведения
Борис Житков много времени посвятил детям, создавая для них поучительные и интересные сказки. Одной из таких и стала «Храбрый утенок». План для 2 класса должен быть коротким, но запоминающимся.
Мораль сказки заключается в том, что ради друзей можно пожертвовать собой и проявить храбрость. Так и поступил утенок Алеша. Он хотел защитить боязливых товарищей, поэтому не побоялся напасть на страшную стрекозу. В награду он получил новых друзей и постоянное угощение.
Сказка учит бороться за свое место и не бояться трудностей. Автор через свое произведение доносит до детей, что с раннего возраста нужно быть смелым, защищать свои интересы и друзей. Главный герой сказки даже не подразумевал, что стал героем. Он просто старался доказать другим, что действительно храбрый утенок.
Алеша защитил товарищей, помог им и даже не думал об опасности, которую представляет для него стрекоза. Насекомое могло летать и нанести птенцу большой урон. Но утенок не раздумывал над планом, он действовал внезапно. Благодаря сильному характеру, настойчивости и врожденной храбрости Алеша победил страшную стрекозу и заставил других уважать его.
Таким и должен быть настоящий человек — смелым, бесстрашным и надежным. Ведь самое главное в жизни каждого — это друзья, принципы и возможность отстоять свои права.
Маленький утенок подает хороший пример детям, учит их ответственности и настойчивости
Ребенок, прочитав эту волшебную историю, поймет, как важно в любой ситуации оставаться собой и не поддаваться своим страхам
У Житкова была трудная, но очень интересная жизнь. Писатель пробовал себя в разных сферах, посетил множество стран, получил значительный опыт и огромные знания. Все это вместе с жизненным опытом он пытался передать детям с помощью своих сказок. В его произведениях интересный сюжет всегда соединялся с важными принципами, моралью и нравственностью.
А «Храбрый утенок» показывает пример настоящей дружбы, где более сильные защищают слабых и стараются им помочь. Поучительное произведение благотворно повлияет на ребенка с малых лет.