Традиционное понимание сказки
Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.
В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.
Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.
Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.
И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.
Как сделать план пересказа
План используется для анализа уже написанного рассказа или составления его самостоятельно. Помогает запомнить произведение, с ним легче умещается информация в голове, поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Существует тщательно продуманная последовательность того, как составить план литературного чтения, чтобы учащийся мог вспомнить, что он прочитал из него:
- Читать рассказ.
- Определите его основную тему.
- Напишите имена главных героев.
- Разделите текст на введение, начало, развитие, кульминацию и эпилог.
- Прочтите первую часть, заголовок. Получите емкое название, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если в этой части слишком много текста и событий, добавьте подпункты, вспомогательные фразы, которые помогут рассказать.
- Прочтите следующие части по порядку и направьте их.
- Прочтите план, подумайте, как он отражает суть работы, и помогите запомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для повторного посещения:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать детали, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщают;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключение добавьте образные выражения, слова, передающие эмоции и настроение книги.
Чем моложе ученик, тем сложнее ему дается это задание. Советы о том, как написать план рассказа для начальной школы:
Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.
Подтверждением этого являются следующие строки:
«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».
Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.
Подтверждением этого являются следующие строки:
«Старика старуха забранила»,
«Ещё пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чём свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Ещё пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Вопрос 2. Страница 101
Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
Симпатии автора на стороне старика, автор уважает его скромность и доброту.
Вопрос 3. Страница 101
Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Да, можно. Рыбка от души хотела отблагодарить старика, но ей пришлось наказать злую и жадную старуху.
Вопрос 4. Страница 101
Сравни начало и конец сказки.
Старуха в конце сказки осталась у разбитого корыта, как и в ее начале.
Вопрос 5. Страница 101
Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Основная мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть. Пословицы: «Кто малым не доволен, тот большого не достоин», «Жадность — всякому горю начало».
Часто употребляется выражение «Остаться у разбитого корыта».
Вопрос 6. Страница 101
Проследи, как постепенно менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?
С каждым новым пожеланием старухи море становилось суровее. Старуха не знала меры и на это реагировала морская стихия.
Вопрос 7. Страница 101
Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
Вопрос 1. Старик поймал золотую рыбку
Вопрос 2. Договор с рыбкой
Вопрос 3. Новое корыто
Вопрос 4. Столбовая дворянка
Вопрос 5. Царица
Вопрос 6. Желание быть владычицей морскою
Вопрос 7. Разбитое корыто.
Пересказ сказки о рыбаке и рыбке
Жили старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так. Вернулся старик к старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто. Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать столбовой дворянкой, а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка. Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.
Вопрос 8. Страница 101
Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».
Народные сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки Пушкина.
Например народная сказка «Белая уточка» заканчивается словами : «стали жить-поживать да добра наживать», «Сивка-Бурка» имеет конец: «веселым пирком да за свадебку», «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли», «Царевна-лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо»
Вопрос 9. Страница 101
Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Коля шел по улице и вдруг увидел киоск с мороженым. Там проходила дегустация новых сортов. Продавец предложил бесплатно попробовать мороженое. Коля с радостью попробовал, а потом еще и еще, пока не попробовал все сорта мороженого по несколько раз. Когда он пришел домой, у него сильно разболелось горло и поднялась температура. Коля заболел. Вот так-то, жадность всякому горю начало.
← Предыдущее
Следующее →
Краткий пересказ по плану
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода. Но каждый раз безрезультатно, только в последний раз он выловил одну рыбку. Эта рыба оказалась волшебной. Она могла говорить и просила ее отпустить. А за это обещала выполнить все желания. Удивился старик, он никогда не видел таких удивительных рыб. Отказался от выкупа и отпустил рыбку. Вернулся старик домой и поведал о происшествии жене. Стала она ругаться. Нужно было попросить корыто. Пошел старик к морю, вызвал рыбку и попросил новое корыто. Рыбка ответила, что бы он не печалился, а шел домой, будет ему корыто.
Отправился дед домой, а жена опять недовольна, хочет уже новую избу. И идет он опять к рыбке, стал просить новый дом, ведь старуха опять ругает его. Рыбка упокоила и пообещала все выполнить.
Не узнал старик новый большой дом. А бабка недовольна, опять мужа ругает. Не хочет она быть простой крестьянкой, желает стать дворянкой
И опять идет старик к морю, кланяется рыбке, рассказал о мечте жены стать дворянкой. И опять рыбка обещала исполнить его просьбу.
Старик вернулся, увидел, что вместо дома стоит огромный терем, а жена в дорогой одежде сидит. Закричала она и послала мужа служить конюхом.
Прошло время, опять жена отправляет его к рыбке, теперь хочет стать вольной царицей.
Заплакал старик, но старуха не желает его слушать. Отправился старичок опять к рыбке, просит исполнить новое желание стать царицей.
Рыба снова исполнила волю старика. И стала бабка царицей. Как увидел он ее, в ноги бросился, но жена на него и не глянула, только приказала выгнать. Схватили стражники старика и вытолкали прочь.
Вот прошло две недели, царица отправляет опять деда к морю. И желание у нее теперь новое. Чтобы жить в океане, а рыбка, чтобы ей служила. Не стал старик перечить, отправился опять к берегу. Старик просит рыбку исполнить его просьбу. Желает, чтобы старуха стала владычицей морской, а рыбка прислуживала бы ей.
Махнула рыба хвостом и уплыла.
Не дождался дед ответа, а когда вернулся, увидел свою старую избу и жену с расколотым корытом.
>Также читают: Пушкин >Картинка к сочинению План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)
Получение знаний с ГДЗ по литературе 2 класс Климанова
Поскольку вся теоретическая часть обучения проходит непосредственно на занятиях, в учебнике можно найти только сами работы и задания к ним. Если вы пропустите какие-то уроки или введете в заблуждение предмет, восполнить пробелы в знаниях будет проблематично. Эта проблема решилась сама собой с появлением решения для литературного чтения (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.), так как оно собирало правильные ответы на все вопросы после каждого произведения. С помощью ГДЗ дети второго класса получают как можно больше информации, которая будет полезна для решения домашних заданий. В их качестве можно не сомневаться, так как все комнаты решены и обставлены по стандартам специалистами своего дела.
Родители тоже могут использовать коллекцию, потому что она имеет множество применений:
- Отметьте задачи и помогите им выполнить их.
- Подготовка к поверочным и тестовым работам.
- Улучшайте знания и расширяйте кругозор.
Решебник учит студентов пользоваться альтернативными источниками информации и самостоятельно находить ответы на свои вопросы, ведь они доступны онлайн 24 часа в сутки.
- Обязательные части плана
Основная хитрость в том, как спланировать работу, — это придумать краткое изложение основных эпизодов истории. В работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делится на введение, основную часть и заключение.
В идеале в состав входят следующие обязательные детали:
- Вступление. Они описывают сцену, знакомят с персонажами.
- Галстук. Описывает событие, положившее начало развитию сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, происходящие в творчестве.
- Кульминация. Эта часть отражает самый напряженный момент в истории.
- Развязка. Опишите, к чему привели действия героев.
С младших классов учителя стараются учить детей пересказывать текст. В учебниках часто есть задания для составления планов чтения литературных произведений.
2 класс
На примере рассказа М. Пришвина «Мальчики и утята» рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его писать:
Читаем рассказ, обращаем внимание на то, что сказано в начале рассказа, какие события описаны за пределами текста.
Мы делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга по содержанию.
Перечитываем части, рассказываем своими словами, выбираем заголовок.
Пишем название каждой части.
Контролируя себя.
Составим план рассказа:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру в обход.
- Встречая мальчиков, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчиков.
- Мальчики кричат »До свидания!» утятам!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для третьего класса на примере рассказа В. Бьянки «Как муравей бросился домой»:
- Муравейник из березы.
- Осень и встреча с геодезистом.
- Путешествие на Haymaker Spider.
- Путешествуйте по земляному жуку.
- Путешествуйте по блохе.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествуйте со счетчиком воды.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествуйте на гусенице листового червя и возвращайтесь домой.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить грамотно излагать свои мысли. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Оборудование: сборники русских народных сказок; визуальные материалы по теме; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.
III. Постановка целей урока
— Отгадайте загадки, заполните кроссворд, и вы узнаете, о ком
1. Около села
белая лошадка весела. (Метель.)
2. Жил я посреди двора.
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)
3. В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки.)
4. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)
5. Кто, угадай-ка.
Седая хозяйка?
Тряхнула перинки,
Над миром пушинки. (Зима.)
— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз.)
— Сегодня мы будем читать произведение «Два Мороза» (с. 198—201). Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему так считаете?
IV. Работа по теме урока
(Чтение сказки учителем и учащимися. При чтении идет словарная работа.)
Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек — человек, рубящий дрова.
Купец — богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин — бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
V. Физкультминутка
Наклоняемся вперед.
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает.
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре —
Завертелись, закружились.
VI. Закрепление изученного
1. Выборочное чтение
— Как решили позабавиться два Мороза?
— Куда едет купец? крестьянин?
— Как одет крестьянин? купец?
— Как Мороз — Синий нос заморозил купца?
— Как Мороз — Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
— Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
— Зачем он так сделал?
2. Тест
1. Что решили сделать братья Морозы?
а) поиграть;
б) порезвиться;
в) позабавиться. +
2. Богатый купец ехал:
а) с колокольчиками; +
б) с бубенчиками;
в) со звоночками.
3. За кем побежал младший брат, Мороз — Красный нос?
а) за рыбаком;
б) за охотником;
в) за дровосеком. +
4. Какая у купца была шуба?
а) медвежья; +
б) лисья;
в) волчья.
5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а) кнутом;
б) поленом; +
в) палкой.
6. Что, по мнению старшего брата, Мороза — Синего носа, лучше шубы греет?
а) печка;
б) костер;
в) топор. +
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы читали на уроке?
— Докажите, что это сказка. (Ответ. Есть зачин. Присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят»; повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил -колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».)
— Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)
Домашнее задание
1. Прочитать сказку.
2. Выполнить задание 5 на с. 202.
Сюжет произведения
Краткое содержание сказки переносит читателей к синему морю, где жили старик со старухой. Тридцать лет и три года дед выходил к воде порыбачить. Однажды в невод попалась волшебная Золотая рыбка. Она умоляла старика выбросить её обратно в пучину, что тот и сделал, ничего не попросив взамен. Вернувшись домой, он обо всём рассказал старухе, а та рассердилась на него, что даже не выпросил у рыбки новое корыто.
Пошёл дед к морю, позвал волшебную рыбу и заказал корыто. Та с удовольствием выполнила его желание. Потом жене захотелось новую избу. Опять старик выпросил у рыбки подарок. В третий раз старуха захотела стать столбовой дворянкой в прекрасном тереме. Волшебница и в этот раз выполнила просьбу. А старуха сделала мужа конюхом.
Прошло время, и дворянке показалось мало такой привольной жизни. Она пожелала стать царицей. И этот каприз был выполнен. Потом женщина решила стать царевной морской. Золотой рыбке не понравилась эта просьба, она молча уплыла в синее море.
Основные персонажи
Участников повествования всего трое: старик, старуха, Золотая рыбка. Рассказ о вредной женщине стоит начать с того, что она оказалась жадной, ненасытной, сварливой. Злоба погубила в ней зачатки добра. Про такого человека можно сказать: «Палец в рот не клади — по локоть откусит». На первом месте у женщины прихоти и желания, материальные блага. Судьба мужа её абсолютно не интересует, она даже сделала из рыбака конюха и называет «дурачиной, простофилей». За свои капризы героиня в конце справедливо поплатилась, оставшись ни с чем.
Образ рыбака
В названии сказки упоминается именно рыбак. В начале произведения идёт речь об этом персонаже. Когда он поймал Золотую рыбку, то перед ним стоял выбор: съесть её или выпустить. Торжество духа победило потребности тела. Старик сделал правильный выбор. Он отпустил рыбку и ничего у неё не попросил взамен, став крепче духовно.
Разум деда был подавлен прихотями жены. Он безропотно мчится к морю и просит у волшебницы выполнить все желания старухи. Благодарная рыбка выполняет все просьбы спасителя. Жалко, что мужчина не возражает требованиям жены. Так было, пока женщине не вздумалось стать владычицей морской. Золотая рыбка не захотела, чтобы над ней кто-то властвовал. Старик оказался чересчур слабовольным.
Золотая рыбка
Эта героиня была царицей морской, благодатной и щедрой волшебницей. Она всё может. В описании Золотой рыбки из сказки Пушкина говорится, что у неё была золотая чешуя. Это свидетельствует о высоком положении. Рыбка умная, умеет разговаривать человеческим языком и исполнять немыслимые желания. Она влияет на окружающую природу, море, что говорит о могущественности.
Об авторе рассказа
Евгений Иванович Чарушин советский писатель-прозаик родился в Вятке. Любовь к животным и к всему живому появилась еще в раннем детстве автора. Его любимой книгой была А.Э.Брема “Жизнь животных”. После которой он решился стать писателем. Один из самых любимых детских художников мира. Создавал произведения для детей начальной школы. Благодаря редактору В.В.Лебедеву, Чарушин смог обрести свой стиль написания, работая при этом в отделе Госиздата. Владимир Васильевич очень сильно влиял на Евгения. Также ему помогал Самуил Маршак писать познавательные произведения и просил рисовать иллюстрации для его книг. Помогал детям больше узнать о жизни животных ещё в совсем раннем возрасте. Прививал им этические ценности и любовь к всему окружающему. Является одним из лучших художников-иллюстраторов детских книг о животных. Его читали все народы СССР и некоторые зарубежные страны. Получил золотую медаль на выставке в Лейпциге. Умер зимой в возрасте 63-х лет и похоронен в Ленинграде.