Анализ стихотворения а. с. пушкина «уж небо осенью дышало»

Анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало» Пушкина

Произведение «Уж небо осенью дышало» Александра Сергеевича Пушкина – классика пейзажной зарисовки, сравнимая с живописным полотном.

Стихотворение является частью четвертой главы романа в стихах «Евгений Онегин», примерная датировка – конец 1825 года. В эту пору поэту 26 лет, он сослан в имение Михайловское. Размер стихотворения – онегинская строфа (четырехстопный ямб со смежной и охватной рифмовкой). Впрочем, начало строфы (4 строки) о причудах «северного лета» с рифмовкой уже перекрестной, здесь опущено. Уже произошло объяснение Е. Онегина и Т. Лариной. Тогда герой вроде бы «очень мило поступил с печальной Таней», развеяв все ее надежды вдохновенной речью о своем характере и складе ума, не созданных для семейного счастья. Впереди зима, визит В. Ленского и приглашение на именины Татьяны. Осенний пейзаж описан в календарной хронологии. Начинается отрывок с метафоры, ставшей его названием. Анафора «уж» продолжает меланхоличное перечисление: солнышко блистало. Уменьшительно-ласкательная форма слова, подчеркивающая теплоту отношения автора, прощающегося с летом. «Короче день»: собственно, уже в сентябре такое утверждение становится справедливым. Сень (устаревшее слово) – тень, покров. Эпитет «таинственная» свидетельствует об отношении автора к природе. В нем реализм сочетается с поэтизацией. Повествование наделено автобиографическими чертами, А. Пушкин рисует картины своей жизни на Псковщине. «С печальным шумом»: падение листвы, сухих сучьев под порывами ветра. Увядание природы навевает на поэта грусть. «Сень обнажалась»: вновь метафора. «Ложился туман»: инверсия, олицетворение. «На поля»: после большого перерыва, связанного с городским образом жизни, поэт имел возможность наблюдать все стадии крестьянского труда на полях. «Туман»: действительно, в осеннюю поры туманы становятся постоянными спутниками дней, несут с собой ощущение холода, молчания. Отлет гусей происходит приблизительно в начале октября. В этот период разрешена на них охота. Летят они как раз теми краями, где жил поэт. Всегда с криками, с ночевками на воде. Впрочем, увидеть их может не всякий. Дело в том, что дикие гуси улетают на юг куда более скрытными маршрутами, чем когда возвращаются с него. «Караван»: сравнение с восточным колоритом. Караван также обычно проделывает долгий и трудный путь. В этом месте – своеобразный анжамбеман «…к югу: приближалась». Наконец, следует энергичное оценочное суждение «скучная пора», а финал подводит черту: стоял ноябрь (это еще и олицетворение с инверсией).

«Уж небо осенью дышало» А. Пушкина – лирическое авторское отступление из «Евгения Онегина», вошедшее как самостоятельное произведение в курс школьной программы для начальных классов.

Стихотворение «Опрятней модного паркета…» А. С. Пушкин стр. 87

С модным паркетом.

Такое сравнение даёт представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.

Ещё у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.

Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.

Ведь в полной мере даёт представление той самой картины на реке.

2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

Описание мальчиков говорит о том, что они были весёлыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.

И это не удивительно.

Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.

Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».

Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.

3. Каким изображён первый снег? Как он назван?

Он мимолётный, лёгкий и весёлый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.

Автор говорит о снеге, как о звёздах.

Это потому, что форма снежинок напоминает звёздочки.

4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».

Первый фрагмент («В тот год осенняя погода…») – «Поздняя зима», «В окне», «Январь», «Настоящая зима», «Приход зимы».

Второй фрагмент («Опрятней модного паркета…») – «Река во льду», «Лёд», «На реке», «Каток на реке», «Ледяной паркет».

«Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86

Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжёлые тучи.

Второе выражение говорит, что листья с деревьев начали опадать.

Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.

Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим тёплым денькам с зелёными пейзажами.

Третье выражение даёт понимание того, что птицы начали отлетать в тёплые края.

Свой полёт они сопровождают криками.

Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.

Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.

С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.

Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.

Кажется, что автор безразличен к осени.

Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.

Стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкин стр. 91

Произведения совсем разные.

В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесённый настрой.

Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.

Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.

Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.

Поэт даёт понять, что на сердце невесело.

И только дружеское общение может исправить ситуацию.

3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?

Обращение Пушкина направлено к няне.

Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.

И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует её образ.

В письмах поэт называет няню «мамушка» — настолько их отношения был трепетными.

Известно, что родилась няня в крепостной семье.

На самом деле звали её Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.

Замуж она вышла в 23 года и было у неё четыре ребёнка.

Когда её муж ушёл из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала её племянника.

Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.

А затем её воспитанником стал он сам.

Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.

Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила её вместе с ним.

Она и поддерживала, и вдохновляла.

Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.

Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.

Последний раз няня и её любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.

Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.

Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.

Из-за этого вскоре скончалась.

К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.

Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано тёплыми чувствами, такими как нежность и любовь.

И это не удивительно.

Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.

Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.

Произведение отображает тревожное настроение, скуку, уныние.

Рифмы:

Кроет – завоет,

крутя – дитя,

обветшалой – запоздалый,

зашумит – постучит.

Такие слова ещё раз подчёркивают, что настрой поэта в этот период был погасшим.

Ведь среди них нет весёлых, задорных либо поднесённых слов.

Главная мысль

Автор хотел сказать, что смена времен года — это прекрасное явление. Пускай опадают листья у деревьев, становится меньше тепла, птицы улетают на юг, но все же осень по-своему красива. Главная мысль произведения — любить природу несмотря на то, какое время года приближается.

«Уж небо осенью дышало» — олицетворение пейзажей русских красот. Это стихотворение представляет собой пейзажную лирику поэта. Природа преподнесена удивительной картиной. Эпиграф или цитата, олицетворяющая главную мысль произведения: «Приближалась довольно скучная пора. Стоял ноябрь уж у двора».

Отличную иллюстрацию к стихотворению нарисовал Геннадий Целищев. На ней изображен лес с еще зелеными и уже «обнажившимися» деревьями.

Описание и размер стиха

Произведение создавалось в период октября 1824 г. и января 1825 г. На тот момент поэту было 26 лет и проживал он в имении Михайловское. История создания стихотворения следующая: наступала осень и автор, наблюдая за природой, созерцал ее изменения. Стих не является отдельным произведением, а представляет собой отрывок панорамы русских красот.

Он — это часть строфы 4-й главы романа «Евгений Онегин». Первые две строчки находились в 24-й строфе.

Позже автор изменил свое решение. А. С. перенес эту часть в сороковую строфу. Удивительным является то, что уже начав читать стих, читатель понимает, насколько разносторонние художественные приемы использовались.

В число средств выразительности входят:

  • анафора;
  • эпитет;
  • метафор.

Использование анафоры

Автор попытался передать свои ощущения при просмотре природы в осенний период. Особенно его удручало лето, то, как жара медленно спадала, и на смену ей приходила прохлада.

Для передачи этого ощущения Пушкин применил анафору. Также первые строки показывают любовь к родному месту.

Небесное светило автор называет ласковым словом «солнышко». Воодушевление также затронуло небо. Обычно небеса представляют собой некую декорацию или служат сравнением смены настроения. У Пушкина же небо выступает действующим лицом.

Применение эпитетов

В произведении также используются эпитеты. Эти художественные приемы автор применяет для того, чтобы раскрыть тему произведения и как можно более точно изобразить различные явления природы. В итоге читатель легко представляет себе вещи, о которых говорится в стихотворении. Например, строчка «лесов таинственная сень».

Фраза является эффектным эпитетом и после ее прочтения сразу становится понятно, о чем говорил автор. Читатель видит перед собой непроходимую лесную чащу, которая редеет с каждым днем. Под «печальным шумом» автор рассказывает о некоем шелесте, который издают ветви деревьев во время потери листьев.

Пример метафоры в тексте

В стихотворении с помощью метафоры описывается стая птиц. В тексте это фраза «Гусей крикливых караван тянулся к югу…». Подобное выражение используется по отношению к вьючным животным. Неожиданно автор решил применить его к гусям. «Караван» происходит от слова «слон», «верблюд» и используется для их описания. Также караваны обычно проделывают долгий путь.

Пушкин же использовал фразу как метафору, чтобы подчеркнуть, что откормившиеся за лето птицы медленно летят одна за одной, «растилаясь» по небу длинной цепочкой. В качестве отдельного героя также выступает месяц осени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 1-2 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: