Сюжет
Однажды Лиса увидела Тетерева, который сидел на дереве, и подошла к нему поздороваться. Она ласково называла его своим дружочком и хвалила его голосочек. Тетерев поблагодарил, но хитрая Лиса сделала вид, что ничего не услышала. Она попросила Тетерева опуститься на землю, погулять на травке да пообщаться с ней нормально: с дерева ей ничего не было слышно.
Тетерев признался, что боится опускаться на землю. Все птицы знают, как это для них опасно: на земле они могут стать лёгкой добычей разных хищников. Лиса притворно удивилась: неужто дружок её так сильно испугался? Тетерев ответил, что опасается если не её, так других зверей.
Коварная Лиса сказала, что недавно был объявлен указ, чтобы звери не обижали друг друга и между ними царили мир и полное согласие. Тетерев согласился с тем, что это очень хороший указ. Вдалеке он увидел бегущих собак, но теперь Лисе нечего их бояться: все звери живут в мире. Однако Лисица, услышав про собак, навострила уши и собралась убегать. Тетерев напомнил ей про указ, но плутовка сказал, что собаки, скорее всего, ничего о нём не слышали, и проворно убежала.
Характеристика главных героев
Для лучшего понимания смысла следует мысленно представить и охарактеризовать двух главных персонажей:
- Хитрая Лиса — краткое содержание сказки не может передать полностью весь образ героини, но это не мешает мысленно представить рыжую плутовку. Она хитрая и изворотливая. Пытается любыми способами добиться своей цели. Так как зверь она небольшой, ум — её главное оружие. Она врёт, хитрит и подкупает ложной лаской и комплементами. Однако её трусость часто мешает Лисе добиваться своего. При первой опасности она предпочитает спасаться бегством, но даже тогда не перестаёт говорить неправду.
- Тетерев — умная птица, которая олицетворяет собой образ рассудительности и логики. При помощи этих двух качеств и совершенно не прибегая ко лжи, Тетерев смог перехитрить лисицу и обратить её враньё против неё же. Он не грубит, не хвалится тем, что разгадал замысел рыжей плутовки, даже подыгрывает ей. Яркий пример превосходства ума над хитростью и ложью.
Пересказ по плану
Чтобы лучше понять смысл сюжета, следует составить план по краткому содержанию «Лиса и Тетерев» и пересказать текст своими словами:
Встреча Лисы и Тетерева.
Разговор зверей.
Ложь лисицы про новый указ.
Осторожность Тетерева.
Страх Лисы.
По сценарию, Лиса, бежав по своим делам, случайно увидела Тетерева на дереве и захотела им полакомиться. Но птица сидела высоко, поэтому её было не достать. Тогда рыжая хитрюга задумала выманить Тетерева на землю, сказав, что она его не тронет.
Но Тетерев был умён. Он не хотел прямо говорить Лисе, что боится её, поэтому решил объяснить свой отказ страхом перед другими опасными животными.
Однако рыжая плутовка не сдавалась. Она рассказала, что по новому указу все животные теперь друзья и не трогают друг друга. Предложила птице прогуляться с ней по земле для совместной беседы. Но Лиса не ожидала, что обман может обернуться против неё. Умный Тетерев сказал, что слышит вдалеке собачий лай, однако раз теперь все животные — друзья, лисице собак опасаться нечего, они её не тронут.
21 Популярные сказки для детей, чтобы рассказать
Это сказка для детей? Сказки для детей — это магия, фантазия, доброта и человечность. Вы можете выбрать способ сказок или любой другой способ, который, по вашему мнению, уместно провести ваших детей через фантастический мир, а также научить некоторым добродетелям. вам 21 интересная сказка для детей. Этими короткими сказками для детей можно наслаждаться во время их игр, отдыха или когда пора спать.
1. Маленькая девочка и зимние вихри:
В один год злая зимняя ведьма решает, что у земли может быть только один сезон, и не дает весне наступить. Земля покрыта сильным снегопадом, а солнце скрыто за черными облаками.
Люди из крошечной деревни в горах Болгарии просыпаются, чтобы увидеть, как их дома покрыты снегом до самой крыши. Они роют туннели, чтобы добраться до своих соседей и обсуждают любые возможные решения этой проблемы.Они решают попросить помощи у Деда Мороза, который жил на ледяной вершине гор.
Старик среди жителей деревни говорит, что он может пойти, но боится, что сможет сделать это вовремя. Его внучка просит его не беспокоиться и предлагает идти сама. Сельские жители обескураживают ее, поскольку они обеспокоены тем, что маленькая девочка слишком хрупкая, чтобы взбираться на сложные ледяные горные вершины.
«Я не боюсь», маленькая девочка говорит: «Мои ноги сильны, и я так горный козел.
Дети из деревни одевают свою молодую девушку в теплую одежду, и она отправляется в трудное путешествие.Метели, вихри и зимняя ведьма бросают несколько испытаний маленькой девочке и угрожают убить ее. Но маленькие мыши, белки и кролики приходят ей на помощь и помогают маленькой девочке добраться до Деда Мороза.
В своем дворце Дед Мороз мирно спит, и маленькая девочка будит его, чтобы объяснить ситуацию. Дед Мороз дует в свисток и появляется хрустальный шар; в шаре он видит все, что произошло вокруг него. Он наказывает злую ведьму и приводит все в норму.Они женятся друг на друге, и после свадьбы она получает пару крыльев. Она начинает летать со своим мужем от одного цветка к другому.
3. Золушка
Золушка — красивая и добросердечная девушка, чей мир переворачивается с ног на голову после смерти ее любимой матери. Ее отец женится на злой леди. Мачеха и сводные сестры жестоки по отношению к Золушке и относятся к ней как к горничной в доме.В то время как сводные сестры ходят на бал, одетые в модные платья, мачеха говорит Золушке оставаться дома и выполнять домашние дела. обувь. Но фея говорит ей, что она должна вернуться к 12, после чего магия исчезнет.
Принц и Золушка танцуют вместе всю ночь, но когда часы бьют 12, она покидает вечеринку в соответствии с инструкциями феи.Ее стеклянная туфелька соскользнула с ноги и была подхвачена принцем. В следующий день принц отправляется на поиски девушки, ноги которой идеально вписались бы в хрустальные туфли. Он не подходит ни одной ноге девушки, кроме Золушки. Принц женится на Золушке, и они живут долго и счастливо
4. Rapunzel
A беременная, больная женщина жаждет фруктов по имени Rapunzel, которые она видит в саду ведьмы. Ее муж переживает за свою больную жену и крадет фрукты из сада ведьмы.Старшие дочери просят драгоценности и драгоценные камни, но младшая дочь Белль просит его благополучного возвращения. Когда ее отец настаивает, Белль просит розу.
Когда отец возвращается, он останавливается у сада, чтобы срезать цветок розы, но уродливый зверь замечает торговца и наказывает его. Когда Белль узнает о звере, она отправляется спасать своего отца. Зверь говорит, что он освободит ее отца, только если она придет, чтобы остаться с ним во дворце.
Белл соглашается и присоединяется к животному в его дворце.
Ответы к стр. 46 — 47
самоотверженный, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый, любопытный, умный, злой.
Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.
«Маленький утёнок Алёша», «смелый Алёша», Алёша не испугался», «храбрый Алёша». Алёша внешне был обычным «маленьким утёнком», но по характеру это был удивительный утёнок: «смелый, храбрый», бесстрашный, отважный, бросившийся защищать один боязливых утят.
- Представь себе, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа?
- Взрослый мальчуган обижает маленьких: отбирает каждый раз у них конфеты.
- Как только дети начинают играть, прибегает страшная злая собака.
- Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в тексте произведения.
Один за всех и все за одного
Каждое утро ребята собирались около школы и шли играть на школьный стадион. Когда они расходились, кто на турник, кто на беговую дорожку, кто на футбольное поле, из школы выходил хулиган-прогульщик. Он подходил по очереди к каждому мальчику и отбирал конфеты и другие сладости. Ребятам это надоело, и они решили больше не ходить на стадион.
Об этом узнал мальчик Алёша и, собрав ребят во дворе, попросил всех взять побольше конфет и прийти утром к школе. Он сказал, что проучит хулигана.
Утром хулиган опять прогуливал уроки и вышел из школы. На пороге его встретили ребята с конфетами в руках и стали громко кричать: «Ешь! Ешь! Ешь конфеты!» Из окна выглянула учительница и строго посмотрела на прогульщика. Хулиган испугался и хотел убежать, но ребята обступили его со всех сторон и протягивали конфеты. Перепуганный прогульщик засовывал конфеты в рот и глотал их не разжёвывая.
Злая собака
Каждое утро дети выходили во двор и играли в песочнице. А из подъезда напротив выходил высокий дяденька выгуливать свою собаку. Она бегала без намордника и поводка, останавливаясь около песочницы и громко лая. Этим она пугала ребят, особенно девчонок.
Однажды утром Алёша вышел во двор с новой лопаткой — это был тяжёлый садовый совок с удобной ручкой и широким ковшиком. Работа у него спорилась и скоро в песочнице вырос новый красивый замок. Ребята собрались вокруг и любовались замком, когда около песочницы появилась собака. Алёша первым увидел её и понял, что его замок сейчас растопчут. Схватив совок, он подбежал к собаке, которая уже хотела залаять на ребят. Вдруг Алёша ударил её по носу совком. От неожиданности она заскулила и убежала прочь.
С тех пор она не приближалась к песочнице. А смелый Алёша стал самым известным строителем замков во дворе.
Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено. Составь план.
Рисунок 1:
- Дети собрались вместе.
- Хулиган отбирал конфеты.
- План Алёши.
- Ребята проучили хулигана.
Рисунок 2:
- Дети собрались в песочнице.
- Злая собака.
- Приход Алёши.
- Алёша проучил собаку.
Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор хулиган ни у кого не отнимал конфеты.А мальчик Алёша стал ходить на стадион вместе с ребятами.
С тех пор собака не приближалась к песочнице.
А мальчик Алёша стал самым известным строителем во дворе.
Читать Житков Б. С. «Храбрый утёнок»
Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.
Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Задания 6—7 на с. 38.
III. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку.
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.
— Прочитайте скороговорку, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте ее с «ворчащей» интонацией (еще: вопросительно, утвердительно, весело, грустно).
— А сейчас — выразительно. Затем скороговоркой.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, а кто такой тетерев?
Тетерев — крупная птица отряда куриных. Тетерка — самка тетерева.
— Как называется сказка, которую мы будем читать на уроке?
— Кто ее автор?
— Какие сказки бывают? (Примерный ответ. Волшебные — в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных — в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые — в них описана жизнь простых людей.)
— Чем сказка отличается от других произведений? (Она обязательно чему-то учит, заключает в себе мудрую мысль.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Как вы думаете, о чем будет эта сказка?
— Как описана лиса в сказках? (Она хитрая, умная, ловкая, обманщица и т. д.)
— Прочитаем сказку и узнаем, правы ли мы в своих предположениях.
V. Работа по теме урока
(Учитель читает сказку. Затем проводится словарная работа.)
Проведать — навестить.
Нынче — сегодня.
Навострила уши — насторожилась.
Указ — постановление.
— Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»?
VI. Физкультминутка
(Дети выполняют наклоны в стороны, имитируя качание маятника.)
Часы
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоны головы к одному и другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивание влево-вправо.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе.
Наклоны головы к одному и другому плечу.)
Тик-так, тик-так.
VII. Закрепление изученного
— Прочитайте пословицу на с. 40 и объясните ее смысл.
— Выполните задания 1—5 нас. 41.
— Подготовимся к чтению по ролям:
• подумайте, каким голосом надо читать слова лисы и тетерева;
• определите основные мысли, которые надо выделить голосом.
— Разыграйте диалог лисы и тетерева, как в театре. (Чтение по ролям.)
VIII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
IX. Подведение итогов урока
— Какую сказку мы изучали на уроке?
— Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная?
— К какому виду относится эта сказка?
— Чему учит нас эта сказка?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
Энциклопедия сказочных героев: «Лиса и тетерев»
Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Жанр: народная сказка о животных
Главные герои сказки «Лиса и тетерев» и их характеристика
- Тетерев, птица умная и осторожная, сидит себе на дереве, да Лису слушает.
- Лиса, хитрая и коварная, пытается обмануть Тетерева, но сама попадается на свою удочку.
План пересказа сказки «Лиса и тетерев»
- Тетерев на дереве
- Хитрость Лисы
- Тетерев осторожничает
- Указ о мире
- Собаки
- Лиса убегает.
Кратчайшее содержание сказки «Лиса и тетерев» для читательского дневника в 5 предложений:
- Лиса видит Тетерева на дереве.
- Она просит Тетерева спуститься, но тот отказывается
- Лиса рассказывает про указ о мире
- Тетерев сообщает про собачий лай
- Лиса убегает, намекнув, что собаки могли не знать про указ.
Главная мысль сказки «Лиса и тетерев»
Чему учит сказка «Лиса и тетерев»Эта сказка учит не слушать хитростей тех, кому изначально нет доверия. А также тому, что обхитрить можно любого, даже самого хитреца.
Пословицы к сказке «Лиса и тетерев»Доверяй, но проверяй.На всякого хитреца найдется свой хитрец.Хитри, да хвост береги.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и тетерев»
Рисунки и иллюстрации к сказке «Лиса и тетерев»
Читательский дневник по русской народной сказке «Лиса и тетерев»
Название: «Лиса и тетерев»
Число страниц: 1
Жанр: сказка
Главные герои: Лиса, Тетерев.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Лиса — коварная и глупая.
Хотела обмануть птицу, но сама попалась на уловку.
Тетерев — умная и смышлёная птица.
Проучил рыжую плутовку.
Краткое содержание сказки «Лиса и Тетерев»
Лиса подошла к Тетереву, который сидел на дереве.
Она начала просить его спуститься на землю, потому что плохо слышит.
На слова умной птицы, что на земле опасно, Лисица сказала, что вышел указ о мире среди зверей.
Но когда Тетерев предупредил о приближении собак, плутовка быстро убежала.
Основная мысль произведения «Лиса и тетерев»
Главная мысль сказки в том, что нужно быть аккуратными с хитрецами, не доверять их словам.
Основная идея произведения в том, что осторожность никогда не повредит. Произведение учит быть внимательным, осторожным, бдительным и предусмотрительным
Произведение учит быть внимательным, осторожным, бдительным и предусмотрительным.
Учит не поддаваться на лесть.
Краткий отзыв по сказке «Лиса и тетерев» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди льстят, всегда преследуя свои корыстные интересы.
И слушать таких людей нельзя.
Как не стал слушать обманные речи умный и недоверчивый тетерев.
Это интересная и поучительная история.
Она учит быть бдительными и осторожными.
Мне понравился хитрый тетерев, который одним только намёком вывел на чистую воду рыжую обманщицу.
Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что доверять сладким речам опасно.
Лучше прослыть недоверчивым, чем что-то потерять.
Пословицы к произведению:
Бдительность сестра уму.
Доверяй, но проверяй.
Всю хитрость не изучишь, а себя измучишь.
Лиса семерых волков проведёт.
Осторожность головной боли не причиняет.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «У страха глаза велики»
- «Петушок и бобовое зёрнышко»
- «Лиса и Журавль»
- «Каша из топора»
- «Гуси-лебеди»
- «Колобок»
- «Курочка Ряба»
- «Лиса, заяц и петух»
- «Теремок»
- «Три медведя»
- «Волк и семеро козлят»
- «Рукавичка»
- «Репка»
- «Кот, петух и лиса»
- «Иванушка-дурачок»
Лиса и тетерев
1. Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, притворно, грубо? Найди этот эпизод в тексте.
Дружелюбно «Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек».
2. Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
Когда она пыталась обманом заставить его спуститься вниз. Она сказала, что официально издан указ, в котором им нельзя вредить друг другу.
3. Поддался ли тетерев на ласковые слова лисы?
Нет, он остался сидеть на месте.
4. Найди слова, которые показывают, как с помощью своей находчивости тетерев перехитрил лису.
Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
5. Каким оказался тетерев? Выбери ответ: находчивым, умным, слабым, весёлым.
Тетерев оказался находчивым и умным.
Лиса и журавль
1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлем? Что ты посоветуешь героям сказки?
Сказка начинается очень дружелюбно со фразы «Лиса и журавль подружились». В такую дружбу сразу было сложно поверить, хотя в сказке возможно всё. Развитие событий показало, что действительно два разных зверя не могут дружить между собой. Лиса была жадной и не хотела становиться нормальным другом. Первое столкновение произошло, когда лиса пригласила журавля в гости и размазала манную кашу по тарелке. Журавль захотел отомстить и налил угощение для лисы в кувшин с длинным узким горлышком.
Если бы лиса и журавль проявили бы друг к другу уважение, то вполне могли бы и подружиться.
2. Подходит ли к этой сказке пословица «За добро добром и платят»? Объясни свой ответ.
Да, пословица подходит к этой сказке, потому что журавль решил отплатить лисе таким же поступком, не дав нормально пообедать.
3. Можно ли назвать друзьями лису и журавля? Запиши ответ в «Рабочую тетрадь».
Друзьями лису и журавля назвать нельзя, потому что друзья так не поступают.
4. Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется, так и откликнется» подходит по смыслу к содержанию сказки?
«Как аукнется, так и откликнется» прекрасно подходит сказке и ее можно назвать главной мыслью. Надо помнить, что с тобой поступят так же, как поступаешь ты сам. Если плохо относиться к кому-либо, в ответ этот человек будет тоже плохо к тебе относиться.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: ГДЗ по литературному чтению 2 класс. Климанова, 1 часть (Ответы на вопросы)
Краткий разбор
История создания сказки доподлинно неизвестна, так как авторство принадлежит народу. Но не будет ошибкой, если в качестве автора указан всемирно известный писатель — Лев Толстой. Именно в его обработке и кратком содержании сказка «Лиса и Тетерев» полюбилась юным ценителям литературы.
В пересказе писателя, народная версия этой сказочной истории превратилась в полноценное произведение. Оно было опубликовано во множестве детских книжек и сборников с иллюстрациями и рисунками разных художников. Охарактеризовать рассказ или дать ему упрощённый анализ можно следующим образом:
- автор — народ (в пересказе Льва Толстова);
- жанр — сказка;
- название — «Лиса и Тетерев»;
- страницы — 1;
- герои — лесные животные.