Обсудите с другом, почему именно берёза является символом России.
Есть несколько причин того, что берёза – символ нашей любимой России.
Многие считают, что символом это дерево сделали именно поэты и живописцы, в особенности Сергей Есенин, который очень любил и воспевал берёзу.
Но есть и опровержения этого мнения.
Несомненно, культурные деятели сделали немало для прославления прекрасной берёзы, но символом она стала гораздо раньше.
Берёза является одним из самых распространённых деревьев в России.
Насчитывается более сотни видов этого дерева.
Славянские народы веками использовали дерево для строительства различных зданий и изготовления бытовых предметов.
Востребованными были как древесина, так и берест, кора, берёзовый сок.
Последний используется в медицине и имеет невероятный вкус.
Наши предки активно использовали лучину берёзы, ведь прекрасно знали, что она создаёт больше всего света и тепла.
К тому же, горит намного дольше других, не создавая копоти.
Берёзовые дрова лидеры по силе своего жара и дают ровное пламя.
Даже если берёза сыровата, пламя ничуть не «стреляет».
Ещё одно применение берёзы – веник для бани.
Слово «берёза» походит от «обережа», а уже оно от «оберег».
Поэтому берёза считалась берегиней человеческого духа.
Она всегда была символом юности, чистоты, красоты и возрождения.
В образ берёз славяне закладывали то, к чему стремились.
Поэтому она и мила всем поистине русским сердцам.
Ход урока
Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока : » Фольклор — народная мудрость».
Прибаутки, считалки, дразнилки — это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk — народ, lore — учение. Вместе эти слова — «фольклор» — переводятся как «народная мудрость». Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.
Музыкальный фольклор — это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа», — писал в свое время А. Н. Серов.
Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод —
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки —
Были праздником души.
У: Чем же занималась молодежь на посиделках?
Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.
У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: «Здравствуйте, красные девушки!» В ответ раздавалось: «Здравствуйте, молодцы хорошие!» (Разыгрываем приветствие).
Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы
(Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе
Можно начинать наши посиделки.
У:
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
У: Молодежь очень любила играть в игры — лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали «веревочку».
Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)
Я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Золотые ворота»
А я предлагаю вам игру на внимание. Вы услышите разные мелодии, попробуйте исполнять под них движения
(Пляска — танцуют вприсядку. Хоровод — кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш — маршируют. Колыбельная — садятся на стулья).
У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?
Д: Пляска, хоровод и колыбельная.
У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? — (Ответы детей).
У. Ребята давайте выучим считалочку:
Аты-баты
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар,
Аты-баты
Что купили?
Аты-баты
Самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
А теперь представьте себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.
Каким голосом и с какой интонацией они будут говорить?
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!
Одна группа детей украшает мелодию «Ах вы сени мои сени» звучанием шумовых инструментов.
Вторая группа — выполняет танцевальные движения под музыку.
Вот замолкли инструменты.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.
Понравились вам наши посиделки?
Что интересного узнали на уроке? —
Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?
У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки — это жанры русского фольклора. А фольклор — это народное творчество. Фольклор — это мудрость народа.
Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.
У: Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.
Презентация по чтению Русские народные песни . 2 кл. «Школа России»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ русские народные песни.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Презентацию составила Вурдова Елена Александровна учитель начальных классов МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» пгт.Усогорск Республики Коми
Баю, кукла, баю-бай. Завтра в школу маме. Ты сегодня не играй, Спи, не будь упрямой. Спи, хорошая, усни – Сон придёт весёлый, Куклы – малые они И не ходят в школу.
Расшифруйте тему урока Русские народные песни рfуiссlкwqиzdеvnнjаgрsоfдuнfdыswеyvпdеsсfнrиz
В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие.
На земном шаре народов ещё больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть своё устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы уже знакомы и ещё будете знакомиться. Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями.
Как вы думаете, о чём пели наши предки? Что для них было самым важным? Урожай, погода, природа. А.Н.Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размер- енную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связан- ным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.»
Какие погодные явления влияли на урожай?
ЗАКЛИЧКИ От слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться». Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. По поверьям, 22 марта, в день весеннего равноденствия прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну; и люди отмечают Сороки или Заклички весны. На Сороку «окликали весну», пели песни, пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков).
ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные — идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять).
Истоки колыбельной песни восходят к глубокой древности, по своей природе они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.
Выберите и продолжите любое предложение. На сегодняшнем уроке я узнал(а) … На этом уроке я похвалил(а) бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня сумел(а) …
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-053048
Похожие материалы
Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?
Небылица – это один из жанров устного народного творчества.
Может быть, как в прозаическом, так и стихотворном виде.
Как правило, имеет небольшой объём.
В её основе — события, которых на самом деле не было и даже не может быть.
Поэтому и название этого жанра походит от слова «небыль».
Написана в шуточной форме и направлена развивать логику и фантазию ребёнка.
На различных интернет-ресурсах я нашёл интересную мне информацию о небылицах, которую раньше не знал.
Один из исследователей выделил интересный факт о небылицах – чтоб достичь юмористического эффекта, авторы могли просто менять порядок слов.
Например, вместо «мальчик смотрит телевизор», говорится: «телевизор смотрит мальчика».
А также есть мнения, что небылицы являются своеобразными пародирующими произведениями на волшебные сказки.
Но в этом жанре сказочные события характеризуются абсурдом и бессмыслицей.
Ещё я узнал, что каждые 2 года одна из международных организаций проводит конкурс по ораторскому искусству.
Одним из этапов является рассказ небылицы.
На это участникам выделяется 2–3 минуты, затем жюри оценивают их.
В XX веке стало популярно изображать небылицы на почтовых открытках.
Многие известные писатели также включают небылицы в свои произведения.
Литературное чтение 2 класс. Презентация на тему » Русские народные песни»
Устное народное творчество РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Презентацию выполнила учитель начальных классов
МАОУ « Школа № 21» Г. о. Балашиха
Орлова Наталия Александровна
Баю, кукла, баю-бай.
Завтра в школу маме.
Ты сегодня не играй,
Спи, не будь упрямой.
Спи, хорошая, усни –
Сон придёт весёлый,
Куклы – малые они
И не ходят в школу.
В нашей стране проживают люди разных национальностей: русские, татары, армяне, азербайджанцы и многие другие .
На земном шаре народов ещё больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть своё устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы уже знакомы и ещё будете знакомиться .
Ты, рябинушка, раскудрявая… Ты когда взошла. Когда выросла?
Берёза, моя, берёзонька,
Берёзонька моя белая,
Берёза кудрявая!
А.Н.Толстой
«Русская обрядовая поэзия становила и укрепляла нравственный облик народа , была его исторической памятью, праздничными одеждами его
души и наполняла глубоким
содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.»
Изделия из хохломы
Дымковская игрушка
О чём пели наши предки?
Солнышко –вёдрышко,
Прогляни, посвети
На веточку зелёную,
На яблоньку высокую, На грушицу кудрявую, Берёзку кучерявую!
Изделия из берёзы
От слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться». Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам .
ЗАКЛИЧКИ
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!
ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные — идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять).
Рефлексия
Сегодня на уроке
Я узнал …
Я научился …
Я затруднялся…
Моё настроение…
Урок 2 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ | Поурочные планы по литературному чтению 2 класс
Урок 2 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество. Жанры»; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
Учитель сообщает детям, что первый урок чтения будет посвящен устному народному творчеству русского народа.
2. Актуализация опорных знаний.
1) На доске записана тема: «Устное народное творчество».
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста
Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы
2) Далее учитель должен показать учащимся многообразие и разносторонность русского фольклора. (Можно спросить у детей, с какими жанрами устного народного творчества они знакомы.) Это и песни, и потешки, и пестушки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
3. Работа над русскими народными песнями.
1) Беседа о русских народных песнях.
– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Желательно предложить детям прослушать музыкальную запись русской народной песни.)
2) Далее учитель читает детям песню «Береза моя, березонька».
– Как относится народ к березе?
– Какие слова подтверждают любовь к березе?
– С какой интонацией нужно читать эту песню?
3) Самостоятельное чтение учащимися песни «Ты, рябинушка, раскудрявая» (в парах). Сравнение с песней «Береза, моя, березонька».
4) Затем учитель сообщает о том, что с песнями люди обращались и к солнцу, и к дождю, и к ветру.
– Для чего они это делали, попробуйте догадаться сами.
5) Беседа о колыбельных песнях.
– Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Такие песни называются … (колыбельными). Вспомните эти песни, напойте их. Как, с каким настроением, с какими чувствами надо их петь?
– Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 18–19).
IV. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одной русской народной песни (по выбору).