Сказка о рыбаке и рыбке стр. 36

Викторина с ответами. пушкин «сказка о рыбаке и рыбке», 2 класс

❺ ГДЗ (решебник) по литературному чтению 2 класс Ефросинина

На уроках литературного чтения во 2 классе продолжается развитие познавательных способностей и эмоциональной отзывчивости у младшеклассников. В этом возрасте необходимо формировать у детей нравственные представления о добре и зле, дружбе и предательстве, воспитывать интерес к литературе и культуре других народов мира. ГДЗ по литературному чтению 2 класс способствуют лучшему пониманию учащимися художественных произведений, содействуют формированию стойкого интереса к чтению книг, учат ориентироваться в книге и находить в ней необходимую информацию для расширения своего кругозора.

← Предыдущая

1

Следующая >

Какие темы поднимает

В сказочном сюжете Пушкин обращается к нравственным и социальным темам. Он описывает человеческие пороки и свойства характера, которые мешают человеку в жизни. Через сказку автор выводит читателя на размышления о жизненных ценностях.

Жадность и корысть

Жадность — порок, обличаемый во многих сказочных и литературных сюжетах. В сказке о «Рыбаке и рыбке» тема жадности — центральная. Повествуя о злоключениях героев, автор показывает, что жадность до добра не доводит.

Высокомерие и эгоизм

Пагубные стороны эгоизма и высокомерия также воплощены в образе старухи. Она прожила со своим мужем больше 30 лет, а, значит, это самый близкий для неё человек, но даже его она ни в грош не ставит, смотрит с высока, бранит и использует в своих целях. Золотая рыбка для неё не морская волшебница, а прислужница, исполняющая все её желания.

Слабохарактерность

Даже если человек добр и милосерден, но безволен, не способен проявить характер, он будет выглядеть жалким в глазах окружающих. Старик добрый и нежадный человек, но не может противостоять сварливой жене. Уступая зарвавшейся бабе, не пытаясь даже приструнить ее, он потакает пороку супруги, и в этом его вина.

Чувство меры

Свои желания нужно умерять, старуха оказывается безмерно жадна и эгоистична, старик выступает её антиподом, он чрезмерно услужлив и мягкотел. И то, и другое — одинаково плохо

Важно найти золотую середину. Человек должен уважать себя так же, как и окружающих, не позволять собой манипулировать, иметь стержень, но не переходить грань, не становиться высокомерным эгоистом, смотрящим на всех окружающих, как на слуг

Проблематика

В сказке отражены социальные проблемы, в частности — семейные. На примере старика и старухи показана нездоровая модель семьи: отношения супругов сложились не по правилам.

Мужчина по традиции и по справедливости должен быть главой семьи. Его долг не только быть защитником для жены, но и отвечать за ее поведение, удерживать от легкомысленных желаний и поступков, на которые толкает женщин повышенная эмоциональность. В сказке же мы видим мужчину-подкаблучника, который оказывается во власти женского своенравия и ничего не может поделать со скверным характером своей супруги. Он все терпит и исполняет её желания. В жизни такое нередко случается.

Также в сказке звучит проблема «черни». Старуха, которая «из грязи в князи», становится лишь непомерно кичливой, ни благородства, ни воспитания она не обрела. Слуги ничуть не лучше: раболепствуют, угодничают перед ней, богатой и наделенной властью, а над стариком издеваются и смеются. Пушкин изобразил знать и низшее сословие, объединенное невежеством, грубостью и подлостью. Автор не придавал значения сословной принадлежности, он хорошо знал, что такое светская чернь.

Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,

«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,

«Смилуйся, государыня рыбка»,

«Ей старик с поклоном отвечает»,

«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,

«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».

Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Старика старуха забранила»,

«Ещё пуще старуха бранится»,

«Дурачина ты, простофиля»,

«На чём свет стоит мужа ругает»,

«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,

«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,

«Ещё пуще старуха вздурила»,

«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

Рассмотри иллюстрации. Определи последовательность событий. Поставь нужные номера.

Иллюстрация №1 — Закинул рыбак в море невод

Иллюстрация № 2 — Разговор старика с Золотой Рыбкой

Иллюстрация № 3 — Старуха стала царицей

Иллюстрация № 4 — На море чёрная буря

Каких эпизодов не хватает? Запиши всё в нужном порядке.

1 эпизод — Жил старик со своею старухой;

2 эпизод — Старик поймал Золотую Рыбку;

3 эпизод Старик отпустил рыбку в синее море;

4 эпизод Старик рассказал старухе о рыбке;

5 эпизод Старуха просит новое корыто;

6 эпизод — Старуха просит новую избу;

7 эпизод Старуха просит быть столбовою дворянкой;

8 эпизод — Старуха требует стать вольною царицей;

9 эпизод Старуха требует стать владычицей морскою;

10 эпизод — Старуха с разбитым корытом.

Литературная игра викторина с ответами, 2 класс. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Игра I

Простые вопросы:

1) Назови сказку:

«Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит».    («Сказка о рыбаке и рыбке».)

2) Жил старик со своею старухой у какого моря: синего моря, Чёрного моря или Красного моря? (Синего моря.)

3) Как старик понимал рыбку? (Она голосом молвила человечьим.)

4) Что было на руках старухи — столбовой дворянки? («На руках золотые перстни».)

5) Старуха захотела стать владычицей морского, а где она собралась жить? (В океяне-море.)

Сложные вопросы:

1) Что поймал старик во второй раз? (Траву морскую.)

2) Что посулила рыбка старику, когда он её поймал? (Откуп.)

3) Какая труба была в новой избе старухи? (Кирпичная, белёная.)

4) Чем заедала старуха-царица заморские вина? (Пряником печатным.)

5) Сколько желаний исполнила рыбка? (4.)

Очень сложные вопросы:

1) Чем ловил старик рыбу? (Неводом.)

2) С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка».)

3) Где стояла старуха — столбовая дворянка, когда воротился старик ко старухе? («На крыльце стоит его старуха».)

4) Какие желания старухи исполнила рыбка? (Дала корыто, избу, сделала старуху столбовой дворянкой, вольною царицей.)

5) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого почернело синее море? (Просил у рыбки, чтобы его старуха стала вольною царицей.)

Суперигра. Продолжи фразу:

«А народ над стариком насмеялся:

“Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука…”».

(«Не садися не в свои сани».)

Варианты ответов:

1. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

2. Не садися не в свои сани.

3. Не всё коту масленица.

4. Лень и труд всё перетрут.

Игра II

Простые вопросы:

1) «Старик ловил неводом рыбу, старуха…» («Пряла свою пряжу».)

2) На какой раз старик поймал рыбку? (На третий.)

3) К кому обращены эти слова:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука — Не садися не в свои сани!»? (К старику.)

4) Какого цвета были сапожки у старухи — столбовой дворянки? (На ногах красные сапожки.)

5) Какое желание не исполнила рыбка? (Не сделала старуху владычицей морскою.)

Сложные вопросы:

1) Назовите первоначальное место жительство старика и старухи в сказке. (Землянка.)

2) Что случилось с корытом старухи, зачем ей понадобилось новое? (Старое корыто раскололось.)

3) Как называла в гневе старуха старика? (Дурачина, простофиля.)

4) Старуха не хотела быть чёрной крестьянкой, а хотела быть… (Столбовою дворянкой.)

5) Что ответила золотая рыбка на последнюю просьбу старика? (Ничего не сказала рыбка.)

Очень сложные вопросы:

1) Сколько времени старик со старухой прожили в землянке? (33 года — 30 лет и 3 года.)

2) Продолжи фразу:

«За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она …» («…пряником печатным».)

3) Какого ядовитого растения объелась старуха, по мнению старика? (Белены.)

4) Сколько прошло времени с момента, как старуха стала столбовою дворянкой и новым желанием стать царицей? (Две недели: «…вот неделя, другая проходит».)

5) Как старик называл золотую рыбку? («Государыня рыбка».)

Суперигра. Из чего была сшита душегрейка старухи, ставшей 

Варианты ответов:

1. Горностая.                        3. Соболя.

2. Белки.                               4. Чернобурки.

Игра III

Простые вопросы:

1) Назови злого, сварливого героя сказки. (Старуха.)

2) Какую рыбку поймал старик? Не простую, а…? (Золотую.)

3) Назовите первое желание старухи. (Новое корыто.)

4) Что держала стража на своих плечах, охраняя старуху-цари- цу? (Топорики.)

5) За что таскала старуха своих слуг, когда стала столбовою дворянкой? (За чупрун.)

Сложные вопросы:

6) Старуха прикрикнула на старика. И куда послала его служить? (На конюшню.)

7) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого море слегка разыгралось? (Новое корыто.)

3) «Не хочет она корыто, а хочет…», («..новую избу».)

4) Из какого дерева были тесовые ворота перед новой избой? (Из дуба. «Дубовые ворота».)

5) Какое желание не выполнила золотая рыбка? (Чтобы старуха стала владычицей морскою.)

Очень сложные вопросы:

1) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жили-были старик со старухой…».)

2) Что поймал старик в первый раз? (Тину.)

3) Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал? («Отпусти ты, старче, меня в море».)

4) Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так: «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка…». А что такое кичка? (В старину — головной убор замужних женщин, шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)

5) Какое украшение было на царице-старухе? (Жемчуг. «…Жемчуга огрузили шею».)

Суперигра. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря? (Шесть раз.)

Варианты ответов:

1. 3 раза.                     3. 5 раз.

2. 4 раза.                     4. 6 раз.

Место и время действия

Как и в народных сказках, в которых часто нет указания времени и места действия, (в тридевятом царстве, во времена оны), у А. С. Пушкина нет четкого обозначения, где и когда происходят события сказки. Но кое-что можно понять из контекста.

Старик со старухой живут у моря в небогатом селении, они являются «черными крестьянами». Старуха хочет стать столбовой, т.е. потомственной, дворянкой, чей титул передается по наследству. У нее появились крепостные слуги. Значит, события происходят в период существования крепостничества на Руси.

«Черными» или «черносошными» крестьянами, которыми были старик со старухой в начале повествования, называли вольных людей, относящихся к непривилегированному крестьянскому сословию. В отличие от крепостных, они не состояли в личной зависимости, крепостные же фактически были собственностью дворян-землевладельцев.

Крепостное право на Руси формировалось постепенно, ключевым моментом в окончательном закрепощении крестьян считается Соборное уложение 1649 года.

Выход к морю Россия получает лишь при Петре I в конце XVII – начале XVIII века, поэтому можно предположить, что дело происходит приблизительно в XVIII – начале XIX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 1-2 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: