Стр. 41. Сказка «Лиса и Тетерев»
6. Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева, как в театре:
1). Сначала подумайте, как надо прочитать слова лисы и тетерева (громко, тихо, льстиво, с насмешкой);2) Определите основные слова, которые надо выделить голосом.
Диалог:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.— Спасибо на добром слове.— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.— Или ты меня боишься?— Не тебя, так других зверей боюсь. Всякие звери бывают.—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.— Вот это хорошо, а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.— Куда ж ты? Ведь нынче указ, собаки не тронут.— А кто их знает! Может, они указ не слыхали.
Слова лисы нужно произносить льстиво, тихо, медленно, а слова тетерева — с небольшой насмешкой. Выделите голосом подчеркнутые слова.
7. Перескажи сказку от лица тетерева.
Я сидел на дереве, и вдруг увидел лису. Она сказала, что издали указ о мире по всей земле, и я могу спуститься на землю, никто меня не тронет. Я сразу понял хитрость лисы и ответил, что такой указ очень кстати, потому что сюда бегут собаки, а лисе теперь можно не бояться. Лиса сразу убежала. Не удалось ей меня обмануть.
Публикация «Тест по литературному чтению 2 класс по теме „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Литературное чтение
- Народная культура, фольклор
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Устное народное творчество
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
4) мышка-норушка
В2. Кто помог девочке из сказки «Гуси-лебеди»?
3) собака1) мышка
4) лягушка2) кошка
В3. Найди соответствия и соедини линией.
К. Чуковский Небывальщина
Д Хармс Путаница
В4. Загадка — это
1) придуманная история
2) предложение, содержащее поучительный смысл
3) небольшая песенка, предназначенная для распевания группой детей
4) иносказательное изображение предметов и их описание, которое предлагается разгадать.
С1. Какая из этих сказок не является народной?
1) «Два Мороза»
2) «Лиса и журавль»
3) «Петушок и бобовое зёрнышко»
4) «Сказка о рыбаке и рыбке»
С2. Определи основные приметы заклички:
1) обращение к силам природы;
2) использован прием олицетворения;
3) содержится поучительный смысл;
4) есть рифма.
С3. Найди соответствия и соедини линией.
пословица Семь пятниц на неделе
поговорка Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
загадка Летом серенький, зимой беленький.
Вариант 2
А1. Определи жанр произведения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди-ка ты!
3) колыбельная песня1) считалка
4) небылица2) загадка
А2. Найди пословицу о Родине.
1) Горька работа, да хлеб сладок.
2) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
3) Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
4 Друг в беде – настоящий друг.
А3. В какой сказке среди персонажей есть волк?
3) «Каша из топора»1) «Гуси-лебеди»
4) «Лиса и журавль»2) «Теремок»
В1. Найдите героя сказки «Петушок и бобовое зернышко».
3) волк1) лиса
4) медведь2) курочка
В2. Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»?
3) груша1) берёза
4) рябина2) яблоня
В3. Найди соответствия и соедини линией.
К. Чуковский Небывальщина
Д Хармс Путаница
Народ Веселый старичок
В4. Загадка — это
1) придуманная история
2) предложение, содержащее поучительный смысл
3) небольшая песенка, предназначенная для распевания группой детей
4) иносказательное изображение предметов и их описание, которое предлагается разгадать.
С1. Укажите сказку А. С. Пушкина.
1) «Каша из топора»
2) «Петушок и бобовое зернышко»
3) «Сказка о рыбаке и рыбке»
4) «Гуси-лебеди»
С2. Определи основные приметы заклички:
1) обращение к силам природы;
2) использован прием олицетворения;
3) содержится поучительный смысл;
4) есть рифма.
С3. Найди соответствия и соедини линией.
пословица Семь пятниц на неделе
поговорка Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
загадка Летом серенький, зимой беленький.
Тест по литературному чтению 2 класс на тему: «Русские писатели»
Фамилия, имя ______________________________________________________________
Тест № 2 по теме: «Русские писатели».
Вариант 1
-
Как звали няню А.СПушкина?
А) Арина Родионовна.
Б) Ирина Родионовна.
В) Алёна Родионовна.
-
Какие произведения не писал А.С.Пушкин?
А) сказки.
Б) стихи.
В) басни.
Г) поэмы.
-
Что такое кичка?
А) Женская тёплая кофта.
Б) пряник с отпечатанным рисунком.
В) старинный головной убор замужней женщины.
-
К какой басне И.А. Крылова подходит по смыслу пословица «Делу время – потехе час»?
А) «Лебедь, рак и щука».
Б) «Стрекоза и муравей».
В) «Ворона и лисица».
-
Какое произведение написал Л.Н.Толстой?
А) «Филипок»
Б) «Слон и Моська».
В) «Сказка о мёртвой царевне».
-
Какое качество характера высмеивает А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
А) Трусость.
Б) Лень.
В) Жадность.
-
Что такое басня?
А) Это выдуманная история со счастливым концом.
Б) Это короткие произведения, где вместо людей действуют звери, птицы.
В). Это короткие стишки, предназначенные для развлечения детей.
Фамилия, имя ______________________________________________________________
Тест № 2 по теме: «Русские писатели».
Вариант 2
-
Как звали няню А.СПушкина?
А) Арина Родионовна.
Б) Ольга Родионовна.
В) Аксинья Родионовна.
-
Какие произведения не писал А.С.Пушкин?
А) сказки.
Б) стихи.
В) басни.
Г) поэмы.
-
Что такое душегрейка?
А) Женская тёплая кофта.
Б) пряник с отпечатанным рисунком.
В) старинный головной убор замужней женщины.
-
К какой басне И.А. Крылова подходит по смыслу пословица «Дружно негрузно, а врозь хоть брось»?
А) «Лебедь, рак и щука».
Б) «Стрекоза и муравей».
В) «Ворона и лисица».
-
Какое произведение написал Л.Н.Толстой?
А) «Старый дед и внучек»
Б) «Слон и Моська».
В) «Сказка о мёртвой царевне».
-
Каким был мальчик Филипок из рассказа Л.Н.Толстого »?
А) Трусливым.
Б) Хитрым.
В) Любознательным.
-
Что такое басня?
А) Это выдуманная история со счастливым концом.
Б) Это короткие произведения, где вместо людей действуют звери, птицы.
В). Это короткие стишки, предназначенные для развлечения детей.
Ответы к стр. 13
Придумай рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
Однажды мама пришла с работы очень уставшая. На все просьбы своих детей поиграть с ним она отвечала, что ей еще нужно помыть посуду, прибрать в квартире и приготовить ужин, и ей некогда играть. Дети очень огорчились. Тут папа позвал их всех к себе в комнату. У него возникла грандиозная идея! И закипела работа. Пока мама умывалась, младшие ребятишки намочили тряпки и протерли везде пыль, вымыли пол. Старший вымыл посуду. Дочь прибрала на кухне и помогла папе готовить ужин. Когда мама надела свой фартук, все уже было сделано. Мама улыбнулась и обрадовалась. Теперь вся семья могла вместе поиграть! Где труд, там и радость!
Ответы к стр. 34 — 35. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
2. Расскажи сказку по рисункам. Озаглавь каждый эпизод.
Петушок подавился. (Курочка просила петушка не торопиться, но он не послушался и подавился зернышком.)Просьба курочки к хозяйке. (Курочка попросила маслица, чтобы помочь петушку, а хозяйка отправила ее к корове за молоком.)Просьба к корове. (Прибежала курочка к корове, рассказала о случившемся и попросила молока. Корова сказала, что ей нужна трава.)Просьба к хозяину. (Курочка прибежала к хозяину и попросила травы для коровы. Тот послал ее к кузнецу за косой.)Просьба к кузнецу. (Объяснила курица кузнецу ситуацию и попросила хорошую косу. И он выполнил просьбу курицы.)Спасение. (Принесла курочка хозяину косу, он накормил корову, корова дала молока, хозяйка сделала маслице и дала курочке. Курочка смазала его горлышко. Так спасен был петушок.)
Сказки стр. 29
1. Узнал ли ты сказки, которые изображены на рисунке? Расскажи одну из них.
«Гуси-лебеди», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Маша и Медведь».
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!Дедушка с бабушкой отвечают:— Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься. Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась. Пришла она в саму глушь, в саму чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь — дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..» А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем! Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого… Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!Машенька говорит:— Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:— Сяду на пенек,Съем пирожок! А Машенька из короба:— Вижу, вижу!Не садись на пенек,Не ешь пирожок!Неси бабушке,Неси дедушке!— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — все видит! Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:— Сяду на пенек,Съем пирожок!А Машенька из короба опять:— Вижу, вижу!Не садись на пенек,Не ешь пирожок!Неси бабушке,Неси дедушке!Удивился медведь:— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошел скорее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес. А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают. Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.— Что это в коробе? — говорит бабушка. А дедушка поднял крышку, смотрит — и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька. Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
2. Найди в библиотеке книгу со знакомыми сказками.
Запиши названия сказок в «Рабочую тетрадь».
«Репка», «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
Проверочная работа по разделу «Русские писатели», 2 класс « Школа России»
Проверочная работа по разделу «Русские писатели», 2 класс « Школа России»
-
Соедини стрелками автора с его произведением.
А.С.Пушкин
И.А.Крылов
Л.Н.Толстой
«Филипок»
«Старый дед и внучек»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Вот север, тучи нагоняя…»
«Стрекоза и муравей»
-
Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?
1) Л.Н. Толстой 3) А.С.Пушкин
2) И.А.Крылов 4) В.Д.Брюсов
3. Что такое басня?
1) рассказ, в котором герои — животные
2) стихотворение, в котором герои — животные
3) сказка, в которой герои разговаривают
4) короткий, чаще всего стихотворный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
4. Запиши фамилии русских писателей.
Александр Сергеевич ______________________
Лев Николаевич ______________________
Иван Андреевич ______________________
5. К какому произведению подходит пословица?
Делу – время, а потехе – час.
а) «Филипок» б) «Стрекоза и муравей» в) «Котёнок
6. Прочитай и определи, к какому жанру относится это произведение.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
а) рассказ б) сказка в) стихотворение г) басня
7. К какому произведению подходит пословица?
Учиться – всегда пригодится.
1) «Филипок» 3) «Стрекоза и Муравей»
2) «Сказка о рыбаке и рыбке» 4) «Лебедь, Рак и Щука»
8. Кто автор рассказа «Котёнок»?
1) А.С.Пушкин 3) В.Д.Берестов 2) И.А.Крылов 4) Л.Н. Толстой
9. Кто автор басни «Лебедь, рак и щука»?
1) Л.Н. Толстой 3) А.С.Пушкин 2) И.А.Крылов 4) В.Д.Брюсов
ЗАПИШИ АВТОРА И НАЗВАНИЕПРОИЗВЕДЕНИЯ:
-
Стал дед совсем стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, А давали ему обедать за печкой.
Автор _____________Название______________________________.
-
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и тоже хотел идти. Но мать его не пускала в школу.
Автор_______________________название_______________________.
-
Были брат и сестра – Вася и Катя; и была у них кошка. Весной кошка пропала. Дети её искали везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали над головой – что-то мяучит тонкими голосами.
Автор____________________Название________________________.
-
Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не идет
И выйдет из него не дело, только мука.
Автор_______________Название____________________________.
15. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный;
Все ходит по цепи кругом.
Автор______________________Название__________________________.
ВОССТАНОВИ ТЕКСТ:
-
Старик ловил рыбу, а старуха пряла свою _____________________.
-
Они жили в ветхой землянке тридцать лет и______________________.
-
Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно __________________________».
-
Не посмел я взять с неё откуп. Так пустил её в синее_______________.
-
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное ______________ »
-
Б) «Там чудеса: там леший бродит,
______________________ на ветвях сидит»
-
«Когда в товарищах ____________________ нет,
На лад их дело не пойдет»
23. «С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в _____________.»
24. «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую ______________.»
25. «Котят было _______.
26. Соотнеси название произведения и картинку.
« Котёнок» « Сказка о рыбаке и рыбке» « Старый дед и внук»
« Лебедь, рак и щука» «Филипок» Вступление «к поэме «Руслан и Людмила»
Олимпиада по литературе 2 класс, тесты с ответами
Во время изучения курса литературного чтения, учащиеся 2 класса узнают много нового. Они знакомятся с великими детскими писателями и их произведениями, которые читает уже не одно поколение. Чтобы ребята могли закрепить и обобщить изученный материал, для них проводятся олимпиады.
Готовиться к таким мероприятиям стоит ответственно и упорно.
У нас собраны задания олимпиады по литературе для 2 класса, которые можно использовать на уроках или во время самоподготовки с родителями. Примеры заданий, представленный на этой странице, составлены по аналогии с реальными олимпиадными заданиями.
Внизу страницы указаны правильные ответы.
1. Найди пословицу о труде:А) Близок локоть, да не укусишьБ) Всяк паучок знай свой уголокВ) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться
Г) Своя земля и в горсти мила.
2. В какой сказке один из персонажей — лиса?А) «Гуси — лебеди»Б) «Колобок»В) «У страха глаза велики»
Г) «Каша из топора»
3. Определи жанр произведения.Раз, два, три, четыре, пять,Будем в прятки мы играть.Звёзды, месяц, луг,цветы…Поводи пойди — ка ты!А) колыбельная песняБ) считалкаВ) загадка
Г) небылица
4. Что соответствует описанию осени?А) поспела в лесу земляникаБ) птицы собираются в стаи и улетают на югВ) на снегу видны следы зверей
Г) трава выросла высокая-высокая
5. Кто автор этих строк?Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на прудуСловно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звездуА) А. ПлещеевБ) Ф. ТютчевВ) С. Есенин
6. В библиотеке «Детский День». Сумчатый Крот читает вслух собравшимся зверятам. Он прочитал им следующую притчу:
Две сохи В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей.
Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:— Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.
— Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.
Г) Маленькое дело лучше большого безделья
7. Выбери, у какого произведения может быть такое начало?«В некотором царстве, в некотором государстве…»
А) РассказБ) СказкаВ) Былина
Г) Басня
8. Кого встретил Дядя Фёдор, когда ел «неправильный» бутерброд?
А) собаку ШарикаБ) кота МатроскинаВ) телёнка Гаврюшу
Г) почтальона Печкина
9. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»?
А) Корней ЧуковскийБ) Братья ГриммВ) Джанни Родари
Г) Джоан Роулинг
10. Самого известного персонажа сказок Астрид Линдгрен зовут:А) БонифацийБ) КарлсонВ) Гарри Поттер
Г) Сашка
Открытые вопросы
Вопрос 1Напиши, из какого произведения К. И. Чуковского эти строки:А теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться…
Вопрос 2Подбери антонимы к словам:Смеяться – …Помогать – …Богач – …Голодный – …
Спасти – …
Вопрос 3Прочитай названия русских народных сказок, добавив гласные.«ГС-ЛБД»«ТРМК»«ЛС ТТРВ»
«КШ З ТПР»
Вопрос 4Вспомни басни И.А. Крылова и запиши пропущенное слово в название басни.
А) «Лебедь, Щука и …»Б) «Стрекоза и …»
В) «Слон и …»
Вопрос 5Из предложенного списка выпиши названия малых фольклорных жанров.
Повесть, потешка, частушка, сказка, рассказ, прибаутка, загадка, пословица, поговорка, песня, скороговорка, стихотворение.
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | Б | Б | Б | В |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | Б | Б | Б | В | Б |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: «Муха-Цокотуха»Ответ на вопрос 2: Плакать, мешать, бедняк, сытый, погубитьОтвет на вопрос 3: «Гуси-Лебеди», «Теремок», «Лиса и тетерев», «Каша из топора»Ответ на вопрос 4: А — Рак, Б — Муравей, В — МоськаОтвет на вопрос 5: Потешка, частушка, прибаутка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка.
Поделись с коллегами:
Стр. 27. Пословицы и поговорки
«Поспешишь — людей насмешишь». Пословица означает, что в любом деле спешка только навредит. Нужно сначала обдумать все, а потом делать. Ее можно употребить, когда кто-то сделал некачественно работу и ее придется переделывать.
«Нет друга – ищи, а нашёл – береги» означает, что нужно беречь друзей, ведь найти настоящего друга, который поймет и поддержит, нелегко. Ее можно применить, если кто-то поссорился с другом.
О Родине:
Родина – мать, умей за нее постоять. Где смелость, там и победа.
О трудолюбии:
Поспешишь – людей насмешишь.Под лежачий камень и вода не течет.Делаешь наспех – сделаешь на смех.Делу – время, а потехе – час.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.Повторенье – мать ученья.
Еще можно выделить следующие группы: о мудрости, о дружбе, о временах года.
5. Прочитай пословицы о дружбе, о временах года.
О дружбе:
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.Все за одного, один за всех.
О временах года:
Лето – припасиха, зима – прибериха.Декабрь год кончает, а зиму начинает.Мороз невелик, да стоять не велит.Весна красна цветами, а осень – снопами.
ГДЗ к стр. 19. Баю, баю, баюшки
1. Помнишь ли ты, какие колыбельные песни пела тебе мама? Расскажи.
Спи, моя радость, усни!
Спи, моя радость, усни!В доме погасли огни;Пчелки затихли в саду,Рыбки уснули в пруду,Месяц на небе блестит,Месяц в окошко глядит…Глазки скорее сомкни,Спи, моя радость, усни!Усни, усни!
Баю — баю — баюшки
Баю — баю — баюшки,Прискакали заюшкиЛюли — люли — люлюшки,Прилетели гулюшки.Стали гули гулевать,Стал мой милый засыпать.
Ветер горы облетает
Ветер горы облетает, баю-бай,Над горами солнце тает, баю-бай,Листья шепчутся устало, баю-бай,Гулко яблоко упало, баю-бай,Подломился стебель мяты, баю-бай,Желтым яблоком примятый, баю-бай,Месяц солнце провожает, баю бай,По цветам один гуляет, баю-бай.
Стр. 53. Сказка «Гуси-лебеди»
1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?
Девочка, братец, гуси-лебеди, Яга, речка, яблоня, печка. Мне нравится девочка, она смелая и не побоялась пойти искать братца.
4. Подготовься к пересказу:
— Вспомни последовательность событий;- Раздели текст на части;- Определи главную мысль каждой части.
Часть 1. Кража братца
Родители поручили дочери присмотреть за братцем, но она не доглядела, и его унесли гуси-лебеди.
Главная мысль: Девочка ослушалась родителей и из-за этого братец попал в беду.
Часть 2. Поиски братца
В поисках братца девочка встречала печку, яблоню, речку. Они могли ей помочь, но девочка не захотела выполнять их просьбы, и не получила помощи.
Главная мысль: Нужно помогать друг другу.
Часть 3. Баба-Яга
Девочка нашла братца у Бабы-яги. Спастись от нее ребятишкам помогла мышка, которую девочка покормила.
Главная мысль: За добро платят добром.
Часть 4. Домой
По дороге домой за детьми гнались гуси-лебеди. Но девочка выполнила просьбы речки, яблони и печки, и они помогли благополучно вернуться домой.
Главная мысль: За добро платят добром.
Часть 5. Возвращение домой
Дети успели вернуться домой, а там и отец с матерью пришли.
Главная мысль: Хороший конец.
Потешки и прибаутки стр. 20 — 21
1. Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?
У петушка золотой гребешок, маслена головушка (означает блестящая), шёлкова бородушка, голосисто поёт.
2. Обсудите с другом, какой текст можно назвать потешкой (потешать), какой — прибауткой (приговаривать).
Потешка от слова потешать, значит веселит. В потешке потешаются над кем-то или чем-то. Потешка поднимает настроение, вызывает улыбку. Про петушка — потешка.Прибаутки — это коротенькие сказочки. Второй текст — это прибаутка.
3. Найди и прочитай слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?
Петушок, гребешок, головушка, бородушка, встаёшь, поёшь, не даёшь, на окошке, шьёт, в сапожках, метёт.
Да. В нем прослеживается сюжет, есть действия.
4. Придумай сам три потешки про щенка — задиристого, спящего, игривого. Воспользуйся словами из «Рабочей тетради».
Мой щенок со мной играет,Звонко, радостно он лает.Ищет он себе друзей -Поиграйте с ним скорей!
Мой задиристый щенокЗавертелся, как волчок.Громко, радостно залаял,Всех играть с собой заставил.
Вот устал щенок играть -Важно всем нам отдыхать!Лёг, уткнулся носом в лапы.- Спи, Дружочек мой, лохматый
«Стучит, бренчит на улице…»стр. 21
1. Прочитай песенки-прибаутки. Перечисли героев диалога.
Фома, Тимошка, заинька.
2. Разыграйте с другом прибаутки, как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев. Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию.
За Тимошку читаем с любопытством, игривостью. Слова Фомы – уверенно, четко, гордо. Слова заиньки произносим игриво.
Ответы к стр. 22 — 23. Считалки и небылицы
Стр. 22
1. Прочитай считалки. Прислушайся к их чёткому ритму.
Читаем.
2. Какое произведение небылица, а какое — считалка? Как надо читать считалку?
«Ой ты, зоренька-заря» и «Ой, люля, та-ра-ра »- небылицы, остальные – считалки. Их следует читать чётко, обрывисто, в быстром темпе.
«Ой, люля, та-ра-ра!» стр. 23
1. Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?
Выдумка.
2. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?
На горе стоит гора, ворон обут в красные сапоги, играет в трубу и рассказывает сказки.
3. Что общего между считалкой и небылицей? Что роднит небылицу со сказкой?
Считалка и небылица написаны в стихотворной форме, содержат юмористический сюжет, иронию. Небылицу со сказкой роднит то, что в них есть вымышленные герои, что сюжет фантастический, вымышленный.
4. Придумай свою небылицу. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
На холме сидят тюлени,Съели торта полкило.Лень тюленям в тундру ехать,Им и в Африке тепло.
Стр. 37 — 38. Сказка «У страха глаза велики»
7. Подготовься к пересказу по плану:
1. Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка.2. Пошли водоносы за водой.3. Вёдра бросили и побежали домой.4. Какой страшный зверь напугал водоносов?
Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка Каждый день они ходили по воду, каждый со своим ведерком. Однажды шли они к дому через огород. Там росла яблоня, под которой сидел зайчик. Вдруг яблоко упало и попало зайцу в лоб. Он отскочил прямо под ноги водоносов. Те очень сильно напугались и бросились наутек. Прибежали они домой, и каждый спрятался, думая о том, какого страшного зверя видел. Зайка тоже напугался, он убежал в лес, спрятался и радовался, что ему повезло спастись от охотников. На самом деле напугал всех обычный, безобидный зайчик.