Проверим себя
Задание 1
Назови произведения, которые ты прочитал. Придумай другое название разделу.
Ответ:
В разделе «О братьях наших меньших» я прочитал произведения Виталия Бианки «Сова» и «Музыкант», рассказы Михаила Пришвина «Ребята и утята» и Евгения Чарушина «Страшный рассказ», сказки «Храбрый утёнок» Бориса Житкова, «Жила-была собака…» Ирины Пивоваровой и «Кошкин щенок» Валентина Берестова.
Я бы назвала раздел «Ребятам о зверятах».
Задание 2
Вспомни отличительные особенности сказки. Что общего между сказками и рассказами о животных? Чем они различаются?
Ответ:
Сказка – вид устного народного творчества, знакомый всем с детства. Сказочные истории переносят читателя в фантастический мир, где есть заколдованные вещи и невероятные создания, где происходят чудеса, добро сражается со злом, а животные разговаривают на человеческом языке.
Рассказы о животных и сказки объединяют главные герои. Но в рассказах животные предстают в реалистичном виде, и никакого волшебства с ними не происходит.
Задание 3
Докажи, что произведение М. Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова: художественное произведение, написан в прозе, описание одного события, герой совершает поступок, мы узнаем, какие герои добрые, храбрые, а какие — безответственные, трусливые.
Ответ:
«Ребята и утята» — художественное произведение Михаила Пришвина, написанное в прозе. Этот рассказ содержит описание одного события – переселения утиной семьи из леса к озеру. Ради забавы безответственные и трусливые ребята начинают обижать утят, но главный герой совершает добрый поступок. Он стыдит обидчиков и спасает птенцов.
Задание 4
Сравни рассказ Е. Чарушина с текстом про ежа из энциклопедии.
Ёж — маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в спячке. Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.
Ответ:
Текст из энциклопедии даёт точное описание внешнего вида ежа, его повадки и место обитания.
Рассказ Евгения Чарушина описывает впечатления мальчиков Шуры и Пети, которые случайно познакомились с ёжиком. В этой истории много внимания уделяется звукам, которые издавало животное, а также упоминается, чем его кормили «дали молока в блюдце и кусок мяса».
Задание 5
Что нового ты узнал о еже из энциклопедического текста? Чем различаются описания?
Ответ:
Я узнал, что гнёзда ежей находятся в норах или под корнями деревьев. Еще для меня было удивительно, что ежи, как и медведи, впадают в спячку.
В энциклопедии дано чёткое описание животного, а рассказ через описание звуков погружает читателя в атмосферу так, как будто он сам присутствовал при встрече с ёжиком.
Задание 6
Об одном и том же предмете, явлении, событии можно написать по-разному. Вспомни, чем отличается художественный рассказ от научно-познавательного текста. Как писатель будет изображать природу? А как это сделает учёный? Обсудите с другом, используйте слова: образ, факт, конкретный пример, отношение автора, настроение.
Ответ:
Художественные произведения и научно-познавательные тексты отличаются стилем изложения.
При написании статей для энциклопедии используется терминология и факты. Текст логичный и последовательный, без оценки автора.
В художественном рассказе есть герои, описание событий и скрытая мысль, которую хотел выразить автор. Через эмоции читатель улавливает настроение, испытывает похожие чувства.
Для описания осеннего пейзажа учёный перечислит название деревьев, растущих в лесу, время заката и восхода, периоды миграции разных птиц.
Содержание рассказа или стихотворения писателя об осени будет наполнено поэтичными сравнениями и музыкальной рифмой, которые погрузят читателя в атмосферу светлой грусти и создадут нужные образы.