Урок литературного чтения в 1 класса. Введение в раздел «Сказки, загадки, небылицы»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; повторить, что уже знаем и умеем; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста, ориентироваться в мире книг, работать по содержанию учебника; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.
Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст речевой разминки, картинки с изображением животных — героев сказки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Научились вы читать —
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки!
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, какие книги вы любите читать? (Ответы детей.)
— Сможете ли вы прочитать, что здесь написано?
RCKYA3VKLИW, 3AQГJAДSKUИ,
YRНZQЕYRBJGLЫSЛRИWQЦVZЫJ
— Как расшифровать эту запись? (Нужно прочитать только русские буквы.)
— Что получается? (Сказки, загадки, небылицы.)
— Это название нашего нового раздела. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Ответы детей.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 25 и прочитайте, чему мы будем учиться.
— Подумайте, что каждый из вас уже знает и умеет. Откройте с. 26, выберите правильные для себя ответы.
— Прочитаем, какие советы дают нам авторы учебника, чтобы научиться читать правильно. (Учащиеся читают советы, анализируют их.)
— Вы мне сказали, что многие из вас любят читать сказки. Откройте учебник на с. 27.
— Почему так говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»? (Ответы детей.)
— Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)
— Рассмотрите обложки книг на с. 27. На всех ли книгах указаны авторы? (Нет.)
— Почему? (У некоторых сказок нет конкретного автора, это народные сказки.)
— Какие книги можно поместить на выставку народных сказок?
V. Физкультминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-яга живет.
Нос крючком, глаза большие.
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Выполните задание 3 на с. 27.
(Далее учитель проводит речевую разминку, используя тексты на разноцветных страницах учебника, с. 28—29.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Откройте тетрадь на с. 30 и учебник на с. 30. Используя рисунки учебника, выполните задания в рабочей тетради.
VII. Рефлексия
— Скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?
— Были ли трудности? Какие?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется раздел, который мы начали изучать?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Как научиться читать правильно?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить пересказ сказок «Курочка Ряба» и «Гуси-лебеди» по рисункам учебника на с. 30-32. (Можно дать задание по вариантам или на выбор.)