Обозначение мягкости согласных в письменной речи
Когда мы говорим, отличить мягкие согласные от твердых достаточно легко, благодаря особенностям их артикуляции. На письме же разобрать, где мягкий звук, а где твердый, иногда очень тяжело. Для этого в русском языке были введены несколько правил по особому обозначению мягких звуков на письме.
Первый и наиболее очевидный способ их выделения — постановка рядом мягкого знака. Если он следует сразу за согласным, значит, он является мягким. С этим связано ещё одно орфографическое правило русского языка — написание без мягкого знака сочетаний -чк-, -щн-, -чн-, -рщ- и т.д. (ведь звуки и всегда являются мягкими и дополнительно обозначать этот их признак не требуется).
Также мягкость на письме обозначается с использованием нескольких гласных букв. К ним относятся:
- И, и.
- Е, е.
- Ё, ё.
- Ю, ю.
- Я, я.
Если согласный расположен перед одной из перечисленных букв, он точно будет мягким (например, кит — , песня — , люди — , клён — .
Речь человека, особенно носителя языка, должна быть не только правильной, но и красивой, эмоциональной, выразительной. Здесь важны и голос, и дикция, и выдержанные орфоэпические нормы.
Умение правильно произносить звуки складывается из практических занятий (тренировки голоса: громкость, тембр, гибкость, дикция и т. п.) и знаний о том, в каких случаях уместно то или иное произношение звука (орфоэпические нормы).
Прежде чем говорить про буквы, которые обозначают мягкие согласные фонемы, следует вспомнить основные фонетические понятия и термины.
Своеобразие мягких согласных
Мягкие согласные, в отличии от твердых, произносятся более сглаженно. При их артикуляции язык чуть приподнимается (начинает напоминать дугу или своеобразный «мостик»), а кончик его упирается в основание нижних зубов.
Для большинства консонантных (т.е. согласных) звуков русской речи мягкость является парным признаком. Каждому твердому согласному соответствует похожий на него мягкий. Например:
- /;
- /;
- /;
- /;
- /.
Среди всех согласных пар по описываемому признаку не имеют лишь шесть звуков. Одни из них являются всегда мягкими (это , , ). Другие же всегда бывают твердыми (к этому типу относятся , , ).
Главной особенностью мягких согласных является то, что они влияют на правописание слов. Именно с этим типом звуков связаны такие известные орфограммы, как написание сочетаний жи/ши с буквой И или сочетаний ча/ща с буквой А.
Орфоэпия
Вернемся к тому, с чего начали — нашей речи, — она обусловлена орфоэпией. С одной стороны — это выработанные нормы правильности произношения, а с другой — это наука, которая изучает, обосновывает и устанавливает эти нормы.
Орфоэпия обслуживает русский язык, стирает грани между наречиями, чтобы людям было проще понимать друг друга. Чтобы, общаясь между собой, представители разных регионов думали о том, что они говорят, а не о том, как прозвучало то или иное слово у собеседника.
Фундамент русского языка и, следовательно, произношения — московское наречие. Именно в столице России начинали развиваться науки, в том числе и орфоэпия, поэтому нормы предписывают нам говорить — произносить звуки, как москвичи.
Орфоэпия дает один правильный способ произношения, отвергая все другие, но вместе с тем иногда допускает варианты, которые считаются верными.
Несмотря на четкие, понятные и простые правила, орфоэпия отмечает множество особенностей, нюансов и исключений в том, как произносятся буквы, обозначающие мягкий согласный звук и твердый…
Контрольная работа 1 КЛАСС. «СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ.» 3-4 ВАРИАНТ
Контрольная работа 1 КЛАСС «СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ.» 3-4 ВАРИАНТЫ. КИМы по русскому 1 класс УМК Школа России. Варианты по русскому с ответами 1 класс. Контрольная работа по теме «СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ.».
- Разделите слова на слоги.
Галка, брюки, собака, пёрышко, глобус, звуки, армия, груша, забор, глаза, орден, дятел.
- Разделите слова для переноса. Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
Горка, мячик, осень, норка, ручей, страус, куст, букет, орех, ромашка, брат, полка.
- Распредели слова по степени возрастания в них количества слогов. Запиши.
Лопух, рукавица, берёза, лёд.
- Впиши слова в таблицу
1 слог | 2слога | 3слога |
Бред, зефир, щенок, мотылёк, гусли, хлеб, сказка, луч, васильки, пляж, лохматый, козлята.
- Прочитай. Поставь ударение в словах.
Мешок, туча, весенний, капель, пироги, мята, лисица, лейка, мастер, тетрадь, черепаха, гусята, пение, болото, комар.
- Запиши все способы переноса слов.
- Выпиши сначала слова-названия предметов и явлений (признаков предметов, действий предметов)
Новая, игрушка, девочка, красивую, подушка, рыбка, мягкая, танцует, чистит, лопата, морская, лежит, поёт, копает, заводная, клюет.
- Запишите слова, отвечающие на вопрос кто? в левый столбик, отвечающие на вопрос что? — в правый столбик.
Кто? | Что? |
Слово, сильная, куст, Ольга, нашли, цветной, ёжик, роща, бабушка, холодный, жираф, карандаш, осень, младший, чайка.
- Напишите слова-отгадки. Поставьте к ним вопросы кто? или что?
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
- Продолжите предложения.
Я знаю пять названий городов: …, …, …, …, ….
Я знаю пять названий рек: …, …, …, …, ….
- Выпишите слова, которые надо писать с заглавной буквы (имена собственные), вместе со словами, к которым они относятся.
Город Чайковский стоит на левом берегу реки Камы.
- Разделите слова на слоги.
Батон, мороз, салат, лужок, трава, ива, шапка, помидор, яблоко, школа, кино, грядка.
- Разделите слова для переноса. Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
Грамота, клубок, торт, грузовик, озеро, июль, соловей, диск, страна, язык, дельфин.
- Распредели слова по степени возрастания в них количества слогов. Запиши.
Чеснок, яблоко, мышь, ворчание.
- Впиши слова в таблицу
1 слог | 2слога | 3слога |
Трюк, котята, гром, редька, аптека, дым, выдумщик, линейка, чепчик, грач, львята.
- Прочитай. Поставь ударение в словах.
Щетка, мухомор, осенний, снеговик, кенгуру, узелок, лейка, мешок, трамвай, туча, берет, оса, платье, крыльцо.
- Запиши все способы переноса слов.
- Выпиши сначала слова-названия предметов и явлений (признаков предметов, действий предметов)
Новая, игрушка, девочка, красивую, подушка, рыбка, мягкая, танцует, чистит, лопата, морская, лежит, поёт, копает, заводная, клюет.
- Запишите слова, отвечающие на вопрос кто? в левый столбик, отвечающие на вопрос что? — в правый столбик.
Кто? | Что? |
Ласковый, радует, зеленая, красивый, занимается, букет, ласковая, мама, играет, улыбается, трава, прилежный, ученик, щенок, растет.
- Напишите слова-отгадки. Поставьте к ним вопросы кто? или что?
Без ног приходит, без языка рассказывает. ______________________________________________________
- Продолжите предложения.
Я знаю пять названий морей: …, …, …, …, ….
Я знаю пять названий стран: …, …, …, …, ….
- Выпишите слова, которые надо писать с заглавной буквы (имена собственные), вместе со словами, к которым они относятся.
Видео:ТЕСТ по РУССКОМУ УДАРЕНИЯ#1Скачать
Серия проверочных работ по русскому языку для 1 класса по теме «Ударение»
Серия проверочных работ по русскому языку для 1 класса
Спишите слова: в первый столбик с ударением на первый слог, во второй – на второй.
Окно, море, школа, ручка, лиса, тетрадь.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Над каждым словом поставьте ударение.
Скоро весна. Вернутся в рощ.. грачи, стриж. соловьи.
Составьте и запишите два предложения, включив в них слова Рыжик, пушистый, хвост.
Спишите слова: в первый столбик с ударением на первый слог, во второй – на второй.
Андрей, платок, пенал, Женя, мебель, мальчик.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Над каждым словом поставьте ударение.
Мы ж..вём у леса. Там много ш..повника.
Составьте и запишите два предложения, включив в них слова Жучка, чуткая слышит.
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните ударные слоги.
Груш. ш..рина, ж..лище, ч..совщик, площ..дь, коч..н, ж..рный, стуч. ч..гун.
Придумайте и запишите четыре слова с ударением на первом слоге.
Запишите слова, вставляя в них пропущенные буквы. Расположите их в алфавитном порядке. Поставьте ударение.
Меб..ль, п..льто, дев..чка, гор..д, р..бята.
Составьте и запишите предложение о том, какое сегодня небо.
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните ударные слоги.
Овч..рка, ч..лан, перч..тки, ч..лки, снеж..нка, пруж..на, щ..вель, щ..ка, щ..пцы.
Придумайте и запишите четыре слова с ударением на вторром слоге.
Запишите слова, вставляя в них пропущенные буквы. Расположите их в алфавитном порядке. Поставьте ударение.
Д..ревня, л..сица, в..рона, с..поги, п..суда.
Составьте и запишите предложение о том, какая сегодня погода.
Курс повышения квалификации
Сейчас обучается 803 человека из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Сейчас обучается 311 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Сейчас обучается 623 человека из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сафронова Ольга АлександровнаНаписать 4025 25.12.2015
Номер материала: ДВ-287265
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 25.12.2015 423
- 25.12.2015 2874
- 25.12.2015 535
- 25.12.2015 456
- 25.12.2015 5174
- 25.12.2015 4684
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Звуковые схемы слова коньки?
Упражнение 71 — ГДЗ Русский язык 2 класс Канакина рабочая тетрадь часть 1 Выбрать лучший ответ. Алексей Краснощеков, на голосовании 13 лет назад. как сделать звука-буквенный разбор слова коньки. помогите. Составьте звуковые модели для данных слов янтарь, коньки, мальчик, щавель Сочинение » Слово ранит, слово лечит». ть словосочетания. в которых есть слова с буквами е ё о после шипящих ц.в Каким способом образовано слово равномерны. ГДЗ по русскому языку 2 класс — рабочая тетрадь — 2 часть — Климанова Объяснение: Чтобы составить звуковые модели для слов янтарь, коньки, мальчик, щавель, мы должны разобрать каждое слово на звуки и записать их. Звуковая модель представляет собой графическую или письменную форму записи звука или фонемы в слове. Ответы uzorochie.ru: как сделать звука-буквенный разбор слова коньки
помогите Напишите пожалуйста пропущенные неосторожно зацепил пальцами содр (н,нн)ую Подчеркни в словах буквы гласных обозначающих мягкость согласного звука Ребенок жеребята
Особенности изучения русского языка
В ходе освоения данной дисциплины школьники получат представление о родном языке, осознают его значимость в повседневной жизни, пополнят словарный запас и разберутся с главными принципами речевого этикета. Программа учебника представлена следующими разделами:
- Что такое алфавит.
- Как в речи применяются звуки и буквы.
- Основные правила, которые применяются на письме.
- Знакомство с именем собственным.
- Понятие предложение и интонация, изучение логических ударений.
Дополнительно обучающиеся познакомятся с ролью речи в жизни человека, разновидностями слов, узнают об отличиях между синонимами и антонимами. Также ребята узнают, что такое текст и как правильно оформляется красная строка.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Фонетический разбор слова «январь»
Пояснение: Количество слогов равно количеству гласных букв в слове. Ответ: Якорь — 2, ель — 1, прописи — 3, зверь — 1, окно — 2, слон — 1, ягода — 3, ученик — 3, зубр — 1, трава — 2. Задание 4. Подчеркнуть в словах гласные буквы. Пояснение: Гласные буквы произносятся с помощью голоса. Задание 5. Подчеркнуть слова, состоящие из двух слогов. Пояснение: Один слог равен одной гласной букве. Ответ: Друзья, Юра, ястреб, окно, метель, коньки, орех, аист, яма.
Задание 6. В данных словах поставить ударение. Пояснение: Ударение ставится на гласную букву. Задание 7. Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги. Что это за звук? Окно 1. Закончите предложения словами, начинающимися на букву О. Было очень жарко, и мама открыла все … окна. Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые… осы. Я очень люблю кедровые … орехи.
Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное … облачко. Гнездо 1 — 2 в 29. Кто главнее? Как вы думаете, какие звуки важнее — гласные или согласные?
Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится? Можно ли догадаться какие это слова?
Конечно, нет.
ГДЗ Русский язык 2 класс белый учебник 1 часть, Климанова, Бабушкина. Ответы
Составьте по ней рассказ, используя слова для выбора. Слова для выбора: лес, снег, мороз, ветви берёз, синева небес. На картине изображена ранняя весна. Еще лежит снег в лесу и на дорогах. Мороз не отступает. На переднем плане мы видим запряженную в повозку лошадь у дома.
На заднем плане видны берёзы и сосны. Ветви берёз голые. Сквозь них просвечивает синева небес. Вспомните все 12 букв, которые обозначают на письме парные по звонкости-глухости согласные звуки.
Запишите слова вместе с проверочными словами по образцу. Гриб, суп, удав, дуб, мороз, стог, шалаш, нос, плот, шарф, вход, сук, укроп, морж. Б — П: гриб — грибы, суп — супы… Б-П: гриб — грибы, суп — супы, дуб — дубы, столб — столбы, укроп — укропа.
В-Ф: удав — удавы, шарф — шарфы. Г-К: стог — стога, сук — на суку. З-С: мороз — морозы, нос — носы. Д-Т: плот — плоты, торт — торты, вход — входы. Ж-Ш: шалаш — шалаши, сторож — сторожа, морж — моржи. Прочитайте отрывок из произведения С. Это сказка или рассказ? Почему вы так думаете? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Пишите в скобках проверочные слова по образцу. Устно объясните, какие орфограммы есть в выделенных словах.
Лесная оттепель Ах, какая это была мягкая, тёплая оттепель! Ёжик Ёжика сидел на крылечке своего дома, нюхал воздух и улыбался. Где же он? Парные по звонкости-глухости согласные звуки в середине слова 205. Определите, где находятся парные звонкие и глухие согласные звуки: в конце слова или в середине. Подберите проверочные слова. Запишите их парами по образцу. Город, кот, сугроб, серп, карась, овраг, рак, груз. Кошка, ложка, избушка, сказка, сетка, краска, будка. Город — города. Кошка — кошечка.
Город — города, кот — котик, сугроб — сугробы, серп — серпы, карась — караси, овраг — овраги, рак — раки, груз — грузы. Кошка — кошечка, ложка — ложечка, избушка — избушечка, сказка — сказочка, сетка — сеточка, краска — красочка, будка — будочка. Догадайтесь, какие буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков следует написать в середине слова. Прочитайте загадку. Отгадайте её. Бегут по дорожке доски да ножки. Лыжи Подберите слова для проверки выделенных букв. Дорожка — дороженька, доски — досочка, ножки — ноженьки.
Подберите проверочные слова к каждому слову с пропущенной буквой. В русском языке используется фонетическая запись или транскрипция для представления звуков слов. В транскрипции используются специальные звуковые символы, чтобы показать произношение слова.
Для слова «янтарь» звуковая модель может выглядеть следующим образом: . Для слова «коньки» звуковая модель может быть следующей: . Сравните написание и произношение согласных в конце слов.
Что вы заметили? Хлеб, суп; мёд, крот; глаз, лес; рукав, шкаф; уж, шалаш; сапог, урок; медь, сеть.
Школьники и обучение
«ГДЗ Русский язык 1 класс Канакина, Горецкий учебник Просвещение» позволит не тратить много времени на различные второстепенные учебные процессы, поскольку данное пособие отличается удобной структурой:
- Все верные ответы подкрепляются цепочками рассуждений, что позволяет самостоятельно разобраться даже с самыми сложными задачами.
- Каждый номер, размещенный на страницах материалов готовых домашних заданий, идентичен упражнениям, встречающимся в основной учебной литературе.
- Цифровой формат позволяет не носить с собой книгу, для того, чтобы открыть сборник ответов, достаточно воспользоваться гаджетом, подключенным к сети интернет и загрузить решебник в режиме онлайн.
На первых порах ребята с радостью бегут в школу, поскольку там их окружают новые друзья, к тому же, они с радостью впитывают все знания, которые передает им преподаватель. Однако, в силу возраста, дети не отличаются усидчивостью, поэтому для привлечения их внимания многие учителя проводят занятия в игровой форме.
ГДЗ по русскому языку 2 класс — рабочая тетрадь 2 часть
Карась, река, роща, жизнь. Подчеркните слова, в которых не нужно писать мягкий знак. Пал…то, пес… Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно. Чясы, щюпальцы, чаща, жизнь. Прочитайте эти слова. Сколько звуков в этих словах. Напишите число звуков. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв. Едет, ведёт, холодный, цветок, маяк.
Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Группа, аллея, стон, пальто, травка. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков в этих словах. Пищать, кричу, удить, силач, жимолость. Отметьте слова, в которых все согласные звуки звонкие Луг, морж, заяц, береза, зима.
Ирис, гвоздика, колокольчик. Жук, окунь, лиса, пескарь. Тополь, поле, туча, жизнь. Печ…ка, пал…то, руч…ной, стал…ной, пес.. Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Булка-палка, вата-фото, гости-кости, домик-томик, жить-шить, зуб-суп. Прочитайте слова. Сравните написание и произношение согласных в конце слов. Что вы заметили?
Упражнения
стр.7
стр.8
стр.10
стр.11
стр.12
стр.13
стр.14
стр.15
стр.18
стр.19
стр.20
стр.21
стр.23
стр.24
стр.25
стр.26
стр.27
стр.28
стр.33
стр.35
стр.36
стр.37
стр.39
стр.41
стр.43
стр.44
стр.46
стр.47
стр.48
стр.50
стр.51
стр.52
стр.53
стр.54
стр.55
стр.56
стр.57
стр.58
стр.59
стр.61
стр.62
стр.63
стр.64
стр.65
стр.67
стр.69
стр.71
стр.72
стр.74
стр.76
стр.78
стр.79
стр.81
стр.82
стр.83
стр.84
стр.85
стр.86
стр.92
стр.93
стр.94
стр.95
стр.96
стр.99
стр.101
стр.103
стр.105
стр.106
стр.107
стр.109
стр.110
стр.111
стр.112
стр.113
стр.114
стр.115
стр.117
стр.118
стр.119
стр.120
стр.121
стр.122
стр.123
стр.125
стр.126
стр.128
стр.130
стр.131
стр.132
стр.133
Фонетика: звуки и буквы
Начнем с того, что мягкие согласные буквы в словах русского языка отсутствуют. Так как звук — это то, что мы слышим и произносим, он неуловим, это неделимая часть речи, которая получается в результате артикуляции человека. А буква — это только графический символ, обозначающий тот или иной звук. Их мы видим и пишем.
Полного соответствия между ними не существует. В одном слове может не совпадать количество букв и звуков. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв, а в речи сорок семь звуков.
При чтении или письме существуют два способа обозначать мягкие согласные.
Если мягкий согласный звук заканчивает слово или стоит перед другим согласным, то его обозначают «ь». Например: метель, стольник и т. д
Важно: при написании мягкость согласного определяется «ь» только если он стоит в однокоренных словах и перед мягким, и перед твердым согласным в разных случаях (льна — льне). Чаще всего, когда два мягких согласных стоят рядом, после первого «ь» не применяют в написании.
Если за мягким согласным идет гласный, то его определяют буквами я, ю, и, ё, е
Например: вёз, сел, тюль и т.д.
Даже при применении силлабического принципа возникают проблемы с е
перед согласным, они настолько глубоки, что переходят в орфоэпию. Некоторые ученые считают, что необходимым условием благозвучия является запрет на написание е
после твердых согласных, потому что эта графема определяет мягкие согласные буквы и мешает правильному произношению твердых. Есть предложение, заменить е
на однозначное э
. До введения, унифицированного написания слогов е — э
в 1956 году активно и законно практиковалось парное написание таких слов (адекватный — адэкватный). Но основной проблемы унификация не решила. Замена е на э
после твердых согласных, очевидно, тоже не станет идеальным решением, новые слова в русском языке появляются все чаще, и в каком случае писать ту или иную букву, остается спорным.