Как связаны словосочетания книга для малышей

Хорошее стр. 95. литературное чтение 2 класс

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба соеди­не­ния слов в сло­во­со­че­та­ние выде­ля­ют три вида под­чи­ни­тель­ной связи:

Словосочетания со связью согласования

В соче­та­нии «весен­нее солн­це» оба сло­ва име­ют одну и ту же грам­ма­ти­че­скую фор­му един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода име­ни­тель­но­го паде­жа. Если грам­ма­ти­че­ская фор­ма зави­си­мо­го сло­ва сов­па­да­ет с фор­мой глав­но­го, меж­ду ними уста­но­ви­лась под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ние. Образно гово­ря, как глав­ное сло­во (солн­це), так и зави­си­мое (весен­нее) соглас­ны при­нять одну и ту же грам­ма­ти­че­скую форму.

При такой свя­зи оба сло­ва одно­вре­мен­но изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и падежам.

Подчинительной свя­зью согла­со­ва­ния объ­еди­ня­ют­ся в сло­во­со­че­та­ние глав­ное сло­во, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, с зави­си­мым в виде име­ни при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го, при­ча­стия, к кото­ро­му зада­ют­ся вопро­сы какой? чей?

Словосочетания со связью управления

В сло­во­со­че­та­нии «све­тит в небе» глав­ное сло­во тре­бу­ет от зави­си­мо­го име­ни суще­стви­тель­но­го грам­ма­ти­че­ской фор­мы пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

Главное сло­во руко­во­дит зави­си­мым и при­со­еди­ня­ет его с помо­щью под­чи­ни­тель­ной свя­зи управления.

В сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью управ­ле­ния от глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му ста­вят­ся вопро­сы кос­вен­ных падежей:

Главное сло­во может менять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му, а зави­си­мое сохра­ня­ет первоначальную:

  • чита ю стих и ;
  • чита ешь стих и ;
  • чита ет стих и .

Связь управ­ле­ния ука­жем меж­ду глав­ным и зави­си­мым сло­вом, выра­жен­ны­ми частя­ми речи:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (сшить пла­тье);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (крыль­цо дома);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (восемь томов, оба дру­га);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное (открыв дверь).

Словосочетания со связью примыкания

В соче­та­нии «све­тит ярко» зави­си­мое сло­во не изме­ня­ет­ся. Оно при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву по смыс­лу и с помо­щью инто­на­ции. Такая под­чи­ни­тель­ная связь назы­ва­ет­ся примыканием.

К глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, суще­стви­тель­ным, наре­чи­ем, при­мы­ка­ют зави­си­мые неиз­ме­ня­е­мые сло­ва в виде наре­чия, дее­при­ча­стия или неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла. К зави­си­мо­му сло­ву от гла­голь­ных форм и наре­чий ста­вят­ся обсто­я­тель­ствен­ные вопросы:

От глав­но­го сло­ва суще­стви­тель­но­го к зави­си­мо­му сло­ву зада­дим вопрос определения:

Рассмотрим клас­си­фи­ка­цию сло­во­со­че­та­ний в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го слова.

Главное слово и тип словосочетания

В сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во может быть выра­же­но гла­голь­ной фор­мой, имен­ной частью речи или наре­чи­ем. В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го сло­ва раз­ли­ча­ют три типа словосочетаний:

В гла­голь­ных сло­во­со­че­та­ни­ях в каче­стве глав­но­го сло­ва высту­па­ет любая грам­ма­ти­че­ская фор­ма гла­го­ла, а так­же при­ча­стие или деепричастие:

В имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях глав­ным сло­вом явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное:

Для нареч­ных соче­та­ний харак­тер­но, что к глав­но­му сло­ву в виде наре­чия при­мы­ка­ет дру­гое наре­чие. Главное сло­во может управ­лять зави­си­мым место­име­ни­ем или существительным.

Понаблюдаем:

Ответы к стр. 52 — 54

1. Подбери рифмы к словам.

Друг — круг, вдруг, досуг, звук, жук.
Могу — берегу, врагу, бегу, пургу, лгу.
Ссора — гора, жара, пора, штора.
Дорожить — дружить, прожить, заслужить, служить.

2. Дружба — что это такое, по-твоему? Как ты это понимаешь? Напиши.

Дружба — это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи.

3. Знаешь ты, с кем дружит папа или мама? Что ты можешь рассказать об этом? Поговори со взрослыми и напиши, почему людям в любом возрасте хорошо иметь друзей.

Мои мама и папа очень интересные люди, у них много друзей. Когда они встречаются с друзьями, они обсуждают много разных тем

Всё, что переживает человек — хорошее и плохое — лучше делать не в одиночестве, а с близкими друзьями, поэтому в любом возрасте важно иметь надёжное плечо друга

4. Обсуди с друзьями содержание стихотворения В. Лунина «Я и Вовка». Запиши краткий вывод.

В этом стихотворении настоящий друг — Витька. Он думает о друге, больше, чем о себе, хочет быть рядом с товарищем, не помнит обиды. А Вовка — плохой товарищ, он думает только о своём удовольствии.

5. Прочитай рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!» и напиши, какие чувства он у тебя вызвал.

Мне понравился рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!» Он рассказывает о настоящей дружбе двух подруг. Меня этот рассказ заставил представить себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, помог понять чужое душевное состояние.

6. Какие пословицы передают смысл этого рассказа? Отметь.

√ Другу сколько можно помогай.√ Друзья познаются в беде.√ Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.

7. Выбери пословицу и напиши по ней небольшой рассказ: придумай историю или вспомни случай из жизни.

Настоящий друг познаётся в беде

Однажды мышка и хомяк подружились. Мышка жила в доме, а хомяк в поле. Летом хозяева уехали на дачу, и мышка осталась без еды. Хомяк пожалел её и стал угощать зерном из своих запасов каждый день.Но вот наступила холодная зима. Хозяева вернулись домой. В доме стало тепло и у мышки снова появилась еда. Вспомнила мышка о добром хомяке и решила его проведать. А у хомяка заканчивались все запасы зерна.Пригласила мышка его перезимовать в свой дом. Вырыл хомяк норку в подвале, наелся мышкиного сыра и подумал: «Настоящий друг познаётся в беде».

8. Какие добрые, «волшебные» слова ты знаешь и часто говоришь? Запиши их.

Здравствуйте, привет, спасибо, доброе утро, до свидания, извините, прости, пожалуйста, всего хорошего…

Как определить главное и зависимое слово?

Чтобы понять, какое сло­во явля­ет­ся глав­ным, а какое зави­си­мым в сло­во­со­че­та­нии, име­ем в виду, что глав­ное сло­во обыч­но назы­ва­ет пред­мет, дей­ствие или при­знак. Оно выра­жа­ет основ­ной смысл сло­во­со­че­та­ния. От глав­но­го сло­ва мож­но поста­вить вопрос к уточ­ня­ю­ще­му его зна­че­ние сло­ву, кото­рое свя­за­но с ним по смыс­лу и грамматически.

Зависимое сло­во допол­ня­ет, рас­ши­ря­ет зна­че­ние глав­но­го. Понаблюдаем:

  • сол­неч­ный день — день (какой?) сол­неч­ный;
  • гулять в пар­ке — гулять (в чём?) в пар­ке;
  • совер­шен­но новый — новый (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но.

Решение задания №1-6 из Страница 102 , Русские писатели , Литературное чтение. 2 класс. Учебник, часть 1 из 2. Климанова, Горецкий, Голованова

Почему Филипок пошёл в школу: хотел учиться, быть всегда с братом, обязательно настоять на своём?Перескажи текст, используя следующие вопросы: С чего начинается рассказ? Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? Что приключилось с мальчиком по дороге? Почему в школе малыш испугался? Как он начал складывать своё имя? Чем закончился рассказ?Прочитай пословицы об учении. Найди в книге «Пословицы и поговорки» другие пословицы об учении. Запиши их в «Рабочую тетрадь».Составьте с другом диалог о том, чему учат в школе. Используйте выражения: дорожить дружбой, книжки добрые читать, не обижать малышей.Что обозначает слово бедовый? Употребляется ли это слово в наши дни? Составь предложение с этим словом.Посмотри в словаре значения слов, которые тебе непонятны.

Как строится словосочетание?

В рус­ском язы­ке сло­во­со­че­та­ния скла­ды­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски из отдель­ных слов, кото­рые не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, как напри­мер пред­ло­же­ние. Словосочетание состо­ит мини­мум из двух слов и назы­ва­ет пред­ме­ты, при­зна­ки или дей­ствия более деталь­но, чем одно сло­во, рас­ши­ряя наше пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем мире:

  • солн­це — яркое солнце;
  • кра­си­вый — очень красивый;
  • пла­вать — пла­вать в реке.

Строительными кир­пи­чи­ка­ми для пред­ло­же­ния явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ния, кото­рые в отдель­но­сти не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, а толь­ко объ­еди­нив­шись с помо­щью инто­на­ции в выска­зы­ва­ние о ком-то или о чём-то.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это рав­но­прав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Словосочетание стро­ит­ся на осно­ве нерав­но­прав­ных отно­ше­ний меж­ду словами.

Укажем сло­во­со­че­та­ния в пред­ло­же­нии, отыс­кав их с помо­щью вопросов:

Учебник. Часть 1

Устное народное творчество

(с. 15) Устное народное творчество

(с. 17) Русские народные песни

(с. 19) Баю, баю, баюшки

(с. 20) Потешки и прибаутки

(с. 21) Песенки-прибаутки

(с. 22) Считалки и небылицы

(с. 23) Ой, люля, та-ра-ра

(с. 24) Загадки

(с. 25) Не ездок, а со шпорами…

(с. 27) Пословицы и поговорки

(с. 29) Сказки

(с. 31) Сказка по лесу идёт… Ю. Мориц

(с. 34) Петушок и бобовое зёрнышко

(с. 37) У страха глаза велики

(с. 41) Лиса и тетерев

(с. 44) Лиса и журавль

(с. 47) Каша из топора

(с. 53) Гуси-лебеди

(с. 56) Проверим себя

Люблю природу русскую. Осень

(с. 68) Есть в осени первоначальной… Ф. Тютчев

(с. 69) Поспевает брусника… К. Бальмонт

(с. 70) Осень наступила… А. Плещеев

(с. 71) Ласточки пропали… А. Фет

(с. 72) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад… А. Толстой

(с. 73) Закружилась листва золотая… С. Есенин

(с. 74) Сухие листья… В. Брюсов

(с. 75) Опустел скворечник… И. Токмакова

(с. 76) Хитрые грибы. В. Берестов

(с. 79) Осеннее утро. М. Пришвин

(с. 79) Сегодня так светло кругом… И. Бунин

(с. 82) Проверим себя

Русские писатели

(с. 85) Александр Сергеевич Пушкин

(с. 87) У лукоморья дуб зелёный… А. Пушкин

(с. 88) Вот север, тучи нагоняя… А. Пушкин

(с. 89) Зима!.. Крестьянин, торжествуя… А. Пушкин

(с. 100) Сказка о рыбаке и рыбке. А. Пушкин

(с. 103) Иван Андреевич Крылов

(с. 105) Лебедь, Рак и Щука. И. Крылов

(с. 107) Стрекоза и Муравей. И. Крылов

(с. 109) Лев Николаевич Толстой

(с. 111) Старый дед и внучек. Л. Толстой

(с. 114) Филипок. Л. Толстой

(с. 116) Правда всего дороже. Л. Толстой

(с. 119) Котёнок. Л. Толстой

(с. 122) Проверим себя

О братьях наших меньших

(с. 127) Кто кем становится? А. Шибаев

(с. 128) Плачет киска в коридоре… Б. Заходер

(с. 129) Жила-была собака… И. Пивоварова

(с. 131) Кошкин щенок. В. Берестов

(с. 135) Ребята и утята. М. Пришвин

(с. 138) Страшный рассказ. Е. Чарушин

(с. 141) Храбрый утёнок. Б. Житков

(с. 143) Музыкант. В. Бианки

(с. 150) Сова. В. Бианки

(с. 154) Проверим себя

Из детских журналов

(с. 159) Вопросы из детских журналов

(с. 164) Игра. Д. Хармс

(с. 169) Вы знаете?.. Д. Хармс

(с. 173) Весёлые чижи. Д. Хармс, С. Маршак

(с. 174) Что это было? Д. Хармс

(с. 175) Очень-очень вкусный пирог. Н. Гернет, Д. Хармс

(с. 176) Чудаки. Ю. Владимиров

(с. 180) Учёный Петя. А. Введенский

(с. 183) Лошадка. А. Введенский

(с. 186) Проверим себя

Люблю природу русскую. Зима

(с. 189) Зимние загадки

(с. 190) Зимним холодом пахнуло… И. Бунин

(с. 191) Светло-пушистая… К. Бальмонт

(с. 193) Утром кот… Я. Аким

(с. 194) Чародейкою Зимою… Ф. Тютчев

(с. 196) Поёт зима — аукает… С. Есенин

(с. 197) Берёза. С. Есенин

(с. 202) Два Мороза

(с. 207) Новогодняя быль. С. Михалков

(с. 208) Дело было в январе… А. Барто

(с. 210) Разноцветные страницы

(с. 212) Проверим себя

Что такое главное и зависимое слово?

В выде­лен­ных парах слов пер­вое сло­во явля­ет­ся глав­ным. Его основ­ным при­зна­ком явля­ет­ся то, что от него мож­но задать вопрос к дру­го­му сло­ву, пояс­ня­ю­ще­му его смысл.

Второе сло­во пояс­ня­ет, рас­ши­ря­ет смысл глав­но­го сло­ва и при­ни­ма­ет такую грам­ма­ти­че­скую фор­му, кото­рую ему дик­ту­ет глав­ное сло­во, то есть оно зави­сит от глав­но­го сло­ва и под­чи­ня­ет­ся ему. Это зави­си­мое сло­во в словосочетании.

Итак, в сло­во­со­че­та­нии мож­но ука­зать глав­ное и зави­си­мое сло­во. Между ними нет грам­ма­ти­че­ско­го рав­но­пра­вия. Зависимое сло­во под­чи­ня­ет­ся главному.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 1-2 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: