Виды подчинительной связи в словосочетании
В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:
Словосочетания со связью согласования
В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.
При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.
Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?
Словосочетания со связью управления
В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:
Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.
В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:
Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:
- чита ю стих и ;
- чита ешь стих и ;
- чита ет стих и .
Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:
- глагол + существительное (сшить платье);
- существительное + существительное (крыльцо дома);
- числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
- деепричастие + существительное (открыв дверь).
Словосочетания со связью примыкания
В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.
К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:
От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:
Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Главное слово и тип словосочетания
В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:
В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:
В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:
Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.
Понаблюдаем:
Ответы к стр. 52 — 54
1. Подбери рифмы к словам.
Друг — круг, вдруг, досуг, звук, жук.
Могу — берегу, врагу, бегу, пургу, лгу.
Ссора — гора, жара, пора, штора.
Дорожить — дружить, прожить, заслужить, служить.
2. Дружба — что это такое, по-твоему? Как ты это понимаешь? Напиши.
Дружба — это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи.
3. Знаешь ты, с кем дружит папа или мама? Что ты можешь рассказать об этом? Поговори со взрослыми и напиши, почему людям в любом возрасте хорошо иметь друзей.
Мои мама и папа очень интересные люди, у них много друзей. Когда они встречаются с друзьями, они обсуждают много разных тем
Всё, что переживает человек — хорошее и плохое — лучше делать не в одиночестве, а с близкими друзьями, поэтому в любом возрасте важно иметь надёжное плечо друга
4. Обсуди с друзьями содержание стихотворения В. Лунина «Я и Вовка». Запиши краткий вывод.
В этом стихотворении настоящий друг — Витька. Он думает о друге, больше, чем о себе, хочет быть рядом с товарищем, не помнит обиды. А Вовка — плохой товарищ, он думает только о своём удовольствии.
5. Прочитай рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!» и напиши, какие чувства он у тебя вызвал.
Мне понравился рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!» Он рассказывает о настоящей дружбе двух подруг. Меня этот рассказ заставил представить себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, помог понять чужое душевное состояние.
6. Какие пословицы передают смысл этого рассказа? Отметь.
√ Другу сколько можно помогай.√ Друзья познаются в беде.√ Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.
7. Выбери пословицу и напиши по ней небольшой рассказ: придумай историю или вспомни случай из жизни.
Настоящий друг познаётся в беде
Однажды мышка и хомяк подружились. Мышка жила в доме, а хомяк в поле. Летом хозяева уехали на дачу, и мышка осталась без еды. Хомяк пожалел её и стал угощать зерном из своих запасов каждый день.Но вот наступила холодная зима. Хозяева вернулись домой. В доме стало тепло и у мышки снова появилась еда. Вспомнила мышка о добром хомяке и решила его проведать. А у хомяка заканчивались все запасы зерна.Пригласила мышка его перезимовать в свой дом. Вырыл хомяк норку в подвале, наелся мышкиного сыра и подумал: «Настоящий друг познаётся в беде».
8. Какие добрые, «волшебные» слова ты знаешь и часто говоришь? Запиши их.
Здравствуйте, привет, спасибо, доброе утро, до свидания, извините, прости, пожалуйста, всего хорошего…
Как определить главное и зависимое слово?
Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.
Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:
- солнечный день — день (какой?) солнечный;
- гулять в парке — гулять (в чём?) в парке;
- совершенно новый — новый (в какой степени?) совершенно.
Решение задания №1-6 из Страница 102 , Русские писатели , Литературное чтение. 2 класс. Учебник, часть 1 из 2. Климанова, Горецкий, Голованова
Почему Филипок пошёл в школу: хотел учиться, быть всегда с братом, обязательно настоять на своём?Перескажи текст, используя следующие вопросы: С чего начинается рассказ? Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? Что приключилось с мальчиком по дороге? Почему в школе малыш испугался? Как он начал складывать своё имя? Чем закончился рассказ?Прочитай пословицы об учении. Найди в книге «Пословицы и поговорки» другие пословицы об учении. Запиши их в «Рабочую тетрадь».Составьте с другом диалог о том, чему учат в школе. Используйте выражения: дорожить дружбой, книжки добрые читать, не обижать малышей.Что обозначает слово бедовый? Употребляется ли это слово в наши дни? Составь предложение с этим словом.Посмотри в словаре значения слов, которые тебе непонятны.
Как строится словосочетание?
В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:
- солнце — яркое солнце;
- красивый — очень красивый;
- плавать — плавать в реке.
Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.
Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.
Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:
Учебник. Часть 1
Устное народное творчество
(с. 15) Устное народное творчество |
|
(с. 17) Русские народные песни |
|
(с. 19) Баю, баю, баюшки |
|
(с. 20) Потешки и прибаутки |
|
(с. 21) Песенки-прибаутки |
|
(с. 22) Считалки и небылицы |
|
(с. 23) Ой, люля, та-ра-ра |
|
(с. 24) Загадки |
|
(с. 25) Не ездок, а со шпорами… |
|
(с. 27) Пословицы и поговорки |
|
(с. 29) Сказки |
|
(с. 31) Сказка по лесу идёт… Ю. Мориц |
|
(с. 34) Петушок и бобовое зёрнышко |
|
(с. 37) У страха глаза велики |
|
(с. 41) Лиса и тетерев |
|
(с. 44) Лиса и журавль |
|
(с. 47) Каша из топора |
|
(с. 53) Гуси-лебеди |
|
(с. 56) Проверим себя |
Люблю природу русскую. Осень
(с. 68) Есть в осени первоначальной… Ф. Тютчев |
|
(с. 69) Поспевает брусника… К. Бальмонт |
|
(с. 70) Осень наступила… А. Плещеев |
|
(с. 71) Ласточки пропали… А. Фет |
|
(с. 72) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад… А. Толстой |
|
(с. 73) Закружилась листва золотая… С. Есенин |
|
(с. 74) Сухие листья… В. Брюсов |
|
(с. 75) Опустел скворечник… И. Токмакова |
|
(с. 76) Хитрые грибы. В. Берестов |
|
(с. 79) Осеннее утро. М. Пришвин |
|
(с. 79) Сегодня так светло кругом… И. Бунин |
|
(с. 82) Проверим себя |
Русские писатели
(с. 85) Александр Сергеевич Пушкин |
|
(с. 87) У лукоморья дуб зелёный… А. Пушкин |
|
(с. 88) Вот север, тучи нагоняя… А. Пушкин |
|
(с. 89) Зима!.. Крестьянин, торжествуя… А. Пушкин |
|
(с. 100) Сказка о рыбаке и рыбке. А. Пушкин |
|
(с. 103) Иван Андреевич Крылов |
|
(с. 105) Лебедь, Рак и Щука. И. Крылов |
|
(с. 107) Стрекоза и Муравей. И. Крылов |
|
(с. 109) Лев Николаевич Толстой |
|
(с. 111) Старый дед и внучек. Л. Толстой |
|
(с. 114) Филипок. Л. Толстой |
|
(с. 116) Правда всего дороже. Л. Толстой |
|
(с. 119) Котёнок. Л. Толстой |
|
(с. 122) Проверим себя |
О братьях наших меньших
(с. 127) Кто кем становится? А. Шибаев |
|
(с. 128) Плачет киска в коридоре… Б. Заходер |
|
(с. 129) Жила-была собака… И. Пивоварова |
|
(с. 131) Кошкин щенок. В. Берестов |
|
(с. 135) Ребята и утята. М. Пришвин |
|
(с. 138) Страшный рассказ. Е. Чарушин |
|
(с. 141) Храбрый утёнок. Б. Житков |
|
(с. 143) Музыкант. В. Бианки |
|
(с. 150) Сова. В. Бианки |
|
(с. 154) Проверим себя |
Из детских журналов
(с. 159) Вопросы из детских журналов |
|
(с. 164) Игра. Д. Хармс |
|
(с. 169) Вы знаете?.. Д. Хармс |
|
(с. 173) Весёлые чижи. Д. Хармс, С. Маршак |
|
(с. 174) Что это было? Д. Хармс |
|
(с. 175) Очень-очень вкусный пирог. Н. Гернет, Д. Хармс |
|
(с. 176) Чудаки. Ю. Владимиров |
|
(с. 180) Учёный Петя. А. Введенский |
|
(с. 183) Лошадка. А. Введенский |
|
(с. 186) Проверим себя |
Люблю природу русскую. Зима
(с. 189) Зимние загадки |
|
(с. 190) Зимним холодом пахнуло… И. Бунин |
|
(с. 191) Светло-пушистая… К. Бальмонт |
|
(с. 193) Утром кот… Я. Аким |
|
(с. 194) Чародейкою Зимою… Ф. Тютчев |
|
(с. 196) Поёт зима — аукает… С. Есенин |
|
(с. 197) Берёза. С. Есенин |
|
(с. 202) Два Мороза |
|
(с. 207) Новогодняя быль. С. Михалков |
|
(с. 208) Дело было в январе… А. Барто |
|
(с. 210) Разноцветные страницы |
|
(с. 212) Проверим себя |
Что такое главное и зависимое слово?
В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.
Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.
Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.