Стр. 12
1. Найди слова заиньки. С какой интонацией их надо читать?
Слова заиньки нужно читать с восклицательной интонацией, потому что заинька своими словами призывает зверей одуматься:
Слова заиньки:
«Кому велено чирикать —
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать —
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!»
2. С какой интонацией надо прочитать последнее четверостишье?
Последнее четверостишье нужно читать напевно, мягко, как колыбельную:
Мурочку баюкают
Милую мою:
Баюшки-баю!
Баюшки-баю!
3. Как ты думаешь, с какой целью было создано произведение?
• Рассмешить читателя.
• Выразить мысль, что каждый должен заниматься своим делом.
Я думаю, что произведение несёт назидательный смысл. Оно создано с целью выразить мысль, что каждый должен заниматься своим делом.
4. Назови персонажей сказки. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?
Персонажи сказки: котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, заинька, поросята, медвежата, рыбы, жабы, мыши, лисички, кит, крокодил, два курчонка, два ерша, лягушата, бабочка, гуси, кошки, птицы, лошади, мухи, Мурочка.
Самый серьёзный из персонажей — заяц. Чуковский называет его заинька-паинька. Он уговаривает неразумных зверюшек быть самими собой, но весёлые зверята его не слушают.
5. Вспомни, что такое небылица. Чем «Путаница» похожа на неё?
Небылица или небывальщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.
По определению филолога-фольклориста В. Я. Проппа, небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»
Сказка «Путаница» Корнея Чуковского — небылица, она написана в стиле колыбельной для малышей. Зверята вдруг захотели разговаривать по-другому, а не так, как научила их природа. Котята захотели хрюкать, утята — квакать, даже воробушек замычал, как корова. Лисички подожгли синее море. Крокодил тушил его пирогами, блинами, сушёными грибами. А потушила море бабочка, помахав крылышками.
6. Какое настроение создаёт произведение?
Произведение создаёт радостное, весёлое настроение, потому что после приключений для зверят всё закончилось хорошо: «Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, Ножками затопали.»
7. Какова главная мысль (идея) произведения?
Главная мысль произведения в том, что каждый должен заниматься своим делом.
← Предыдущая Следующая →
Проверим себя
Задание 1
Назови произведения, которые ты прочитал. Придумай другое название разделу.
Ответ:
В разделе «О братьях наших меньших» я прочитал произведения Виталия Бианки «Сова» и «Музыкант», рассказы Михаила Пришвина «Ребята и утята» и Евгения Чарушина «Страшный рассказ», сказки «Храбрый утёнок» Бориса Житкова, «Жила-была собака…» Ирины Пивоваровой и «Кошкин щенок» Валентина Берестова.
Я бы назвала раздел «Ребятам о зверятах».
Задание 2
Вспомни отличительные особенности сказки. Что общего между сказками и рассказами о животных? Чем они различаются?
Ответ:
Сказка – вид устного народного творчества, знакомый всем с детства. Сказочные истории переносят читателя в фантастический мир, где есть заколдованные вещи и невероятные создания, где происходят чудеса, добро сражается со злом, а животные разговаривают на человеческом языке.
Рассказы о животных и сказки объединяют главные герои. Но в рассказах животные предстают в реалистичном виде, и никакого волшебства с ними не происходит.
Задание 3
Докажи, что произведение М. Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова: художественное произведение, написан в прозе, описание одного события, герой совершает поступок, мы узнаем, какие герои добрые, храбрые, а какие — безответственные, трусливые.
Ответ:
«Ребята и утята» — художественное произведение Михаила Пришвина, написанное в прозе. Этот рассказ содержит описание одного события – переселения утиной семьи из леса к озеру. Ради забавы безответственные и трусливые ребята начинают обижать утят, но главный герой совершает добрый поступок. Он стыдит обидчиков и спасает птенцов.
Задание 4
Сравни рассказ Е. Чарушина с текстом про ежа из энциклопедии.
Ёж — маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в спячке. Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.
Ответ:
Текст из энциклопедии даёт точное описание внешнего вида ежа, его повадки и место обитания.
Рассказ Евгения Чарушина описывает впечатления мальчиков Шуры и Пети, которые случайно познакомились с ёжиком. В этой истории много внимания уделяется звукам, которые издавало животное, а также упоминается, чем его кормили «дали молока в блюдце и кусок мяса».
Задание 5
Что нового ты узнал о еже из энциклопедического текста? Чем различаются описания?
Ответ:
Я узнал, что гнёзда ежей находятся в норах или под корнями деревьев. Еще для меня было удивительно, что ежи, как и медведи, впадают в спячку.
В энциклопедии дано чёткое описание животного, а рассказ через описание звуков погружает читателя в атмосферу так, как будто он сам присутствовал при встрече с ёжиком.
Задание 6
Об одном и том же предмете, явлении, событии можно написать по-разному. Вспомни, чем отличается художественный рассказ от научно-познавательного текста. Как писатель будет изображать природу? А как это сделает учёный? Обсудите с другом, используйте слова: образ, факт, конкретный пример, отношение автора, настроение.
Ответ:
Художественные произведения и научно-познавательные тексты отличаются стилем изложения.
При написании статей для энциклопедии используется терминология и факты. Текст логичный и последовательный, без оценки автора.
В художественном рассказе есть герои, описание событий и скрытая мысль, которую хотел выразить автор. Через эмоции читатель улавливает настроение, испытывает похожие чувства.
Для описания осеннего пейзажа учёный перечислит название деревьев, растущих в лесу, время заката и восхода, периоды миграции разных птиц.
Содержание рассказа или стихотворения писателя об осени будет наполнено поэтичными сравнениями и музыкальной рифмой, которые погрузят читателя в атмосферу светлой грусти и создадут нужные образы.