Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Цели: познакомить учащихся с творчеством В
Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Оборудование: портрет и книги Б. Бианки; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Составленные учащимися рассказы, где главный герой — мальчик Алеша.
III. Речевая разминка
— Прочитайте и отгадайте загадку.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной — … (медведь).
— Представьте загадку «рычащим» чтением.
— Найдите в этой загадке имена прилагательные. Прочитайте ее с вопросительной интонацией, выделяя голосом эти слова.
— Прочитайте ее с утвердительной интонацией, выделяя голосом эти же имена прилагательные.
— Назовите глаголы. Прочитайте загадку с вопросительной интонацией, выделяя эти слова.
— Прочитайте ее с утвердительной интонацией, выделяя голосом эти же глаголы.
— Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
— Прочитайте название рассказа В. Бианки. Можете ли вы определить, о ком будет этот рассказ?
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту на с. 144. А сейчас сумеете предположить?
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
V. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об авторе
— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Читали ли вы его книги?
Материал для учителя
Виталий Валентинович Бианки (1894—1959) — известный писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки — мастер литературной сказки. Почти все его сказки — научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.
2. Чтение рассказа
(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
(После каждой части читать вопрос, на который учащимся надо пытаться ответить.)
3. Словарная работа
Завалинка — земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Медвежатник — человек, который охотится на медведей.
4. Обсуждение рассказа
— Понравился вам рассказ?
— Что делал старик, когда встретил колхозника?
— Что сказал ему колхозник?
— Как поступил старик?
— Что он услышал в лесу? Удивился ли он?
— Что делал медведь?
— Почему старик не стал стрелять?
VI. Физкультминутка
Колокольчик
Ветерок головку клонит,
Колокольчик сон свой гонит.
Ты головку вверх подкинь
И пропой: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь».
VII. Закрепление изученного
1. Выборочное чтение
(Работа по учебнику: вопросы и задания 1—5 на с. 145.)
2. Пересказ текста
(Выполнение задания 6 на с. 145.)
3. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.
• Счастлив медведь, что не попался стрелку; и стрелок счастлив, что не попался медведю.
• Шилом медведя не одолеешь.
4. Сообщение учителя
Материал для учителя
О наших соседях — бурых медведях
Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоемами. Они отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь — большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.
Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны.
Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.
Следы бурых медведей иногда можно спутать с человеческими. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
IX. Подведение итогов урока
— С каким рассказом вы познакомились на уроке?
— Кто его автор?
— Почему автор назвал его «Музыкант»?
— Какое название дали бы вы?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста. Выполнить задание 7 на с. 145.
Перескажи текст, используя следующие вопросы:
- На чём играл старый медвежатник?
- Что сказал ему колхозник?
- Зачем медвежатник пошёл в лес?
- Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
- Какую картину увидел старик в лесу? Почему старик не застрелил медведя?
Пересказ текста «Музыкант» используя вопросы учебника для 2 класса.
Старенький медвежатник очень любил музыку.
Хоть он и не очень хорошо умел играть на своей скрипке, всё равно старался научиться и не собирался бросать своё увлечение.
Колхозник, его друг, сказал, что в лесу есть медведь.
Мол, нужно идти на охоту.
Дедушке как-то нужно было зарабатывать, поэтому он пошёл ловить медведей.
Долго ходил он по лесу, пока не устал.
И, пока отдыхал на пеньке, услышал необычные звуки.
«Дзинь-динь, дзинь-динь».
Ему стало интересно, откуда эта мелодия, и пошёл он искать.
Каково же было его удивление, когда на опушке леса он увидел огромного бурого медведя.
Он сидел возле пня и играл на щепке.
Щепка дребезжала и издавала такой приятный звук.
Охотник так заслушался, что даже забыл, что он в лесу, а играет ему медведь.
Жалко стало ему животное.
Поэтому пощадил он медведя, и не стал убивать.
Решил мужик, что он такой же музыкант, как и он сам.
Читательский дневник по рассказу «Музыкант» Виталия Бианки
Название: «Музыкант»
Число страниц: 2
Жанр: рассказ
Главные герои: старый охотник, медведь.
Второстепенные герои: колхозник.
Характеристика главных героев:
Старик — милосердный мужчина, который любит музыку.
Пощадил медведя, ведь он тоже был музыкантом.
Талантливый и добродушный.
Медведь — любознательный и весёлый.
Играл на щепке дерева, как на инструменте.
Характеристика второстепенных героев:
Колхозник — обычный мужик, без талантов.
Краткое содержание рассказа «Музыкант»
Старый охотник любил играть на скрипочке.
Колхозник посоветовал ему бросить скрипку и взять ружьё, ведь в лесу завёлся медведь.
Старик отправился на охоту.
Долго караулил старик зверя, выслеживал по лесу, но никак не мог его найти.
И вдруг слышит, в тишине звук «Дзенн».
Удивился старик.
Пошёл в ту сторону и видит: сидит возле разбитого грозой дерева медведь и играет на щепках.
Оттянет щепку, отпустит и звук слушает, радуется.
Не стал старик убивать зверя.
А колхознику объяснил, что не может стрелять в такого же музыканта, как сам.
Основная мысль произведения «Музыкант»
Главная мысль рассказа в том, что животным не чуждо чувство прекрасного, и они могут получать наслаждение от музыки.
Основная идея рассказа в том, что животных надо любить.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас бережно относиться к природе.
Учит видеть в ней прекрасное
Учит сочувствовать тем животным, которые, как и человек, могут чувствовать это прекрасное.
Краткий отзыв по рассказу «Музыкант» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что мы ещё очень мало знаем про животных.
Про их возможности, таланты, ум.
Медведь в этом рассказе показал себя музыкантом.
Он любил играть на щепке и вызвал симпатию охотника.
Это интересный и познавательный рассказ.
Автору удалось приоткрыть перед читателем ещё одну тайну природы.
Оказывается, звери музыкальны как люди.
Мне очень понравились герои этого рассказа.
Добрый охотник и талантливый медведь.
Они действительно стоили друг друга.
Я всем советую прочитать этот рассказ и внимательно понаблюдать за своими домашними питомцами и дикими зверями и птицами.
Может быть и вы откроете какую-нибудь удивительную тайну природы.
Пословицы к рассказу:
- Рыбак рыбака видит издалека
- Соловей поёт — себя тешит.
- Те же кафтаны, да не те же карманы.
- Смола да вар — похожий товар.
- Под хорошую музыку и медведи пляшут.
Ещё читательские дневники по произведениям Виталия Бианки:
- «Хитрый лис и умная уточка»
- «Мышонок Пик»
- «Сова»
- «Лесной колобок — колючий бок»
- «Приключения муравьишки»
- «Латка»
- «Лесные домишки»
- «Оранжевое горлышко»
- Краткая биография Виталия Бианки и презентация на отличную оценку
Библиотека произведений автора пополняется.
Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке.
Пример словесной картины для описания игры медведя на щепке для 2 класса
На опушке леса, которая скрыта от чужих глаз деревьями, сидел медведь.
Рядом с ним стоял давно высохший пень.
А из того пня торчали острые щепки разного размера и длины.
Невероятное зрелище происходило.
Своей большой и волосатой лапой он брал одну из щепок, тянул на себя, и сразу отпускал.
Щепка начинала дребезжать и издавала звук, похожий на скрипку или виолончель.
«Дзинь… дзинь… дзинь».
Дедушка, который невольно стал слушателем этого представления просто замер от удивления.
Это было очень забавно и музыкально.
А медведь был настолько увлечён своим делом, что даже не заметил рядом стоящего человека.