Проект «Осенние листья — тема для поэта» 2 класс
Проект по литературному чтению «Осенние листья — тема для поэтов»
Цель проекта: способствовать гармоничному развитию личности ребенка; формировать познавательные процессы на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассного чтения, изобразительного искусства.
Задачи проекта:
-
формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира;
-
учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
-
учить тому, что поэзия – это мир чувств; учить слушать и читать поэзию;
-
обучать основам анализа поэтического текста;
-
обучать участию в беседе, занятию поисковой работой; обучать построению высказывания;
-
закреплять знания литературоведческих терминов и понятий (автор, лирическое настроение, художественный образ, олицетворение, сравнение).
-
закреплять умение пользоваться толковым словарём
В работе над проектом участвует 6 групп по 5 человек. Каждая группа получает аналогичное задание, но своё стихотворение. Работа в группах распределяется командиром.
После выполнения задания проходит публичная защита проекта. Учащиеся оценивают работу своих одноклассников, высказывают мнение и задают вопросы.
Оборудование :
1 Задания группам, оформленные в рамочки из осенних листьев
2. Альбомные листы, краски, кисточки
3. Иллюстрации картин русских художников
4. Толковый словарь школьника О.Д.Ушакова
Е. Груданов
Похвалялся листик клёна:Был я, как и все – зелёный,А сейчас я вот какой –Жёлтый, красный, золотой,И румяный, и резной –Ну, красавец расписной.Всё во мне, как солнце, светит,И любой меня заметит!Он не долго похвалялся.Вдруг от ветки оторвался,На полянку вниз нырнул,Лёг удобней … и … заснул.
С. Сон
Шу-у! Прошу остановиться!На деревьях – листья-птицы!Разноцветные! Резные!Шаловливо-озорные!Отрываясь, листья-птицыСтайкой мчатся за синицей!Вдоль карнизов! И по крышам!Всё быстрей! Всё выше! Выше!Осени волшебной небыль —Птицы-листья рвутся в небо!Вместе с ветром-властелиномУлетают пёстрым клином…
И. Латарцева
Утром первый холодок,и на улицах ледок.Во дворе по лужицамкто-то рыжий кружится!Листья, листья сбились в стайку:ну-ка, ветер, догоняй-ка!Закружила карусельярко-жёлтую метель.Осени я крикну звонко:Здравствуй, рыжая девчонка!
Н. Пряничек
Листья липы, дуба, ивыКружатся над прудомИх узоры так красивы,Что свершилось чудо:Осенний человечекПришел к нам танцеватьИ целый день – по вечерДрузей вкруг собирать.Голова – листочек липы,Тело – лист широкий дубаРуки-ноги – листья ивыЧеловечки мои… живы!Листья липы, дуба, ивыКружатся над прудомИх узоры так красивы,Что свершилось чудо!
Н. Страмилова
Первый лист осеннийНа моей ладони,Он немножко желтыйИ чуть-чуть зеленый.Летом он держалсяЗа руку у мамы –К ветке прижималсяИ твердил упрямо:Вот наступит холод,-Он шептал березке,Я покину город —Вырасту я взрослым.Оторвусь от ветки, Поднимусь над крышей,Слыша дождик редкий,Я помчусь все выше.Я вдохну немного Воздуха свободы,А потом вернусь я
К милым школьным сводам.
Осенние листья стр. 72 – 75. Литературное чтение 2 класс
«Осенние листья» А. Толстой стр. 72
2. Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуй в своём воображении то, что он увидел.
Он видит её у себя дома, наблюдая из окна.
Перед его глазами хмурый сад, который уже не цветёт.
Ветер срывает листья с деревьев, кружит и уносит куда-то далеко.
А где-то вдали видны верхушки рябин.
По словам Толстого, становится понятно, что такие изменения в природе заставляют его грустить.
3. Выучи стихотворение. Какое настроение ты передашь?
Читая это произведение, нужно использовать спокойную, грустную интонацию, передавая настроение тоски.
Здесь отсутствуют радостные, поднесённые эмоции.
Пожелтелые.
«Закружилась листва золотая» С.
2. Как выглядит пруд, окружённый осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?
Он выглядит розоватым из-за того, что цвета осенней листвы дают такое отражение.
Ведь они сочетают в себе золотые, красные, бурые оттенки.
Пример готового стихотворения на тему «Осень» смотри в ответах к рабочей тетради для 2 класса
«Сухие листья» В. Брюсов стр. 74
«Сухие листья» — повторяется в произведении семь раз.
«Тусклым ветром» — повторяется в произведении дважды.
3. Эти словосочетания придают стихотворению мелодичности, определяют его темп и ритм.
Перечитай стихотворение, прислушайся к его звучанию.
В произведении преобладают шипящие и свистящие звуки.
Они помогают представить описанную поэтом картину: кружение сухой листвы, свист ветра.
Стихотворение читается легко, его ритм напоминает музыкальное произведение.
«Опустел скворечник» И. Токмакова стр. 75
1. Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Используя такое выражение, Токмакова наделяет листья способностями живых существ.
Они, словно птицы, срываются с веток деревьев и куда-то летят, унесённые ветром.
2. Попробуй сам составить вопросы к стихотворению. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Какая пора года описана в стихотворении?
Что стало со скворечником?
Как ведут себя листья?
Куда, по предположению автора, хотят улететь листья?
Подсказка:
- Краткая биография Ирины Токмаковой для презентации
- Краткая биография Алексея Толстого для презентации
- Краткая биография Валерия Брюсова для презентации
- Краткая биография Сергея Есенина для презентации
_______