Анализ стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» Пушкина
Произведение «Вот север, тучи нагоняя» Александра Сергеевича Пушкина – отрывок с пейзажной картиной из седьмой главы «Евгения Онегина».
Стихотворение написано примерно осенью 1828 года. В эту пору поэту исполнилось 29 лет, он вернулся в столицу после ссылки в Михайловском, встретился с друзьями. Однако над ним уже нависла угроза нового разбирательства по поводу написанных им стихов. Одно с обвинением в кощунстве, другое – за вольнодумство и восхваление декабристов. Впрочем, в обоих случаях ему удалось оправдаться без последствий. Близится первая встреча с его будущей женой Н. Гончаровой. По жанру – пейзажная миниатюра, размер же – четырехстопный ямб с определенной рифмовкой, присущей так называемой онегинской строфе: перекрестная, смежная и опоясывающая. Здесь уже традиционное для романа лирическое авторское отступление, посвященное смене времен года. Поэт употребляет местоимение «мы», чтобы приобщить к своему настроению и читателей. Начинается описание с олицетворения: север дохнул, завыл. Следом появляется «волшебница-зима» (двойное слово, пример фольклорной лексики). «Сама»: собственной персоной, как живое существо, как повелительница. Далее идет перечислительная градация, искрящаяся снегом и морозом: пришла, рассыпалась, повисла. Природа словно наряжается, участвуют в преображении все: дубы, на суках которых наросли снежные шапки, поля и холмы, укрытые отныне «волнистыми коврами» (сравнение с эпитетом), брега (устаревшая форма слова) с замершей до весны рекой также облачились в радующую глаз «пухлую пелену». «Блеснул мороз»: кульминация фрагмента, выраженная инверсией. Завершается зарисовка энтузиазмом предвкушения «проказ», которые принято затевать в это время года, от бешеной езды в санях до игры в снежки. Осенняя хандра позади, поэт приветствует «матушку-зиму» (и вновь двойное слово, привычное для русского устного народного творчества) и зовет разделить свою радость всех читателей. Следует отметить, что героиня самого романа к этому веселью не присоединяется. Это момент подготовки отъезда семейства из деревни в город, в Москву. Ее сердце навсегда сроднилось с уголком уединенным, местами мирными. Здесь она полюбила, пусть и сердце ее с тех пор разбито. По всем этим причинам ей «страшен зимний путь». Лексика стихотворения живая, со сказочным колоритом. «Матушкой» зима стала неспроста: здесь и уважение к ее летам, и почтение к суровому нраву, и своеобразное выражение любви.
Седьмая глава «Евгения Онегина» А. Пушкина впервые была напечатана в 1830 году, в период повторного сватовства поэта к Н. Гончаровой, которое увенчалось заключением брачного союза.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою…
Пухлый снег – это сравнение снега с пухом. Он не блестит, а начинает блестеть, когда долго лежит и становится твердым.
А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или нет? Почему вы так думаете?
Послушайте как читает это стихотворение Олег Табаков – артист театра и кино (Слайд 4)
— Как мы будем читать это стихотворение? — Правильно. Тон не может быть заунывным, он скорее торжественный: наступает значительное событие в природе приход зимы. Идет волшебница зима
— В каком темпе: быстро, умеренно или медленно? — Что еще важно соблюдать при чтении стихотворения?
— Отметьте слова, которые необходимо выделить при чтении.
— На какие знаки препинания необходимо обратить внимание при чтении? Сделайте разметку стихотворения. (Работа в парах). — В стихах всегда передаётся настроение человека
Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?
— В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?
— Прочитайте выразительно стихотворение, пользуясь разметкой. (Слайд19)
(Несколько человек читают стихотворение. Остальные учащиеся отмечают правильно ли читающие расставили в стихах паузы и выделили главные слова; чувствуется ли при чтении детей музыкальность стихотворения.)
— Кто сможет рассказать стихотворение по данным иллюстрациям? (слайды 20-32)
Над каким произведением работали на уроке? Сделайте модель обложки этого стихотворения
За что на уроке вы могли бы похвалить своих товарищей? Себя?
А я хочу похвалить вас за активную, творческую работу и говорю вам «Спасибо за работу» (Сдайд34)
Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем лесу, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем и тогда невольно всплывут слова Пушкина:
« И рады мы проказам матушки зимы» .
И может тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы и ее волшебстве.
написать сказку о зиме
нарисовать картину к стихотворению.(слайд33)
Звучит лирическая миниатюра В. Солоухина